Армения – бедная с финансовой точки зрения, но невероятно богатая духовно и человечески, любого гостя принимает с радушием, страна со своим особым неповторимым гостеприимством. Одним из таких гостеприимных армян оказался невероятно обаятельный актёр и экс-квнщик Грант Тохатян, известный широкой публике главной ролью в сериале "Последний из Магикян". Актёр принял нашу группу, путешествующую по Армении, у себя на работе в театре, после чего поводил по вечернему Еревану, показал город и людей, особенных в своём местном колоритном очаровании.
Грант рассказал нам немного о "своей" Армении, об особых ереванских традициях, семейственности, о "правильном" шашлыке, о роли религии в армянском быте и о проблеме национализма.
Советуем: читать то, что рассказывает Грант, лучше всего, представляя армянский акцент и вспоминая о тонком восточном ситуативном юморе.
– Грант, вы всё время проживаете здесь, в Армении?
– Нет, я тут неделю всего, по делам. Шучу, конечно, живу. Просто я уже полтора года проживаю в Москве, к сожалению.
– Сравните эти два города.
– Это два разных города. Работа здесь, семья здесь, друзья здесь. Завтрашний день – это здесь в Ереване. Даже не в Лос-Анджелесе, где я провожу половину года. Я и сам не собираюсь, и детям не разрешаю подавать на грин-карту. Они так воспитаны.
– Расскажите про старый Ереван.
– К сожалению, от старого Еревана осталась только пара улочек. Как такового понятия "старый город" здесь нет. В Тбилиси есть. В Ереване старого города нет, он начал нормально застраиваться с 30-х годов. В Армении было 12 столиц.
– Это прямо хобби какое-то, менять главный город.
– Всё зависит от завоевателей по большей части.
– Что вы любите покушать?
– Я люблю долму. Мясо люблю. Я делаю два блюда, что пальчики оближешь – это яичница с помидорами и шашлык из любого мяса. Самая большая ошибка всех неармян, которые делают шашлык – они пытаются мариновать мясо в пиве, вине или уксусе. А нужны только соль, перец и лук. И ничего больше. Ночь мариновать и оставить до утра. Много лука и чёрного перца и крохотную толику чабреца.
– Интересно, это особенности национального армянского воспитания? Такого, как в сериале "Последний из Магикян"?
– Нет, всё-таки есть большая разница. На площадке работает много молодёжи, и, к сожалению, я вынужден отметить тотальную безграмотность. Назвать столицей Австрии – Вьетнам… это говорит девочка "на хлопушке", которая учится на экономическом факультете.
Мы поднимаемся к Гранту в кабинет. В коридоре – сотни фотографий знаменитостей, в том числе и весь состав команды КВН ЕрМИ (команда Ереванского медицинского института, которая стала чемпионом страны в 1992 и 1994 годах). Эх, ностальгия…
– Мы только что были на озере Севан, поэтому немного подгорели из-за ветра. Вы там часто бываете?
– Давно не был. Я его не очень люблю. На Севан надо приехать, полюбоваться и уехать. В воде плавать тоже сложно, надо искать тёплые дни. Это туристическая жемчужина Армении. Вы сделали на катере туристический круг (пили местное пиво "Киликия", заедали раками. – прим. авт.), а надо уезжать с другой стороны, на остров Чайка. Гораздо интереснее посмотреть храм Гарни и монастырь Герард, увидеть Караундж – армянский Стоунхендж. Там находится очень интересная обсерватория, в ней подают самую вкусную в Армении тутовую водку (смеётся)
– А где и в каких местах стоит покушать в Армении?
– Я люблю всё, что не входит в туристическую зону – там намного вкуснее. Мест очень много. Я очень люблю Карабах. Там настолько чисто, что можно кушать с земли. Единственное, чего не хватает Карабаху – это море.
– Армения – морская страна?
– Это больше степь. Когда ты въезжаешь в Дилижан, меняется сразу климат по своей мягкости. Здесь и горнолыжный курорт есть, там тренируется даже сборная России.
– А сборная Армении?
– Наша сборная – это один горнолыжник и два лыжника, один из которых потерялся (смеётся).
– Вы проводите экскурсии для друзей и родственников, которые к вам приезжают?
– Да, но к сожалению, это получается нечасто. По возможности куда-нибудь выбираемся. К горе Арарат, например, на виноградники. В разные легендарные места. В Армении есть некий магнетизм, который не отпускает человека. Я не могу быть всегда объективен, я всё-таки люблю Ереван, но магнетизм есть. Любой человек, уехавший даже 50 лет назад из страны, он до сих пор бредит этим городом. Может быть, именно поэтому Армения выжила в исторических войнах, в отличие от соседей.
– Кстати, какие у Армении с Грузией отношения сейчас?
– Нормальные отношения. Между нами всегда будет немного соревновательного процесса. Это наш ближайший христианский сосед.
– Интересно, что во всём мире очень много армянских диаспор. Вы поддерживаете с ними связь? Насколько для Армении важная эта "диаспорность"?
– Около 800 лет назад мы потеряли свою государственность. Диаспорная жизнь вне территории Армении всегда была крепче. Диаспора и местные близки, но в силу исторических причин церковь разделена на 2 епархии: Западную и Восточную. Вера одна, алфавит один, поэтому никогда разделения между армянами и диаспорой не будет.
– Очевидно, что эта страна абсолютно религиозная. А атеисты здесь есть?
– Есть, как и везде. Отношение к религии воспитывается с детства. Католикос чтился ещё в советское время и сейчас.
– Скажите, армянин, приезжающий в другой город или страну, должен сохранять армянскую культуру или всё же адаптироваться к чужой?
– Я вам так скажу: армянину, приезжающему в другую страну, нужно совсем мало времени, чтобы перенять другую культуру. Может быть, даже минуту (смеётся). Армянин за короткое время знакомится с соседями, приглашает их в гости, берёт их своими шашлыками, коньяком и широкой улыбкой, и ему становится вольготно жить. При этом он оставляет что-то своё, национальное. В 21-м веке это выглядит архаизмом, но любой армянин, выезжая из страны, берёт кусочек своей земли. Наверное, это и держит связь между родиной и жизнью в диаспоре. Редкий армянин продаёт свой дом: в основном они просто уезжают. Некоторые уже знают, что никогда не вернутся, но тем не менее оставляют. Наверное, это тяга к дому.
– Семейственность имеет для армянина большое значение?
– С учётом того, что в Армении мало природных ресурсов, семейственность – это главное, что мы экспортируем.
– Мне кажется, что любой армянин неплохо экспортирует свой юмор.
– Да. Но, к сожалению, это от безысходности. Поэтому приходится столько юморить (смеётся).
– Ваш сын собирается ехать в Россию или в США?
– В Лос-Анджелес. Это из-за дезинформации, которая идёт с обеих сторон. Считается, что в России – ты лицо кавказской национальности, где тебя могут избить. Поэтому он говорит: "Зачем мне туда ехать?". Сейчас все мягче, чем раньше, но дезинформации от различных, и российских источников в том числе, было много.
– В чём причина этой проблемы?
– К сожалению, молодёжь сейчас очень мало знает друг о друге. Многие удивляются, что Армения – христианская страна.
– Скажите, а даёт ли сериал понимание, что армянин – это гораздо больше, чем мы сейчас видим и знаем?
– Надеюсь, что да. В сериале показан впервые за долгое время нормальный образ армянина: не на рынке, не бандит. Это, наверное, первый хороший образ после "Мимино". Да и там был показан не профессор, а простой водитель грузовика. Но фильм по ментальности был очень советским и понятен всем. За сериал мы переживали, что публика не примет его, но рейтинги показали, что тема для людей актуальна. В "Последнем из Магикян" я решил сниматься из-за сценария – мне он показался очень хорошим, без агрессии, без пошлости.
– И всё же там обыгрывается тема национализма? Про человека, который любит армян.
– Это всё от незнания.
Мы выходим на улицу, у Гранта припаркован около входа автомобиль, на котором мы начинаем нашу экскурсию по вечернему Еревану.
– Грант, расскажите про первую машину.
– Первую машину я водил в 16 лет. Но так, как я был сын моего папы, меня никто не останавливал (смеётся). В 17 лет мне дедушка подарил мой первый автомобиль.
– Кстати, заметил, что у вас стандартные трудности большого мегаполиса – отсутствие парковочных мест.
– У нас всё так же, как и в Москве. Приходится иногда пробираться на транспорте, так как во многих местах парковка вообще запрещена, организованы подземные паркинги. Но нас, армян, очень трудно под землю загонять. Мы умудряемся делать всё, чтобы туда не заезжать (смеётся). Хоть за 10 километров встанем, но под землю не пойдём.
– Вас же тут любой полицейский знает? Пользуетесь этим?
– Мне здесь позволительно всё, поэтому я стараюсь ничего не нарушать, а то бывает неудобно (смеётся).
На следующий день вечером мы пошли слушать армянский джаз в клуб "Малхас" великого джазового пианиста Левона Малхасяна, человека, который всей душой любит Армению и не уедет из неё, потому что "без Еревана армянину очень трудно дышать".
Завтра на СТС будет премьера 3-го сезона семейной комедии "Последний из Магикян".
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Фотографии людей и красивых видов Армении