Фильм «Любовь и голуби» в этом году отметил своё 30-летие. В легендарной картине, любимой миллионами зрителей, режиссёр Владимир Меньшов показал жизнь двух семей, Кузякиных и бабы Шуры с дядей Митей, в обычной русской деревне. Одна из главных ролей в фильме отведена голубям — страсти работника леспромхоза Василия Кузякина.
Мужчина обожает птиц и готов с ними возиться часами, тратит на них уйму денег в ущерб семье. Даже уехав на море, Кузякин рвётся домой, к семье и голубям. Его увлечение разделяет младшая дочь, а жена ревнует к птицам и грозит «открутить бошки» пернатым. Жена упрекает супруга в том, что он «дурью мается, да ещё и деньги на птиц этих переводит. А деньги, они, может, для чего полезного могут пригодиться».
Дело доходит до серьёзного конфликта в семье после того, как Василий на курорте встретил работницу отдела кадров со своего предприятия и завёл с ней роман. Как два любящих друг друга голубя, Василий и Надежда воссоединяются.
Кульминацией фильма становится запуск стаи голубей в небо, когда в армию уходит старший сын Василия Кузякина Леонид. Из общей стаи на глазах героев выбивается голубь, который камнем бросился к своей голубке, оставшейся на земле. Вся картина пронизана романтикой и любовью.
Современный Екатеринбург — это, конечно, не советская деревня, но и в нём остались свои Василии Кузякины — страстные голубятники, готовые на всё ради своего необычного для большого города увлечения. Кто такие голубятники?
Портрет типичного свердловского голубятника таков: пожилой бодрый подтянутый мужчина с горящими глазами. Герой держит птиц с детства, лет с семи-восьми и увлёкся ими неспроста: голубятня была во дворе его дома, с пернатыми возились родственники или друзья. До выхода на пенсию голубятник совмещал увлечение с работой. Члены семьи к хобби относятся терпимо, бывает, ревнуют.
Есть у голубятников и своё сообщество — его члены собираются с 8 утра до полудня каждое воскресенье на задворках Верх-Исетского рынка. На оживлённый пятачок приезжают увлечённые люди едва ли не со всей страны, но по большей части из Екатеринбурга. Здесь они продают свою птицу и ищут представителей нужной им породы, общаются, повышают квалификацию как голубятников.
Приходим туда и мы. Обходим ряды клеток с пернатыми, которые стоят на машинах. Рядом с ними — весёлые озорные мужички, которые с нежностью смотрят на своих птиц.
— Что такое быть голубятником? — спрашиваем у собравшихся.
— Это зараза похуже наркотиков. Один раз займёшься, и всё, пропал! Это больная любовь: ненавидишь уже и жить не можешь. Смысл твоей жизни! — отвечает крепкий пожилой мужчина.
— Почему? — интересуемся.
В этот момент подходит улыбчивый пожилой мужчина в кепке и представляется: Владимир Долговязов по прозвищу Володя-моряк.
— Я голубей держу с детства. Вы даже не представляете, какая это страсть! Больная любовь! Когда служил на флоте, они мне снились. Летит голубь, да, это мой. Только мой. Я его в лицо знаю, хотя у меня их около 200, — делится с E1.RU Владимир Долговязов. — Я с первого класса птичек держу. Просто увлёкся, и от этого не уйти. Потом служил на морфлоте, даже держал птиц на Курилах, как-то ухитрялся. После службы работал на стройке бригадиром и тоже держал. На работе получил квартиру и обменял её на дом. У меня свой частный дом на Химмаше в посёлке Нижнеисетск.
— Некоторые держат птиц, живя в квартире, — пытаемся возразить мы.
— Разве в квартире для них жизнь! А тут частный сектор, им же так лучше. Я квартиру ради голубей на дом обменял. Там всё для голубей есть, им хорошо, свободно, — говорит мужчина.
— А как семья к этому отнеслась, жена, не ревнует? — интересуемся.
— Жена? С пониманием. Дочка с ними возится, она в седьмом классе, учится на одни пятёрки, — с гордостью отвечает Владимир Долговязов.
В разговор вмешиваются его товарищи. Мужчины наперебой с горящими глазами рассказывают: «А вы знаете, что это такое достать породу? Чтобы только у меня эта была, и больше ни у кого. Да мы ради породы… Тут за нашими свердловскими высоколётными из Москвы приезжают…Голуби от 100 рублей стоят, но цены бывают дикими — до десяти тысяч доходит. У нас самая дешёвая птица».
Из общей толпы выбивается одинокий старик, сидящий на тележке у своей «Оки». Рядом с ним стоят две клетки с голубями. Мужчина ни с кем не общается, а лишь с грустью смотрит вперёд. У него нет ног выше колена.
— Кто это? — спрашиваем у толпы.
— Он на Уралмаше живёт, крайне необщительный, только благодаря птицам до сих пор жив. Если бы не голуби, то давно бы отправился на тот свет. Они единственное, что его здесь держит, — отвечает мужчина, представившийся Виктором Ерофеевичем.
Подходим к нему и пытаемся заговорить. Речь заходит о голубях, и лицо старика наполняется радостью, а глаза загораются.
— Вы знаете, что они для меня значат? Это же как символ, творчество, свобода. Они летают, и ты летишь вместе с ними, поднимаешься в небо, — делится безногий старик Александр Варфоломеевич. — Это же интересно. Выпускаешь их в полёт, и тут ястреб на твоих глазах хватает самого лучшего, и ты ничего сделать не можешь. Переживаешь за каждого из них. Отдаёшь им много, но и получаешь немало.
По словам Александра Варфоломеевича, птиц он начал держать в восемь лет. Его тётя сдавала комнаты, и один квартирант устроил голубятню. Увлекло. Работал бухгалтером. Очень давно, после несчастного случая лишился ног. Старик живёт один в частном доме и всё делает сам. Каждое воскресенье приезжает на рынок продать ненужных ему птиц, да и просто «выйти в свет».
На Верх-Исетском рынке появляется местный «авторитет», один из самых уважаемых голубятников в городе Игорь Старков. Мужчина посвятил птицам всю свою жизнь, написал о них не одну статью. Подходим, знакомимся.
— Мне 84 года, ещё молодой, жизнь только начинается. Любовь к голубям — это дар божий. Это не просто коллекционировать марки, камни. Увлечение настолько интимно, его трудно просто так понять! Не каждому дано это дело. Речь идёт о живом организме, — делится пожилой мужчина. — Голуби — это увлечение для внутреннего мира. Прилетел голубь — для меня это импульс, движение души. Этот голубь, он играет, красиво летает. В этом простом движении надо находить прелести.
Игорь Георгиевич отмечает, что пернатых разводят люди вне зависимости от профессии: есть инженеры, простые рабочие, военные, дальнобойщики, водители автобусов. Только бы было время. Голуби — это порыв души, страсть к ним не передаётся по наследству.
Сам он стал голубятником ещё в 1938 году. Отец работал на Уралмашзаводе, и они жили всей семьёй в бараке на углу улиц Куйбышева — Луначарского. Во дворе соседка держала кур, и как-то к птичьей кормушке присоединился голубь. Местные мальчишки «пропали»! Затем Игорь Георгиевич 25 лет трудился на заводе «Вектор» — начинал от слесаря и закончил инженером-технологом. До выхода на пенсию работал директором зоомагазина.
— Сначала строили голубятни сами, а потом я на заводе по своему эскизу заказал, оплатил металл и работу, — рассказывает мужчина. — Они заставляют держать тебя в тонусе, не дают расслабляться.
— На что Вы готовы ради пернатых?
— На многое, но семья важнее. Если надо было какую-то породу купить, то я садился на самолёт и летел в Москву, — отвечает Игорь Старков. — Сейчас тоже готов. Вчера поехал в посёлок Бобровку за Арамилем и купил голубя за тысячу рублей. У меня есть такая голубка, а ей нужен голубь, и я примчался. Нужна была порода «Тульский монах».
Самым молодым голубятником в Екатеринбурге, по словам членов клуба, является 37-летний Александр Перминов. Едем знакомиться.
Голубятня Александра Перминова находится в посёлке Шувакиш, который административно относится к Железнодорожному району уральской столицы. Сам он живёт на улице Машинистов, неподалёку от железнодорожного вокзала. Мужчина каждый день приезжает к своим пернатым и проводит много времени с ними, заботится, чистит голубятню, которую построил своими руками, лечит птиц, выпускает их в небо.
— Я голубей держу с семи лет. У моей бабушки родной брат держал, дядя держит. Страсть, любовь! Мне ничего не надо, кроме голубей, — делится Александр. — Умные птицы, преданные, способны три тысячи километров пролететь, чтобы попасть домой.
— А семья? Как жена относится к увлечению, ревнует? — спрашиваем.
— Жена, да, ревнует, младшей дочери птицы нравятся, а старшей так себе. У меня на первом месте и семья, и голуби. Чтобы достать хорошую породу, я в Челябинск, Тюмень езжу. К нам приезжают со всей России за хорошей птицей, — рассказывает голубятник. — Ради голубей дом построил и переезжаю из города в Шувакиш. Им тут лучше, да и семье удобно. Свежий воздух, город, трасса рядом. Голуби меня держат в тонусе, не дают пить, спортом занимаюсь. На них силы нужны.
Александр тут же нас несколько разочаровывает, вспоминая легендарный фильм «Любовь и голуби»: «Это в кино они изо рта и рук едят, а на самом деле нет. Можно приучить, если они голодные». Хорошая птица, по словам мужчины, должна соответствовать нормативам: быть целой, здоровой, подходить по стандартам своей породы, красиво летать. Если всё идеально, то за ней приедут издалека.
Реальность современного голубятника такова: он много времени проводит со своими пернатыми, вкладывает в них немало финансовых средств на корм, лекарства, покупает птиц, порой, в ущерб себе и семье, гоняется за особенной породой — чтобы была такая именно у него и причём самая лучшая. Страсть к разведению, поиск самого лучшего, совершенствование того, что создала природа, стремление заботиться о живом организме, возведение увлечения в ранг искусства — это и есть с виду обычное разведение пернатых, дикие представители которых сотнями болтаются под ногами в Екатеринбурге и попрошайничают в местах отдыха горожан.