Первый трамвай в Свердловске пустили 7 ноября 1929 года. Утром в 10 часов на Цыганской площади (теперь на её месте находится Южное трамвайное депо на улице Фрунзе) прошёл торжественный митинг. После того как руководитель горисполкома Анна Бычкова перерезала красную ленточку, с площади под звуки духового оркестра отправились десять новых трамвайных вагонов.
— В Свердловск они пришли из города Мытищи. Вагончики были деревянные, обшитые листами железа. Печек в них не было. Чтобы согреться, на конечной станции вагоновожатый брал горячий кирпич и клал себе под ноги. Пассажиры же довольствовались тем, что едут, а не идут пешком, — рассказал Е1.RU директор музея ТТУ Алексей Медведев.
Первый трамвайный маршрут шёл от Цыганской площади по улицам Фрунзе, 8 Марта, Ленина, Толмачёва, Свердлова и до железнодорожного вокзала. Проезд в трамвае с 1929 года и до распада СССР стоил 3 копейки.
Противники трамвая в Свердловске
О пуске трамваев в Екатеринбурге задумались ещё в 1899 году. Тогда купец Андрей Елтышев совместно с европейскими специалистами разработал проекты подстанций и линий. Однако финансовый кризис привёл к тому, что торговец продал построенную им электростанцию. Новых хозяев тема запуска трамвая в Екатеринбурге не интересовала. Отсрочили дату пуска трамваев Гражданская и Первая мировая войны.
В 1924 году в Свердловске появилось регулярное автобусное сообщение. Однако импортные машины быстро ломались на плохих дорогах. Автобусы не справлялись и с пассажиропотоком, на остановках скапливались большие очереди. В 1927 году было решено вернуться к идее запуска трамвая. Тем более что электротранспорт обещал быть менее затратным. Однако были у трамвая противники — извозчики.
— До появления трамваев первым транспортом в нашем городе были гужевые повозки. Летом они ездили на колёсах, зимой — на санях. Проезд в них стоил достаточно дорого. Так, чтобы проехать от вокзала до Главного проспекта, нужно было заплатить 35 копеек. Для сравнения — за 30 копеек в те годы можно было купить поросёнка. Извозчики понимали, что, когда появятся трамваи, они будут никому не нужны, — отмечает Алексей Медведев.
Для строительства трамвайной линии пригласили рабочих из области. Большинство из них были безграмотными людьми, которые даже не знали, что такое электричество. На работу их заманили тем, что пообещали дальнейшее трудоустройство: если закончил 3 класса — будешь кондуктором, если 8 классов школы — водителем. На работу брали как мужчин, так и женщин.
Уже через год после пуска первого трамвая — 15 июля 1930 года — в Свердловске открыли трамвайную линию до ВИЗа. В 1934 году трамваи пошли до ЦПКиО и до площади Первой Пятилетки.
Устройство первого трамвая
Первые трамваи были двухкабинные. Это связано с тем, что на конечных станциях в те годы не было разворотных колец, а трамвайные линии были однопутными. Поэтому, доехав до конечной, водитель переходил в другую кабину и продолжал движение обратно.
В каждом трамвае был кондуктор, который объявлял остановки, а чтобы дать сигнал отправления водителю, дёргал за длинную веревку, которая соединялась со звонком. Один звонок — можно отправляться, два — надо задержаться, а три звонка — в салоне произошло ЧП. Только после этого трамвай отправлялся. По вечерам на крыше трамвая по бокам загорались специальные разноцветные лампочки. У каждого маршрута они были своего цвета — красного, синего, зелёного, одна красная, другая обычная. По ним стоящие на остановках пассажиры в тёмное время суток могли легко определить, трамвай какого номера приближается.
Летом 1934 года в Свердловске появился голубой трамвай, так называемый вагон-экспресс. Проезд в нём стоил в два раза дороже, зато он останавливался лишь на центральных остановках и шёл быстрее. Кроме того, никто из пассажиров такого вагона не ездил стоя.
В трамваях продавали пиво?
В 1931 году в первых трамваях упал пассажиропоток, сообщают некоторые источники. Говорят, тогда управляющий Уралмашстроем Банников распорядился продавать в трамвае пиво и воблу. Правда, в музее ТТУ считают это байкой.
— Трамвай был популярен, об этом свидетельствуют и фотографии — посмотрите, сколько народу приходило на открытие маршрутов, — отмечает Медведев.
Тем не менее ветераны завода в своих воспоминаниях рассказывают, что пиво и рыба были отменными.
Движение трамваев в городе ни на минуту не останавливалось. Даже в годы войны, когда места ушедших на фронт мужчин заняли женщины. Именно на трамваях во время Великой Отечественной в Екатеринбурге перевозили оборудование для эвакуированных заводов, военную продукцию, уголь, хлеб.
Как китайцы учились у свердловского водителя трамвая
В 50-е годы в ТТУ заметили, что на маршруте N 5 почти в два раза меньше расходуется электроэнергии. Когда стали разбираться, выяснилось, что водитель трамвая Борис Крутов разработал определённый стиль вождения, при котором экономится электричество. В 1953 году он даже написал книжку «Мой метод вождения трамвая».
— Стиль движения Крутова хотели внедрить по всем коммунистическим державам. Поэтому книгу водителя трамвая из Екатеринбурга, в которой рассказывалось о наших маршрутах и остановках, перевели на китайский язык, — отмечает Алексей Медведев.
Как работали без кондукторов
В 1959 году по всему Советскому Союзу было принято решение ввести бескондукторную систему оплаты. Связано это с тем, что всех женщин отправляли работать на развитие лёгкой промышленности. А в Свердловском ТТУ, кроме этого, отмечалась нехватка кадров: одному кондуктору приходилось обслуживать по два вагона.
Проблему, казалось, решили кассовые аппараты, которые заменили кондукторов. Пассажиры сами бросали мелочь в устройство для оплаты проезда и откручивали себе билеты. Однако такие аппараты не зря прозвали «кассами совести» — в них можно было бросить сколько угодно денег и оторвать сколько угодно билетов. Билеты в автобусных кассах зачастую откручивали хулиганы.
Выручка трамвайщиков резко упала. Однако бескондукторный метод прижился. Кассовые аппараты заменили автоматы-кассы. Но и этот аппарат екатеринбуржцы научились обманывать — вместо монет кидали такой же массы кусочки металла. За многие годы «зайцы» нанесли ощутимый ущерб предприятию. Так, в 1973 году подсчитали, что в течение года каждый житель города 20 раз проехал бесплатно. Вновь кондукторы появились лишь в 1997 году.
Эволюция трамваев
Первые трамваи ездили по Свердловску вплоть до 1972 года. Хотя уже в 1950-м в городе появились новые вагоны МТВ 82 — они были с металлической обшивкой, удобными сиденьями и с печками. В 1958 году началась эпоха чехословацких трамваев «Татра». В Екатеринбурге такие вагоны серии Т3 можно встретить до сих пор.
— С 1967 по 1980-е годы в нашем городе работали вагоны-гармошки «Татра» Т2, — отмечает Алексей Медведев. — Однако они себя плохо зарекомендовали, и от них пришлось отказаться. Такие вагоны плохо забирались в горку. Да и во время их схода с рельсов обратно поставить их было проблематично.
Трамваи, сделанные на Урале, стали ходить по Екатеринбургу в конце 90-х. «Уралтрансмаш», изучив чешский трамвай «Татра» Т6, использовал его как прототип. Новые вагоны получили название «Спектр».
Настоящее и будущее трамвая
В конце 2013 и начале 2014 года ТТУ получило 13 новых вагонов трамвая. В планах у предприятия — обновление трамвайного парка к чемпионату мира по футболу 2018 года. В мэрии Екатеринбурга также решается вопрос о модернизации трамвайных вагонов.
Каким будет трамвай в будущем, мы пока можем только догадываться. Быть может, когда-нибудь в Екатеринбурге будут ездить и вагоны с футуристическим дизайном, представленным Уралтрансмашем на Иннопроме. Трамвай под названием Russian One, который прозвали «айфоном на колёсах», тогда вызвал восторг пользователей интернета.