После того, как со здания на проспекте Ленина, 41 убрали строительные конструкции, горожане увидели, что фасад изменился до неузнаваемости. Многие помнят, что на первом этаже этого здания много лет располагался знаменитый гастроном. В советское время именно здесь, в центре города, чаще, чем на окраине, можно было достать дефицитные продукты.
А теперь здесь офис. Хотя неравнодушных горожан опечалил не столько факт, что больше нет магазина, сколько внешний вид переделанного фасада. Многие справедливо называют такое решение "убийством конструктивизма".
– Я даже не знаю, как это комментировать, – сказала E1.RU архитектор Полина Зиновьева, участница сообщества "Podelniki". – Это за гранью добра и зла – с точки зрения истории. Я понимаю, что сама по себе эта часть помещения сделана неплохо, здесь использованы современные материалы. Но то, во что превратился памятник конструктивизма после этого – это даже сложно оценивать.
По словам Полины Зиновьевой, можно считать, у здания "плохая карма". В своё время конструктивисты переделывали особняк из красного кирпича XIX века, который был на этом месте, достраивали его, меняя стиль. Многие горожане помнят, что со стороны улицы Толмачёва в память об особняке сохранились полукруглые окна. Но в истории Екатеринбурга есть и положительные примеры, когда здания меняли, настраиваясь на новую эпоху, но делали это гармонично. Так произошло, к примеру, с ОДО – конструктивисткий каркас дополнили лепниной и другими элементами, и в Свердловске появился отличный образец другого уникального архитектурного течения – сталинского ампира.
Между тем, по мнению экспертов, конструктивизм – это особая фишка, можно сказать, бренд Екатеринбурга. Даже блогер Варламов, чья критика нашего города разошлась по Сети, написал, что конструктивизм – это почти единственное, что он знает о городе. И если закон о защите памятников истории и архитектуры не работает, то нужна особая программа, которая позволит сохранить уникальные особенности столицы Урала.
– Даже этот гастроном, с его типичными советскими особенностями, был невероятно аутентичен, – рассказала Полина Зиновьева. – Там были такие занавесочки, закрученные из пластмассы, там были прекрасные надписи "Мясо-рыба". И само оформление гастронома было достойно сохранения. В Москве, к примеру, в подобных местах уже начали сохранять эти интерьеры для истории.
Вам нравится, каким стало это здание в центре Екатеринбурга после реконструкции?