Пассажир, который едет в поезде, даже не догадывается, сколько человек работает над тем, чтобы он мог совершить своё путешествие. Движение каждого вагона круглосуточно контролируется из Диспетчерского центра управления перевозками. ДЦУП - это и есть самое сердце Свердловской железной дороги.
Высокое зеркальное здание недалеко от ЖД вокзала в Екатеринбурге – отсюда регулируется движение поездов по всей Свердловской магистрали, которая проходит по территории Свердловской и Тюменской областей, ХМАО, ЯНАО и Пермскому краю. Для удобства СвЖД условно поделили на 30 диспетчерских кругов (или участков). Средняя протяжённость одного участка около 230 километров - это около 13 станций. Каждым таким участком управляет всего один поездной диспетчер.
Профессия поездного диспетчера – одна из самых важных и ответственных на железной дороге. Он обеспечивает безопасность движения поездов и график их следования.
Чтобы вы смогли представить тот груз ответственности, который лежит на плечах диспетчеров, оцените следующие цифры:
На специальном табло в режиме реального времени диспетчер может посмотреть: где сейчас находится поезд, сколько вагонов в его составе, с какой скоростью, откуда и куда он движется, что везёт и даже фамилию машиниста, который управляет составом.
– Раньше графики рисовали вручную, сейчас, благодаря технологиям, весь график строит машина. От диспетчера лишь требуется принять правильное управленческое решение, – рассказывает первый заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением Владимир Пушкарёв. – В первую очередь задача диспетчера – обеспечить выполнение графика движения пассажирских поездов.
Однако, если возникнет экстренная ситуация, решать вопрос будет уже не система, а сам поездной диспетчер. Например, если на пути, по которому движется поезд, возникнет проблема, то именно диспетчер вместе с дежурным по региону будут принимать решение.
– Когда такая ситуация случается, мы это всё видим. Технические средства позволяют нам всё контролировать отсюда, из Екатеринбурга, за полторы тысячи километров, – говорит Владимир Пушкарёв. – Поэтому, если кто-то попытается повредить или украсть детали верхнего строения пути, мы сразу получим сигнал. На место тут же будет отправлена аварийная бригада.
Из Центра управления перевозок поездной диспетчер может связаться с локомотивной бригадой.
– У нас существует радиосвязь с машинистами поездов, и при любой неисправности или внештатной ситуации информация поступает непосредственно к нам, – рассказывает поездной диспетчер Тобольского участка Евгений Пировских. – Отсюда мы и принимаем решение о порядке действий в том или ином случае, по оказанию помощи при остановке из-за неисправности локомотива, организации вывода поезда с перегона и нормализуем движение поездов.
Работа поездного диспетчера по психологической нагрузке сходна с работой авиадиспетчеров. Несмотря на это, в профессию идут не только мужчины, но и женщины.
Юлия Кислякова уже 8 лет управляет перевозками. Сейчас она контролирует движение пассажирских поездов в границах Екатеринбурга.
– Пассажирские перевозки интересны тем, что постоянно прибывают новые поезда, поэтому моя работа не может быть однообразной, – признаётся поездной диспетчер Юлия Кислякова. – Также приходится разрешать ситуации, когда пассажиры забывают свои вещи или опаздывают на поезд. Мы и полицию, и медиков вызываем, если нужно.
Если вы не раз были на ЖД вокзале Екатеринбурга, то вы, наверное, заметили, что поезда никогда не отправляются со второго пути, да и в подземном переходе выйти на второй путь пассажиры не смогут.
– Формально второй путь у нас есть, но он считается багажным тупиком – там отстаиваются вагоны, – приоткрыла "тайну второго пути" диспетчер Юлия Кислякова.
– А как распределяется положение поездов по путям? Почему одни всегда приходят на первый путь, а другие на дальние? – спрашиваем.
– Если вы едете на электропоезде, который выдаётся из депо, – его подают на дальний путь, рядом с депо. Если поезд идёт с увеличенным количеством вагонов, то его тоже отправляют на дальний путь, – рассказывает Кислякова.
Работа диспетчера тяжела не только психологически, но и физически. Рабочая смена длится 12 часов. Чтобы диспетчеры не покидали рабочее место, организована доставка обедов из столовой. И всё же специалист может отлучиться, при условии, что на время его заменит дежурный по региону.
После работы диспетчеры могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки и при необходимости посетить психолога.
Для работы в Центре управления перевозками подходят лишь самые выносливые. Да и при устройстве на работу железнодорожники проходят строгий отбор.
Чтобы стать поездным диспетчером необходимо:
1. Получить высшее специальное образование;
2. Пройти практику;
3. Поработать по одной из следующих специальностей: дежурный по парку, составитель поездов или приёмосдатчик груза;
4. После чего не меньше года отработать в должности дежурного по станции;
5. Пройти собеседование в Центре управления перевозок;
6. Получить положительную рекомендацию от психолога.
Каждый диспетчер работает в отдельном кабинете, который по своей площади мог бы уместить около четырёх обычных рабочих мест. Он постоянно контролирует информацию с 4-5 компьютерных экранов и нескольких телефонов.
Кроме этого, в главном офисе есть и главный диспетчерский зал, который напоминает Центр управления полётами Роскосмоса. Ведь не зря Центр управления перевозками сокращённо называют ЦУПом.
После реконструкции здесь будет внедрена новая модель диспетчерского управления движением по главному ходу Транссибирской магистрали.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Тайные круги железной дороги: кто и как осуществляет движение поездов по Свердловской ЖД