Николай Михайлович Григорьев – герой СССР, участник Великой Отечественной войны. Ему 89 лет. Ушёл на фронт в 17 лет, был разведчиком. Освобождал Украину и Белоруссию. Полковник Советской армии. Сейчас живёт в Заречном. Он – последний из ныне здравствующих героев Советского Союза – участников Великой Отечественной в Свердловской области.
Мы приехали к Николаю Михайловичу почти всей редакцией.
– Знали бы мы, что вас так много будет, сломали бы стену и две комнаты соединили бы, стол длинный поставили.
Это шутит жена Антонина Павловна.
До этого мы приезжали в гости к Николаю Михайловичу и Антонине Павловне Григорьевым в конце февраля, накануне Дня защитника Отечества. Тогда Николай Михайлович вспоминал, как освобождал Украину и Белоруссию, переживал за то, что происходило в Киеве.
"Жду, когда Путин введёт туда войска", – прямо говорил ветеран, для которого Родина осталась в том самом СССР, который он защищал. Тогда ещё не случилось ни присоединения Крыма, ни трагедии в Одессе...
И в этот раз мы тоже приехали перед праздником. Поэтому нам было немного неловко. Известная грустная истина – мы вспоминаем про героев войны только перед какими-нибудь датами. И чиновники, и журналисты.
Пока накрываем стол, говорим об этом хозяевам.
– Да, доля правды в этом есть: вспоминают о нас только перед праздником, это неправильно, – говорит Николай Михайлович.
Герой сидит в кресле, ходить ему тяжело из-за проблем с суставами.
– А можно я свою вставку сделаю? – подключается Антонина Павловна, накидывая на стол скатерть. – Все заняты текущей работой, все решают какие-то злободневные вопросы. Поэтому и откладывают до праздников. Но вот 2 декабря – на день рождения Николая Михайловича – все приходят и поздравляют. Из горадминистрации, из военкомата, и школьники.
Герой Советского Союза Николай Григорьев живёт с женой в двухкомнатной квартире. Чистенькой, уютной. На стене в большой комнате огромная картина – двое волков на фоне зимних гор. Это подарок внучки из Казахстана, где Григорьевы прожили много лет, после того как Николай Михайлович уволился в запас из армии. Николай Григорьев – бывший охотник, когда-то стрелял волков.
Антонина Павловна и Николай Михайлович очень душевные люди. От гостей не отмахиваются, принимают с душой всех: журналистов, малышей из детских садов...
– Маленькие спрашивают у меня: сколько немцев убил? Видел ли Гитлера? Страшно ли было на войне?
Садимся за накрытый стол. Первый тост от Николая Михайловича. За женщин-фронтовиков.
– 800 тысяч женщин было призвано на фронт, – говорит он. – Помню, при втором ранении попал в госпиталь, ещё заболел ревматизмом остросуставным, боли были страшные. Терпеть не мог, говорил медсёстрам: "Отравите меня!" Но врач Валентина Павловна меня успокаивала: "Вылечим, на танцы будешь ходить". Я уважаю женщин-фронтовиков. За этих помощниц и хочу выпить!
Николай Михайлович пригубил коньяку.
– После первой не закусываю, – смеётся он, вспоминая знаменитую фразу героя Сергея Бондарчука из фильма "Судьба человека".
Улыбаясь, признаётся:
– Я на войне только один раз выпил – на Пинских болотах (в Белоруссии. – прим.ред.). Устал, выпил, уснул, чуть лошадь не потерял. На заданиях никогда не пили.
Про взятие Нарева (река в Польше. – прим.ред.) Николай Михайлович сам написал книгу: про подвиги наших, про военную стратегию тех боёв. Он считает, что надо рассказывать о войне только то, что не стыдно.
– Мы как-то встречались в Совете ветеранов с одним участником войны. И он рассказал нам: как бой начался, вижу, что мне не выжить, убежал в крапиву и сидел там, пока бой не кончился.
Антонина Павловна снова по-доброму, по-женски пытается оправдать человека:
– Боялся. Не все же герои.
– Да, боялся. Но не надо такое рассказывать! – говорит Николай Михайлович.
В этот раз он не выйдет на 9 Мая на городскую площадь, тяжело, будет смотреть Парад Победы по телевизору.
Антонина Павловна достаёт пиджак с наградами. Цепляет вешалку на дверную ручку шкафа. Мы впервые видим Золотую звезду Героя "живьём", а не на фото.
Николай Михайлович поднял трость, показывает ею награды.
– Указка у тебя какая-то странная, – подшучивает Антонина Павловна.
– Что есть, – серьёзно отвечает он. – Давайте будем смотреть. 29 наград у меня всего. Вот первая награда – орден Ленина. Вот сразу две медали "За отвагу" – это солдатские медали, высшая солдатская награда. Вот медаль "За боевые заслуги". Эта медаль уровнем пониже, чем "За отвагу". Вот здесь орден Ленина, орден Сталина. Вот медаль "За трудовую доблесть". Юбилейные хочу отделить, тяжело носить всё. Надо надеть только боевые… А вот – орден Красной Звезды. Из-за него я попал под арест, чуть не расстреляли. Дело было так: отправили в разведку, я доложил, что, проходящие мимо обозы – это немецкая артиллерия. Их окружили, начался бой. А они… по-русски стали кричать! Меня опер из СМЕРШа сразу арестовал. Но разобрались. Оказалось, это всё-таки немцы были, а по-русски кричали наши предатели-перебежчики. Меня освободили. А в 1955 году, когда я служил в Германии, меня нашли за тот случай. Вместо расстрела или штрафбата получил этот орден.
– Сейчас многие вспоминают цену Победы, упрекают руководство той нашей страны, что слишком много было потерь. Вы думали об этом?
– Да. Вспоминают приказ N 227 (Приказ N 227 – "Ни шагу назад!", запрещающий отступление без приказа, подписанный Сталиным. – прим. ред.). Не надо ругать офицеров, командование. Нельзя было по-другому… нельзя.
– У нас в последнее время всё чаще на рынке продают награды Великой Отечественной...
– Награды должны хранить дети участников войны.
– А если продают?
– Те, кто покупает, не имеют права их надевать.
– Они для коллекции.
– Для коллекции можно, наверное… – Николай Михайлович вздыхает.
Последний раз он видел своих товарищей по разведроте в 45-ом, перед тем, как попал в госпиталь. Больше никогда не встречал, найти не пытался.
– Николай Михайлович, сейчас нет у вас разочарования после всего, что произошло и происходит. Вы за такую страну воевали?
– Да, за такую.
– В Киеве отменили Парад Победы...
– Мне больно от этого. Украинцы мне близки, я освобождал Сумскую область. И жена сына с Сумской области. Я сейчас, глядя на всё, переживаю, я помню, как лежал в госпитале на Украине, как местные за нами ухаживали. Ещё вспоминаю бой в Конотопе (в Восточной Украине. – прим.авт), мы лежали в окопах, а местная старушка из дома выбежала с миской и к нам: я вас покормлю. Снаряд взорвался рядом с ней. Её убило. Что касается тех людей, которые хотят ближе к Европе, не хотят быть с нами, их обманывают, я считаю. А на Западной Украине нас всегда не любили, я туда отдыхать ещё в советское время приезжал, видел, как морщились. Я думаю, та Украина, что хочет быть с нами, – будет с нами.
Выпили за наступающий праздник.
Антонина Павловна, смеясь, примеряет оранжевую футболку E1.RU. Николай Михайлович делает вид, что сердится на супругу, грозит ей тростью: серьёзней, мол, надо быть. Потом смеётся.
Они прожили с Антониной Павловной вместе 64 года. Супруга ездила за ним повсюду, пока он был кадровым военным: Украина, Германия, Казахстан.
– Я ей и из пистолета давал стрелять, – говорит Николай Михайлович.
31 марта у них родился третий правнук. Сын и дочь живут рядом, в Заречном. Родные заходят каждый день, помогают. Недавно Николаю Михайловичу власти дали небольшой участок земли у озера – чтобы можно было построить там домик, отдохнуть у воды, порыбачить.
– Два года чиновники обещали, – рассказывает Николай Михайлович. – Потом губернатору об этом сказали. И тут же нашёлся участок.
– Вам, получается, не на что пожаловаться? Дети и внуки рядом, заботятся, даже стихи вам пишут. Правнуки подрастают. "Лодочную станцию" свою построите...
– Здоровья надо ещё…
Прощаемся. Спрашиваем напоследок:
– Николай Михайлович, а как мы, по-вашему, должны отмечать День Победы сейчас, через десять-двадцать лет? Мы исполним то, что вы скажете. Сейчас по этому поводу спорят: праздник это или день траура по миллионам погибших, когда радость не уместна?
– Празднуйте так же, как всегда. Когда-то наступит момент, когда нас уже не останется в живых, выходите с портретами своих родных фронтовиков на Парад. Не надо напиваться до свинского состояния и выходить на улицы. На таких неприятно смотреть. Но за столом надо посидеть обязательно. И радуйтесь, обязательно!
ФОТОГАЛЕРЕЯ: E1.RU побывал в гостях у героя Советского Союза Николая Григорьева