Е1.RU запускает новый проект, посвящённый истории Екатеринбурга. Мы будем рассказывать вам о «деревянном сокровище» уральской столицы — самых красивых и необычных деревянных домах, уцелевших в нашем городе. И людях, которые жили в них и обитают сейчас. Таких усадеб на карте Екатеринбурга осталось не так много: вытесняют высотные дома и офисные центры. Поэтому мы попытаемся их сохранить на E1.RU — в фотографиях и видео.
Начать решили с центра города и двух домов купцов Агафуровых, которые до революции 1917 года жили в Екатеринбурге. Эта знаменитая семья в ХIХ веке построила не только первую сеть универмагов с дисконтной программой, но и первые велодорожки.
Как уточнили в Свердловском областном краеведческом музее, изначально у купеческой семьи на этом месте было три дома, но до нынешних времён сохранились только два, являющиеся памятниками архитектуры.
Первый дом расположен по улице Сакко и Ванцетти, 24 (до революции это была улица Усольцевская). Сейчас в нём располагается представительство республики Татарстан в Свердловской области. Сотрудники с удовольствием провели экскурсию по особняку и показали, что в доме осталось от прежних жильцов. Сохранились отдельные части лепнины и внешний облик.
Но исследователям и историкам больше интересен второй дом Агафуровых, построенный поблизости (улица Сакко и Ванцетти, 28). Несколько лет этот дом с огромными подземными сооружениями, использовавшимися купцами под склад и погреб, был закрыт на реконструкцию. Каким он стал после — читайте в нашем репортаже.
— Кто в каком из домов жил, сейчас неизвестно. Это была большая татарская семья, которая вела вполне европейский образ жизни. Мы можем судить об этом по их одежде. Семья была очень образованная и культурная, они организовали Мусульманское благотворительное общество и помогали немногочисленным в те времена мусульманам. На их деньги обучали детей, они оказывали материальную помощь и вообще являлись хранителями традиций своей религии, — рассказывает E1.RU заведующая отделом истории повседневности Свердловского областного краеведческого музея Лариса Коновалова.
Историк вспомнила интересный случай, когда в мужской гимназии (ныне гимназии № 9) дети на конкурсе читали стихи: мальчики прочитали произведения на своих языках (русском и немецком), а мальчик из семьи Агафуровых сам перевёл этот стих на арабский и тоже прочитал вслед за ними.
— То есть семья участвовала в культурной жизни всех народов города, а не замыкалась в мусульманской среде. Они активно занимались спортом, а один из членов семьи был даже председателем общества велосипедистов. На их деньги был построен ипподром и организованы в городе первые велодорожки, такие актуальные нынче, — рассказала Лариса Анатольевна.
Первый бизнес в семье был связан с торговлей чаем и фруктами. А позднее братья, получившие хорошее образование, развернулись. Они построили сеть универсальных магазинов, известных в России, а также на Западе и на Востоке. В них торговали как чаем и фруктами, так и другими товарами, вплоть до золотых и серебряных украшений, часов и даже игрушек.
— Интересная была у них рекламная кампания: они выступали за фиксированные цены, так что приказчик над магазином самостоятельно ничего надбавить не мог, и заботились о качестве товаров. Также проводили акции со скидками, бонусами и подарками, как в современных сетях, — говорит Лариса Коновалова. — Потом весь этот опыт был забыт и вернулся в нашу страну уже с Запада. А именно в этой торговой сети XIX века можно было встретить плакаты о скидке постоянным покупателям или о подарках для детей в виде «шоколадных бомбочек с сюрпризом», наверное, прообразом киндер-сюрпризов.
Главный магазин был на нынешней улице Вайнера под вывеской «братьев Агафуровых», позже там был «Детский мир», а сейчас дорогие бутики.
Увы, того убранства в домах почти не осталось. В советские времена, рассказывает наша собеседница, к реконструкции относились своеобразно, особо не задумываясь о последствиях. Например, сделали новое крыльцо и вход в особняк, не предполагая, что конструкция на это не рассчитана. Второй дом перекосило, он до сих пор «гуляет», и как укрепить его, непонятно.
— Реставрация этого дома тянется уже более 20 лет, с момента передачи его на баланс Министерства культуры в 1992 году. Есть планы открыть в нём музей купеческого быта и восстановить несколько комнат. При этом предлагается вновь воссоздать утраченные элементы декора по аналогии с сохранившимися. Интерьер был здесь уникальным, как и само здание. В музее сохранилась даже стоявшая здесь мебель, — рассказывает и показывает фотографии Лариса Коновалова.
Особой новинкой первого дома было наличие линолеума. Это первый екатеринбургский дом, где он появился, и в музейных фондах сохранились его образцы. Но восстановить эту часть интерьера будет невозможно из-за новых пожарных требований для деревянных конструкций. Из-за них пришлось заново переделывать и всю электропроводку.
В 90-е годы студенты вручную расписали чёрно-белые фотографии интерьеров в цвете, чтобы иметь представление, как это могло выглядеть на самом деле. В интерьере преобладал голубой, небесный и цвет морской волны.
Где клад зарыт
Много ходило слухов о кладах семьи Агафуровых. После революции вся семья благополучно выехала из России и продолжила жить в Японии, а имущество их было конфисковано.
— Любопытная история произошла в 1929 году, когда советская власть объявила эмигрантам, что они могут рассчитывать на компенсацию. Салия, одна из невесток Агафуровых, приехала за этим, и по карте, нарисованной её мужем, был обнаружен закопанный пудовый слиток золота. Вскрытие клада происходило под усиленной охраной милиции, ей было выплачено обещанное вознаграждение, и она благополучно покинула страну. Но перед этим сотрудники НКВД спросили её, нет ли ещё подобных кладов, и она, чтобы быстрее от них отвязаться, сказала, что что-то зарыто под воротами. И действительно, впоследствии там нашли клад. Так что прилегающая территория и усадеб, и дач была перерыта на несколько раз… Но больше ничего не нашли, — говорит историк.
«Агафуровские дачи» — это совсем не то, что подразумевается
Большинство екатеринбуржцев слышали такое выражение, как «Агафуровские дачи», которое подразумевает психбольницу на Сибирском тракте. Однако у семьи Агафуровых с психическим здоровьем всё было в порядке.
— Там действительно были их дачи, но в XX веке рядом с ними построили психлечебницу, которая позже разрослась и поглотила их территорию. Так что это словосочетание теперь звучит в не очень приятном контексте, — пояснила музейный работник.
Видео: iwantvideo.ru