Е1.RU представляет пятую часть проекта, посвящённого «деревянным сокровищам» Екатеринбурга — самым красивым и необычным деревянным домам, уцелевшим в городе. В этих материалах мы рассказываем о самих зданиях, историях и людях, с которыми они связаны. Ранее мы рассказывали про усадьбу Елизарьева, дом купцов Агафуровых, усадьбу Филитц у зоопарка и дом Лебедева.
Сегодня речь пойдёт о доме Марии Якимовны Алексеевой — первой жены писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка. Построенный в 1870-х годах, особняк успел побывать и «семейным гнёздышком» для знаменитой четы, и «заурядной коммуналкой» на 8 квартир, и музеем. Здание в 1980-х хотели снести, и сейчас оно осталось последним деревянным на всей улице Толмачёва. Спасти его позволило единственное упоминание в рассказе Дмитрия Наркисовича.
Дом на Толмачёва, 41 (раньше улица называлась Колобовская) полукаменный, с большими окнами в узорчатых наличниках. Железная крыша украшена трёхступенчатой башенкой с двумя ярусами сложной деревянной резьбы. Низ дома кирпичный, с фасада оштукатуренный, окна с улицы — на уровне тротуара, во дворе — несколько выше.
Музейные работники не исключают, что раньше здесь было отдельное здание для кухни и другие служебные помещения — но их снесли. Вход в дом со двора и с улицы. Внутри дома деревянная лестница со старинными балясинами ведёт на второй этаж. Во дворе к дому примыкает двухэтажная терраса, вверху она застеклена, внизу открыта.
Дом был построен, по оценке профессора Анатолия Раскина, специалиста по уральскому классицизму, не в начале века. Это эклектика периода второй половины XIX века — примерно 1870 год. В 1879 году дом купила Марии Якимовна Алексеева — будущая первая жена писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка.
— Алексеева — образованная женщина, свободно говорившая на французском языке, в отличие от Мамина, который так и не окончил никаких университетов, — рассказывает научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала XIX века» Ольга Гребнева. — Она была женой известного тогда нижнетагильского горного инженера Алексеева и единственной дочерью помощника управляющего тагильскими заводами Колногорова. Музыкантша, играла на рояле, пела романсы.
С Маминым (реальная фамилия Дмитрия Наркисовича) она познакомилась в 1877 году в Нижней Салде, куда он, недоучившийся студент, приехал к родителям после учёбы в Петербурге. Роман перерастает в брачный союз. У Алексеевой было трое детей, и развод стал сложным делом. Поэтому она просто купила дом в Екатеринбурге на Толмачёва для семейного гнезда с Маминым-Сибиряком и переехала вместе с ним под предлогом, что надо дать детям образование в екатеринбургских гимназиях. На Толмачёва они прожили 12 лет гражданским браком с писателем.
В этом доме были написаны многие произведения Мамина-Сибиряка. С 1881 года очерки и рассказы писателя начинают появляться на страницах прогрессивных журналов и газет России. Лучшие из этих произведений писатель позднее объединил в цикл «Уральские рассказы», вышедший отдельной книжкой в 1888 году.
В доме Алексеевой собирались представители прогрессивной общественности Екатеринбурга. «Маминский кружок» посещали юристы Магницкий, Климшин, Кетов, Фолькман, писатель Казанцев и другие. В дружеских беседах обсуждались последние события жизни России и Урала, новинки литературы и искусства. Мамин-Сибиряк был великолепным рассказчиком, остроумным, живым собеседником.
Детей в браке с Алексеевой у 38-летнего Мамина не было, а он их хотел. В 1890 году на сцене екатеринбургского театра блистала московская актриса Мария Абрамова. Она очаровала писателя, в 1891 году он влюбился в неё, и они вместе сбежали в Петербург. После этого Алексеева не захотела оставаться в доме из-за воспоминаний и продала его. Она уехала на улицу Береговую, в новую усадьбу, в которой умерла в 1921 году.
— После этого дом на Толмачёва пошёл по рукам, — рассказала заведующая музеем «Литературная жизнь Урала XIX века» Людмила Чеснова. — В 1914 году его купил фабричный инспектор Буханов, в 1919 году дом перекупил екатеринбургский врач Линдер. Через три месяца Линдер бежал от красного террора в Харбин. Кстати, в 1997 году он приезжал из Австралии и тряс перед сотрудниками музея документами на дом, но претензий предъявлять не стал.
Вскоре после отъезда Линдера, в 1919 году, в доме были организованы коммунальные квартиры. Все комнаты были разделены, в каждой установили индивидуальную печь. В коммунальный период, примерно в 1970-х, в доме жил Михаил Сажаев — екатеринбургский художник-универсал, прославивший свое имя далеко за пределами России. За тридцать лет работы он создал, по разным подсчётам, от 4 до 6 тысяч произведений (живопись, графика, портреты, фарфор, скульптура, коллаж, арт-объекты), рассеянных в частных коллекциях 28 стран мира.
В 1980-х в городе обсуждалось решение снести дом и застроить участок, но за уникальный памятник вступилось учёное сообщество. Сохранить его удалось только благодаря записи на последней странице последнего варианта романа «Приваловские миллионы», сделанной рукой Мамина-Сибиряка: «Кончена эта рукопись в Екатеринбурге, в Колобовской улице, в доме Алексеевой, 1883 году. 2 сентября в 1 час 34 минуты пополудни».
Решение Свердловского исполкома городского совета о передаче музею здания по Толмачёва, 41 было принято 13 января 1982 года. Он был отдан в руинном состоянии — 10 лет ушло на ремонт и реставрацию. Дом был отреставрирован и открыт для посетителей в мае 1990 года выставкой «Мир Чехова» к 130-летию со дня рождения писателя и к 100-летию его путешествия на Сахалин. Были использованы подлинные вещи Чехова из Ялтинского музея. На подготовку конечной экспозиции периода Мамина-Сибиряка было потрачено ещё шесть лет. И 21 июня 1996 года открылся музей «Литературная жизнь Урала XIX века», который работает в здании сейчас.
Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников музея «Литературная жизнь Урала XIX века».
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU