Юрист по образованию.
Автомобилист по призванию.
Идеалист по натуре.
Последний автомобильный романтик.
Увлечения – книги, музыка, велосипед, моторспорт.
Хобби не имеет.
Характер стальной.
2003-2007 – журналист, руководитель тестовой группы журнала "Автостоп"
2007-2013 – главный редактор журнала "Автостоп"
2010-2013 – инструктор Екатеринбургского филиала Центра Высшего Водительского Мастерства профессора Э.С. Цыганкова
2014 – ведущий программы "Минута драйва" на Радио СИ.
Сегодня много разговоров о преимуществах метана в качестве моторного топлива. Расскажите, пожалуйста, в чем отличия метановой и пропан-бутановой газомоторных систем, в чем их преимущества и недостатки?
Автор :Алексей Славин
Ответ :Прежде всего, метан компримированный или сжатый природный газ существенно дешевле не только бензина и дизельного топлива, но и сжиженного нефтяного газа (LPG) пропан-бутана. Если метан дешевле бензина в три раза, то пропан-бутан демонстрирует лишь двукратную экономию. К тому же, расход самого метана двигателем ниже и составляет минус 10% от бензинового, в то время как пропан-бутана тот же самый двигатель будет потреблять с коэффициентом плюс 10-15% к бензиновому расходу.
Второе безопасность. Согласно классификации горючих веществ по степени чувствительности к возбуждению взрывных процессов метану присвоена самая низкая, 4 категория слабочувствительные вещества. К примеру, бензин по ней отнесен к 3 классу среднечувствительные вещества, а пропан и вовсе ко 2 классу чувствительные вещества.
Дело в том, что метан почти в два раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации оборудования он сразу улетучивается, не успевая создать взрывоопасную смесь с кислородом. Пропан же в таких случаях концентрированно оседает со всеми выходящими
Кроме того, запас прочности метановых баллонов втрое превышает рабочее давление газа, составляя как минимум 600 атмосфер: в условиях вне специальной лаборатории создать такую степень нагрузки попросту невозможно.
Наконец, высокая стойкость метана к детонации (октановое число ?110) снижает ударные, паразитные нагрузки на цилиндро-поршневую группу и ГРМ двигатель работает гораздо тише, мягче и ровнее, а правильно подобранное оборудование позволит в полной мере использовать потенциал высокого октанового числа для увеличения тягово-динамических характеристик двигателя. Немаловажен и тот факт, что полнота сгорания метана (порядка 98%!) и отсутствие вредных примесей защищают двигатель от образования шламов и нагара и продлевают срок службы моторного масла.
Почему в России в качестве альтернативного моторного топлива не применяется метанол в чистом виде, либо в качестве компоненты к топливу? Про его ядовитые химические свойства при употреблении внутрь известно, но ведь ни один адекватный человек бензин, изготовленный из нефти, пить не будет, а вред здоровью будет сопоставим. В то же время, цена метанола ниже, а химмотологические и экологические свойства выше.
Автор :Анашкин Анатолий
Ответ :Действительно, метанол имеет высокое октановое число и низкую пожароопасность. Именно поэтому метанол в качестве моторного топлива широко используется в моторспорте. В России метанол производится в качестве технологической жидкости и в ограниченных количествах его закачивают в трубопроводы, поэтому метанол у нас, увы, дороже бензина. Применение чистого метанола в качестве топлива для ДВС гражданских автомобилей требует существенного дополнительного инжиниринга для сохранения ресурса силового агрегата. Гораздо перспективнее использовать присадки к топливу на основе метанола, как, например, в США, но в этом случае отпускная цена бензина на наших НПЗ будет ещё выше
Здравствуйте, Игорь. Возможно ли установить ГБО на новый автомобиль и не потерять заводскую гарантию? И, если да, то на какие марки автомобилей это распространяется?
Автор :Корнев Александр
Ответ :Вопрос насущный что и говорить! Насколько мне известно, сегодня в этом направлении двигаются только операторы рынка, автомобильные дилеры, но не представительства автопроизводителей в России. Последним это попросту неинтересно. Совершенно точно в Екатеринбурге обязательства по поддержанию заводской гарантии за счет собственных ресурсов при установке ГБО выполняет один из дилеров УАЗ. Определенные усилия предпринимал так же один из дилеров Toyota.
Ситуация, бесспорно, будет меняться с ростом спроса на метановое ГБО. А сегодня установка нештатного оборудования может служить причиной отказа в гарантийном ремонте ДВС, но на трансмиссию, кузов и узлы подвески установка ГБО никак не влияет, и здесь отказ будет противоправен. Кроме того, если по результатам экспертизы будет установлено, что неисправность двигателя также никак не связана с установленным ГБО, то и в этом случае отказ в гарантии можно смело оспаривать.
Ваше отношение к электромобилям (и к электронным сигаретам заодно)?
Автор :Максим, 40 лет
Ответ :Наверное, это будущее, но я человек аналоговый. Автомобиль должен выглядеть, как автомобиль, звучать, как автомобиль, пахнуть, как автомобиль. Учить его ездить должен инженер, а не программист, а управлять им должен я сам, а не зашитая в его мозги программа: в себе-то я уверен, а вот что за парень программировал электрическое рулевое управление какого-нибудь Infiniti Q50, и в какой момент его заглючит, я не знаю.
Единственная машина, которая хоть как-то покачнула мои убеждения это Тесла. Но это, скорее, то самое исключение, что лишь подтверждает правило.
А электронные сигареты это что-то вроде безалкогольной водки, так?
Доброго здоровья! Когда уже при смене очередного автомобиля вместо Лады будут доступны недорогие электромобили? Как вы считаете, сможет наша страна перестроиться с нефтяной кормушки на производство электромобилей и, соответственно, производить самостоятельно составляющие электромобилей (и др. экологически приоритетных общественных средств передвижения). Когда (на чем) летать начнем, дорог-то нет и не будет, похоже(?!)
Автор :11
Ответ :И вам не хворать! Ответ на ваш вопрос во многом лежит в плоскости обсуждения предыдущих. Электрическое будущее наступит тогда, когда новый, чертовски гениальный Тесла явит миру лёгкую, компактную, ёмкую, не боящуюся ни жары, ни холода батарейку. Без подобного прорыва в аспекте энергоносителей электричество нам не грозит, а оптимальной альтернативой бензину и дизелю сегодня выступает метан. Вот на метане и будем летать
Доброго дня! Хочу приобрести Ладу Ларгус Кросс и сразу же установить газовое оборудование. На место запаски баллон встанет хорошо. Не опасно ли это для ресурса двигателя? Окупится ли установка этого оборудования на данном автомобиле?
Автор :Кондратьев Дмитрий
Ответ :На мой взгляд очень взвешенное решение. Только я бы вам посоветовал установить не пропановую, а метановую систему. При полной загрузке в городском цикле этот автомобиль расходует 13-15 л АИ-92 на 100 км пробега. В наступающем 2015 году стоимость АИ-92 вырастет, минимум, до 35 рублей за литр. Таким образом, каждые 100 км пробега обойдутся вам в 525 рублей, а годовой пробег в 15 000 км в 78 750 рублей. Стоимость метанового ГБО (а это самый оптимальный вариант, экономия более чем в три раза!) для вашего автомобиля составит порядка 60 000 рублей. Стоимость метана 11 р/ м3, расход для Лада Ларгус Кросс составит 13,5 м3/100 км (коэффициент 0,9) то есть, каждые 100 км пробега обойдутся вам в 148 рублей 50 копеек, а годовой пробег в 15 000 км в 22 275 рублей. Почувствуйте разницу 56 475 рублей в год!
Что касается ресурса двигателя использование метана его только увеличит, при условии профессиональной установки сертифицированного оборудования. В гараж не советую!
Добрый день, какие минусы и плюсы у ГБО, работающих на метане? Спасибо.
Автор :Коряков Сергей
Ответ :Все плюсы использования метанового ГБО мы уже обсудили выше, а из достойных обсуждения минусов, можно отметить лишь весьма объемную баллонную часть. Поскольку метан в баллонах находится в сжатом до 200 атмосфер состоянии, при коэффициенте вместимости баллона 4.2 в 80-литровый баллон вмещается 19 м3 метана. Раз уж взяли за пример Лада Ларгус Кросс, то этого объема автомобилю хватит на 150 км пробега. Для достижения 300-километрового пробега на метане два 80-литровых баллона, разумеется, потребуют в два раза больше места, и, если один баллон можно расположить вместо запасного колеса под задним бампером, то второй придется располагать в багажном отделении.
Игорь, а почему Вы не стали работать по образованию юристом?
Автор :Антон
Ответ :Заводы стоят работать некому: одни юристы в стране! А если серьезно, то согласитесь! гораздо приятнее работать по призванию, чем по образованию
Здравствуйте, Игорь! Вы все еще рисуете автомобили?! Как посмотреть Ваши работы?
Автор :Сыропятов Алексей
Ответ :Здравствуйте, Алексей! Все мои работы остались в студенческих конспектах, конспекты в ларце, ларец в утке в общем, долгая история. Спасибо за память и за вопрос!
Добрый день, Игорь! Вы, как автомобилист, посоветуйте, пожалуйста, женщине, какой поддержанный и недорогой автомобиль купить, чтобы ездить на дачу, в лес и иногда по городу можно было перемещаться, и - какого года? На что обращать внимание: на ходовую, на ДВС... Я придерживаюсь мнения, что может подойти Нива-Шевроле. Может, ещё есть какие-нибудь варианты? Спасибо!
Автор :Ника Иванова
Ответ :Уважаемая Ника, если вы не собираетесь участвовать в бахах и трофи-рейдах, то, вместо железной по пояс Chevrolet-Niva, я бы посоветовал вам более лояльный Renaul Duster 4WD он проще, надежнее и просто удобнее в эксплуатации на дорогах с твердым покрытием. Двухлетнюю машину с пробегом около 50 000 км сегодня можно купить за 500-550 тысяч стремительно дешевеющих рублей.
Игорь, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-нибудь компактные решения баллонной части при установке ГБО, которые не загромождают багажник?
Спасибо.
Автор :Синих Дмитрий Михайлович
Ответ :К сожалению, Дмитрий, не все так просто. Сжатый до 200 атмосфер метан требует использования специальных баллонов цельнометаллических, металлопластиковых или композитных. И речь здесь можно вести не об объемах и параметрике баллонной части, а о ее массе. Вес цельнометаллического баллона 1 типа 1 кг/л объема, то есть, 50-литровый баллон 1 типа весит порядка 50 килограммов. Вес металлопластикового баллона 3 типа (алюминиевый лейнер в армирующем коконе из углеродного волокна), примерно, в три раза меньше 50-литровый баллон 3 типа весит около 15 килограммов. Но такие баллоны, конечно, дороже: если цельнометаллический стоит, примерно, 250 р/л объема, включая запорную арматуру, крепление и работы по монтажу, то металлопластик 350 р/л объема.
Здравствуйте, Игорь! Подскажите, пожалуйста, на какой газ лучше перевести Ниссан Кэшкай: на пропан, бутан или метан? И где это сделают надежнее?
Автор :Элина Александровна
Ответ :Уважаемая Элина Александровна! Позвольте мы с вами разберемся в технических газах.
Пропан (C3H8) вещество органического происхождения, которое образуется при разделении нефтепродуктов в ходе химических реакций. Это вещество крайне взрывоопасно при соединении с воздухом.
Органический газ бутан (C4H10) относится к классу алканов это чрезвычайно ядовитый, опасный для человека газ, обладающий резким запахом.
В свою очередь, пропан для человека малотоксичен и имеет слабый запах. Поэтому в качестве моторного топлива используется пропан-бутановая смесь.
Метан (CH4) простейший углеводород, природный газ без цвета и запаха совершенно безвреден и чрезвычайно летуч. Экономика его производства минимально затратна: метан напрямую добывается из недр, не требуя никакой последующей переработки. Его запасы в России колоссальны: порядка 40% всего мирового запаса!
Отвечая на ваш вопрос, посоветую установить именно метановое оборудование: во-первых, метан лишен всех упомянутых выше недостатков пропан-бутана, а во-вторых, срок окупаемости и метанового, и пропан-бутанового оборудования одинаков, но экономия на метане существенно выше.
Установкой метанового оборудования в Екатеринбурге занимаются как частные гаражи, так и специальное подразделение Газпрома установочные центры Уралавтогаз расположены прямо на АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). Я бы доверил установку профессионалам Уралавтогаза насколько мне известно, сейчас у них действуют предновогодние скидки на оборудование, работы и, собственно, на сам метан!
Игорь, здравствуйте! Сейчас очень много разговоров о преимуществах газомоторного топлива метан. Но когда, наконец, построят заправки? Расскажите, куда сегодня можно ездить с ГБО, и куда нельзя, где нет метановых заправок? Спасибо.
Автор :Иван Алексеевич
Ответ :Иван Алексеевич, все АГНКС в Екатеринбурге расположены в 30-минутной доступности из любого района города. Пока их только три в Чкаловском, Октябрьском и Орджоникидзевском районах города адреса можно найти здесь: http://www.uralavtogaz.ru/dispensers/ Всего в радиусе 350-400 км от Екатеринбурга расположено порядка 25 АГНКС по всем направлениям Челябинском, Пермском, Серовском, Тюменском И сеть метановых заправок будет только расти: в самом ближайшем будущем есть планы установки метановых колонок на АЗС Роснефть и Газпромнефть по всей России.
Какое ГБО посоветуете для метана? Машина пикап (мотор 5.7, 3ur_fe), думаю, в багажнике лучше пару тяжелых баллонов для метана возить, чем пару бесполезных мешков с песком.
Автор :Семен
Ответ :Для пикапа Toyota Tundra я бы посоветовал установить итальянское ГБО 4-го поколения BRC Sequent Plug&Drive CNG проверено! Дальнейшая конфигурация зависит от финансовых возможностей: дополнительно я бы установил вариатор угла опережения зажигания, систему жидкостной защиты клапанов Flashlube Valve Saver, электронный датчик уровня газа в баллонах, заправочное устройство автоматического типа и баллонные вентили с предохранительными клапанами и запорным электроклапаном.
Баллонную часть целесообразно выполнить в виде системы из двух облегченных металлопластиковых баллонов 2 типа, расположенных под днищем кузова на месте запасного колеса (туда войдут баллоны объемом 65 и 50 л), и двух облегченных металлопластиковых баллонов 2 типа в кузове, вдоль борта, объемом 50 и 35 л. Таким образом, запас метана на борту составит 200 л или 47,6 м3, что в загородном цикле позволит пройти порядка 300 км.
В целом главную роль играют не марка и конфигурация оборудования, а грамотный его подбор под характеристики и особенности автомобиля, а также качество работ по монтажу. А при таком подходе на двигателе 3UR-FE отлично работают как пафосные комплекты BRC, так и бюджетные Lovato.