Мы запускаем новую рубрику «Городские окраины». Будем рассказывать о малоизвестных уголках Екатеринбурга, знакомить вас с их жителями и атмосферой. Сегодня на очереди полуостров Большой Конный, на который добраться можно на машине по единственной асфальтированной дороге, по одноколейке на одиннадцатом трамвае или на лодке.
— Баба Нина, айда сюда! Молодёжь пришла, хотят узнать, как нам на полуострове живётся!
Светлана, женщина лет сорока, поворачивается ко мне и шепчет:
— Бабушке уже за восемьдесят, она тут с детства живет. Работала начальником на предприятии «Водоканала», каждый винтик, каждую трубочку знает.
Баба Нина, или Нина Матвеевна Чернышова, не выпускает из рук черный полиэтиленовый пакет. В нём, наверное, как и у многих бабушек, ключи да пенсионное удостоверение. Медленно поднимаясь в горку, она внимательно и сурово изучает «городского жителя»: по моему внешнему виду сразу ясно — не местная.
— Бабушка, угощайся дынькой! — говорю. — Я приехала, чтобы про ваш полуостров узнать, пишу про городские окраины.
Моё настроение и гостинцы бабу Нину подкупают. Она перестаёт хмуриться, и на лице играет улыбка. Ей приятно говорить о доме, юности и о тех местах, где она встречалась с подружками, влюблялась, работала. Мы располагаемся в беседке за большим деревянным столом — здесь по пятницам собираются соседи, а по вечерам местный житель Сергей мастерит из старых пластиковых бутылок, автомобильных шин и цепей животных и сказочных персонажей. Историю этого фантастического двора мы рассказывали в отдельном фоторепортаже.
За несколько дней до встречи с бабой Ниной я отправляюсь на Большой Конный полуостров «на разведку». Северное, западное и восточное побережья омываются водой, а вот с южной стороны находятся многочисленные болота.
Кажется, меня окружают декорации к фильму. Машину оставить страшно — повсюду парни «гоповатого типа» и мужики с бутылками. «Лобное место» полуострова — площадка перед небольшим киоском. Здесь и молодёжь собирается, и старики иногда захаживают. В придорожном киоске есть практически весь ассортимент небольшого продуктового магазина — в холодильниках рыба, молоко, кефир и сыр. На прилавках разные напитки, хлеб, сахар, специи. Есть мороженое, крупы.
От магазинчика две дороги. Одна ведет на фильтровальную станцию и дальше в лес, другая — на электростанцию.
Я направляюсь по бетонной автомобильной дороге к электростанции. Дети-беспризорники в рваных штанах и сланцах гоняют по дворам на стареньких «Камах», некоторые дома разрушены, из окон раздаются крики... Справа — старые гаражи, которые вот-вот рухнут, слева — двухэтажные дома советского периода, деревянные бараки — стены их местами осыпаются от недавних пожаров. Навстречу бежит мужичок лет пятидесяти с голым торсом и в трениках. «Молодец, здоровый образ жизни ведет», — думаю. Внезапно из-за угла выскакивает белая «четвёрка». Спортсмен и я едва успеваем прыгнуть с дороги в кусты. Шумная компания со смехом проносится мимо.
Сворачиваю во двор. На горе, единственной на полуострове, за железным забором стоит заброшенная школа. Кажется, я слышу звонкие голоса детей. Мальчишки выбегают откуда-то из переулка, а за ними собака — серая дворняжка — со звонким лаем пытается нагнать сорванцов. Так и норовит тяпнуть их за пятки.
Наконец передо мной знаменитая заброшенная электростанция. Особо нужно отметить архитектуру. В 30-х в Свердловске стали появляться первые конструктивистские здания. А здесь — архитектура ещё дореволюционного периода. Напоминает модерн: лицевой кирпич с введением штукатурных декоративных элементов.
Получается забраться на крышу. По неосвещённым лестницам через мрачный чердак, облепленный паутиной, выхожу на скатную крышу. Страшно и высоко. Ползком добираюсь до следующей лестницы — она ведет на площадку, с которой видно весь город. С одной стороны на солнце искрится Верх-Исетский пруд, с другой — шуршит ветвями вековой лес. А в центре маленький полуостров. С высоты на него открывается мрачный вид: старые бараки, ржавые машины, пожелтевшая листва и одинокие прохожие...
«Спасибо, Куба», — кто-то на крыше электростанции скромно краской начертил два простых и важных слова.
— Куба — это новое название, — говорит баба Нина. — Во времена освобождения Кубы так прозвали и наш посёлок. Из-за того, что очертания на карте похожи. А потом местные жители подхватили революционный дух и стали считать это место островом свободы.
И свобода теперь есть в каждом жителе уральской Кубы. Люди на Большом Конном живут по своим законам, доверяют друг другу. Здесь редко появляются чужаки.
— Мы ведь даже гаражи и подъезды не закрываем, нет у нас воров. Раньше выходили во дворы, собирались и отмечали праздники, устраивали концерты. Сцена у нас была, на которой детишки выступали. Бабушки песни пели. И всё про всех знали. А теперь...
— В начале 1920-х годов здесь построили электростанцию, а затем встал вопрос развития водопровода в городе. И именно здесь, на Большом Конном, построили предприятие Водоканала. Сюда приезжали из разных регионов, рабочим давали квартиры. Образовался маленький мир «своих» людей. А электростанция была европейского значения. Торф для неё возили с Широкой Речки по узкоколейке.Теперь люди с полуострова уезжают. Инфраструктуры никакой. Раньше, вспоминает Нина Матвеевна, была школа, амбулатория, пожарная часть и почта. А сейчас ничего. Все заброшено, разрушено.
Сооружение водопровода стало всенародным делом. В июне 1925 года в торжественной обстановке заложили фундамент водонапорной башни. 20 декабря того же года произошло открытие водопровода. Первыми воду «из-под крана» получили жители Верх-Исетска. В день открытия водопровода насос подавал 100 000 вёдер воды в день, трубы под землей имели длину 17,5 километров. Вода из кранов тогда шла только днём.
Баба Нина опускает глаза. Видимо, о чем-то вспоминает.
— Я когда маленькая была, меня на санках возили в садик. В понедельник воспитателю сдадут, в пятницу заберут. А потом на полуостров с ВИЗа запустили деревянный трамвайчик. У него было две кабины. И вот водитель, доезжая до одной конечной станции, переходил из кабины в кабину и отправлялся обратно. Мне порог трамвая казался таким высоким! Даже сейчас помню, как было страшно...
Трамваи пошли по этой ветке на Зелёный остров (так еще называют Кубу) с 1935 года. В 1962 году на Большом Конном построили разворотное кольцо. А до этого там был тупик, и на полуостров могли ходить только двухкабинные вагоны. Времена меняются, но 11-й трамвай остаётся символом постоянства. Путь до сих пор одноколейный, его линия по-прежнему проходит по живописному берегу Верх-Исетского пруда. Как и почти 70 лет назад, здесь работают два вагона с двадцатиминутным интервалом, каждый день по много раз встречаясь на разъезде.
Мою собеседницу быстро покидает ностальгическое настроение. И она продолжает:
— Во время войны наша станция питала город. Она была очень нужной! И так обидно, что она стала нерентабельной. Сразу и садик закрыли, и школу. Пожарную часть бросили, а вышка до сих пор стоит. Почту и амбулаторию опечатали. Теперь люди стали перебираться в город.
— В город?
— Да мы всегда так говорим! Когда выезжаем с полуострова, говорим, что в город поехали. Это старая привычка.
Многие жители Большого Конного и Малого Конного работают и учатся в «городе». Но остались и те, кто не выезжает, трудится на предприятии Водоканала. Получают не больше 20 тысяч рублей. Как говорит баба Нина, бизнесмены тут не живут. Люди уезжают, но, как ни странно, проблем с продажей квартир нет. Ссылаются на чистый воздух, близость к водоёму и тишину.
На полуострове всего три улицы. Сейчас работает два магазина, баня, коррекционный детский сад. Электростанцию мелкие фирмы разобрали под офисы. Жители жалуются на ночной клуб, который открыли тут несколько лет назад. На его месте был пляж, на котором семьи отдыхали в хорошую погоду. Сейчас доступа к воде у местных нет.
— Хотели у нас тут «ЭКСПО» сделать. Многие были против. Разбросали бы нас по разным районам, а тут так хорошо — нет суеты, всё знакомо, всё родное, безопасное. Хочется эту атмосферу сохранить для детей. Но я бабушка продвинутая, голосовала за выставку. Рано или поздно всё равно этот район застроят.
Есть на полуострове озеро Здохня. Раньше оно было огромным, а сейчас заросло. Местные не знают точно, откуда пришло это название. Те, кто помладше, говорят, что озеро как бы дышит, «вздыхает», вода в нём то прибывает, то убывает. Старожилы считают, что озеро сдыхает, то есть умирает. Оно быстро и неотвратимо превращается в болото. Идти до Здохни трудно, прыгнешь — и вокруг тебя земля колышется. Озеро некогда было вполне чистым, до тех пор, пока водоёмы в округе не стали использоваться для сброса сточных вод.
— Поговаривают, что раньше здесь отбою не было от охотников. Да и сейчас люди поглубже в лес забираются и стреляют. Животные часто к нам на огороды выходят, лисы, лоси и зайцы — постоянные гости. Года два назад медведь приходил. Иногда волки...
Нина Матвеевна рассказывает, что наименования Большой Конный и Малый Конный пошли от того, что раньше здесь жили башкиры, и местность так обозначили в честь конных полков. Но у историков другая версия: на электростанцию торф изначально возили на лошадях. Оттуда и пошли названия.
Только одна асфальтированная дорога связывает Кубу с городом. По ней можно добраться на машине. Или садитесь на 11-й трамвай, выходите на конечной остановке и пешком до фильтровой станции — там в отстойнике плавают «кораблики». А на обратном пути загляните в беседку — вы её узнаете по пальмам из пластиковых бутылок, которые смастерил Сергей. Там познакомьтесь с бабой Ниной, отведайте вкусного хлеба из пекарни напротив и попробуйте добраться до озера Здохня. А вечером встретьте закат на Большом Конном — он на полуострове особенно красив.
— Нина Матвеевна, а вам бы хотелось уехать отсюда?
— Терять эту добрую советскую атмосферу не хочется. Вот дети увозят родителей, а они не хотят, плачут, как маленькие. Мне нравится это место, здесь моя юность, мои подружки, моя работа. И воспитывали нас бабушки всегда по-особенному. Дети добрые, старших уважают. Это только кажется, что у нас страшно. На самом деле никто никого не обидит.
Если вам есть что рассказать о городских окраинах и необычных местах уральской столицы, пишите нам на почту news@corp.e1.ru или звоните по телефону +7 (343) 379–49–95.