Сегодня в нашей рубрике «Городские окраины» мы рассказываем о микрорайоне Компрессорный. Предлагаем вам познакомиться с местом, неразрывно связанным с заводом. Местом, где люди чтут память предков и объединяются в едином порыве патриотизма.
Почётный житель Екатеринбурга Леонид Семёнович Дрейзин, поглаживая седые, хорошо уложенные волосы и поправляя галстук, читает мне балладу собственного сочинения. Он, узнав о том, что журналисты пишут про микрорайон Компрессорный, подготовился основательно: придумал экскурсию, привёл своих друзей, показал книги, автором которых является.
— Там, где сосен корабельных легион и Сибирский тракт, что змейкой вьётся, городской есть микрорайон — он Компрессорным зовётся, — тоненький буклет в руках пенсионера посвящён труженикам тыла и участникам Великой Отечественной войны, проживавшим на территории Компрессорного. Фразу он произносит громко, делая выразительные паузы и наблюдая за моей реакцией. — Такой он, наш район, понимаете? Патриотичный и сплочённый.
Экскурсию мы начинаем с центральной части микрорайона — площади возле памятника участникам войны. Леонид Семёнович — один из авторов монумента. Рядом с нами молодая пара подкармливает голубей, а мальчишки-сорванцы гоняют птиц, не давая пернатым спокойно насладиться ужином.
— Дети и голуби. Это символично здесь, возле памятника. Я сам придумывал концепцию, поставил стелу — вечная слава героям, павшим в боях за Родину. На плитах высечены имена жителей посёлка. А слева — скульптура женщины — мы для создания образа взяли икону Божьей Матери и сделали её, так сказать, земной. Приезжал митрополит и говорит, что церкви не нужно — можно на памятник молиться. В этом месте, у памятника и на площадке перед Дворцом культуры, все мы и собираемся по вечерам и в праздники.
Переходим дорогу — на другой стороне большой голубого цвета Дворец культуры. В нём жители занимаются теннисом, танцами, смотрят фильмы в кинотеатре. Правда, как мы выяснили, «лишних» людей туда не пускают — охранники грудью закрывают нам вход во дворец, даже после того, как фотокорреспондент убирает камеру. По словам работников учреждения, каждый, кто хочет проникнуть в «святая святых», должен предъявить пропуск.
В микрорайоне около двух десятков улиц, есть одна центральная. Многие названы в честь работников промышленных предприятий и ветеранов войны. Часть улиц носит «прибалтийские» имена — Латвийская, например. Дело в том, что раньше, по словам Дрейзина, Уральский компрессорный завод «дружил» с заводом в Прибалтике.
Дома тут в основном старые — есть брежневки, сталинки. На въезде — деревянные двухэтажные бараки. Внутри жизнь кипит: через большие не задёрнутые шторами окна видно, как бабушка в шерстяном платке и вязаной кофточке что-то готовит на плите, в соседней комнате малыш играет на полу, а крупный мужчина на диване смотрит телевизор.
— Эти дома рядом с проходной — историческая часть района. Появились они ещё до войны, когда после создания завода началось строительство посёлка, — говорит Леонид Семёнович.
Компрессорный микрорайон неотделим от завода. Именно с него в 1931 году началась жизнь в густом уральском лесу. Пошло всё с мастерской, которая затем переросла в масштабное предприятие. Во времена Великой Отечественной сюда эвакуировали заводы из Смоленска и Воронежа. Для работников домов не хватало: жили в землянках, а главный механик, например, ночевал в сторожевой вышке.
— Всем посёлком спешно строили дома. Сельчане давали срубы, заводчане мастерили. Одновременно на предприятии выпускали «катюши», миномёты, различные боеприпасы. А после войны работники завода частично обосновались здесь. Но в основном с самого начала в посёлке жили уральцы. Пересылали в 40-х узбеков, но они не прижились — слишком холодно. На заводе сейчас выпускают компрессоры для авиации, морского флота и даже для космического стартового оборудования, — рассказывает Дрейзин.
С 1934 года посёлок вместе с предприятиями вошёл в черту города в состав Октябрьского района. Образовался крупный промышленный микрорайон. С 1964 года на его территории было организовано управление магистральных газопроводов «Бухара-Урал». Оно активно вело жилищное строительство. Сегодня — это Малоистокское линейно-производственное управление ООО «Уралтрансгаз».
Леонид Семёнович ведёт нас через парк мимо людей, пригревшихся на солнышке, школьников, летающих под кроной тополя на тарзанке. «Бедные, играть им негде. Скоро построят здесь эстрадную площадку», — Дрейзин указывает на старую заброшенную школу. В ней сейчас «живёт» клуб авиамоделистов.
Разгуляться в Компрессорном не получится: отсюда всего один выезд, где в час пик образуются пробки. Идёшь вдоль дороги — а по обеим сторонам дома близко-близко друг к другу стоят. Бельё жители сушат на улицах, во дворах играет малышня, родители пристально следят за детьми с балконов.
Главная улица упирается в мрачный лесопарк. На границе — гаражный массив, там по вечерам собирается молодежь, катаются на мотоциклах. Неподалёку течёт речка Исток, на берег жители приходят кормить уток. Дышится здесь тяжело — в воздухе сильная концентрация выхлопных газов от автомобилей, рядом несколько промышленных предприятий и железная дорога.
— У нас есть одна большая проблема. Микрорайон долгое время снабжался чистой артезианской водой — на территории 13 скважин. Мы воду пили из-под крана. Я, например, остался здесь жить из-за чистой воды. Несколько лет назад пытались нас этого чуда лишить, но мы своё право отстояли. А сейчас Водоканал объясняет, что они не могут воду дать, потому что на замену старых труб нет денег.
В микрорайоне две школы, поликлиника, около семи садиков, музыкальная школа, семенная база, много продуктовых магазинов. Молодое поколение в основном занято делом. Кружков в посёлке хватает, школьники по вечерам играют в футбол на спортивных площадках или подтягиваются на турниках.
Сейчас на Компрессорном проживает около 20 тысяч человек. Планируется масштабная застройка, население увеличится почти в два раза.
С центром города микрорайон связывает маршрутное такси N 064, 039, 026 автобусы N 1, 31, 32; с районом и аэропортом Кольцово — автобусный маршрут N 1 и N 29. Также Компрессорный — один из немногих районов в городе, из которого можно добраться до Центра по железной дороге на городской электричке (остановки «Компрессорный завод», «Исток»).
Леонид Семёнович, заканчивая экскурсию, прощается с нами. Говорит, надо хлеба купить — наказ жены для него закон. А на прощание, постукивая палочкой по асфальту, опять вспоминает балладу о районе.
— Интересно, что люди у нас патриоты, этим местность и славится. Уезжать не хотят, хранят память о предках, делают всё, чтобы потомкам тут жилось лучше. Мы хотим создать даже музей микрорайона, пусть дети и внуки гордятся тем, где родились.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Городские окраины:гуляем среди старых деревянных домов и знакомимся с заводчанами-патриотами