Свердловские энергетики наконец признались, что воду, которую пропустили через батареи, а потом пустили в кран, не очищают в принципе – как выяснилось, это просто невозможно.
– Согласно проекту у нас схема горячего водоснабжения предусмотрена без очистки обратной сетевой воды. Очистить обратную сетевую воду технически невозможно, – сообщила E1.RU пресс-секретарь Свердловской теплоснабжающей компании Светлана Тимченко.
При этом без вонючей "обратки" не обойтись, особенно в морозы. Чем холоднее на улице, тем выше градус теплоносителя, а, значит, горячее вода. Кипяток приходится разбавлять водой до 60 градусов. Чем горячее вода, тем больше нужно "обратки", а, значит, сильнее будет неприятный запах.
В СТК возлагают вину за плохой запах воды на управляющие компании: по словам энергетиков, системы отопления в домах не дезинфицируются. Промывать внутридомовые сети специальными реагентами – обязанность коммунальщиков, но это делают далеко не все, потому что процедура не самая дешёвая.
– Чтобы промыть сети большого дома на 435 квартир (9 этажей и 10 подъездов), нужно 65 894 рубля 40 копеек, – посчитал для E1.RU председатель ТСЖ "Эльмашевское" Сергей Строганов. – На гидропромывку двухэтажки из 16 квартир требуется 5 тысяч рублей.
Однако, даже если внутри дома трубы промыты, то нет никакой гарантии, что они не засорятся вновь: грязь может по сетям приплыть из соседнего многоквартирника.
– Мы имеем право не подключать должников и тех, кто сети не промыл. Но, когда на улице идёт снег, чтобы людей не заморозить, мы всё равно подключаем тепло, – сообщила E1.RU Светлана Тимченко. – Пока механизм не отработан так, чтобы им было выгодно сети продезинфицировать, чем нарваться на санкции.
В непромытых сетях происходит "образование биоплёнки и развитие микрофлоры с выделением сероводорода" – источника неприятного запаха. Тем не менее по бактериологическим показателям вода в норме, говорится в официальном заявлении СТК.
– Это значит, что там отсутствуют болезнетворные бактерии, сероводород даёт только запах, для здоровья человека он неопасен, – объяснили E1.RU энергетики.
Однако горожане жалуются, что вонючая вода портит кожу и волосы и вызывает аллергию. Медики, с которыми общался E1.RU, тоже подтвердили, что каждый год с началом отопительного сезона возрастает число обращений, а плохая горячая вода опасна для кожи. В Роспотребнадзоре не смогли оперативно пояснить, опасны ли для людей биоплёнка и микрофлора.
Сейчас в СТК рассказывают, что о неприятном запахе горячей воды знали ещё в середине ноября и даже обращались в Роспотребнадзор и создали штаб для решения проблемы. Правда, в начале декабря представители компании говорили корреспонденту E1.RU, что никаких жалоб на вонючую воду не поступало.
Только после того, как журналисты подняли шум, в СТК начали принимать меры: например, "провели совещание в администрации Екатеринбурга с представителями Роспотребнадзора и тепловых источников (СУГРЭС)", говорится в сообщении компании.
Кроме того, вонючую воду решили разбавить нормальной: объём подпитки, которая идёт с СУГРЭС, снизили, а объём воды, которую подают со Свердловской ТЭЦ, наоборот, увеличили. Пробы на теплоисточниках стали брать в три раза чаще, и теперь в СТК говорят, что вода стала лучше.
Специалисты СТК и раньше заявляли, что единственный выход из ситуации – переход на закрытую систему теплоснабжения, чтобы в дом подавалась холодная вода и там же нагревалась, а система отопления шла отдельно. Переход на эту систему прописан в законе, но когда это произойдёт и кто это оплатит, неизвестно. К слову, в маленьких городах Свердловской области горячая вода не воняет, потому что в них уже есть подобие закрытой системы – теплоноситель до крана жителя проходит не столь большой путь, как в Екатеринбурге. Есть и другие варианты: установить в домах теплообменники, или фильтры на входе в дом, или нагреватель внутри квартиры, но все они очень затратны.
Напомним, с начала декабря мы занимаемся проблемой вонючей горячей воды. На первую новость с попыткой разобраться, почему вода воняет, откликнулись десятки читателей, и мы составили карту, чтобы показать, что проблема есть во всём городе.