Накануне дня 8 Марта, который исторически возник как праздник борьбы за права женщин, E1.RU встретился с Ксенией Кабановой – одной из активисток сообщества радикальных феминисток в Екатеринбурге. 8 марта в 12:00 феминистки вновь собираются на митинг в защиту прав женщин на площади 1905 года.
Как и почему девушка отстаивает не слишком популярную в наше время философию, как распознать сексизм в привычных ритуалах и за что борются современные феминистки, Ксения рассказала в интервью нашему журналисту.
– Ксения, минувшей осенью вы устроили митинг против насилия над женщинами. Тогда все узнали, что у нас, оказывается, есть феминистки, да еще и радикальные. Почему радикальные?
– Радикальный – это единственный живой вид феминизма. В прошлом был либеральный феминизм – это когда боролись за избирательное право для женщин. Сейчас феминизм может быть только радикальным или его не может быть вообще. У нас нет радикалистских методов. Но у нас радикальные цели.
– Какие цели?
– Мы хотим добиться безопасности женщин на разных уровнях. Физическую безопасность – причём не только на улице, но и дома, в семье. Потому что дом является зачастую не менее опасным местом для женщины.
Мы хотим, чтобы женщина была защищена от посягательств на тело со стороны государства.
– А как государство может посягать?
– Это репродуктивная политика государства. Например, в Китае могут запретить рожать детей больше одного. В России идут постоянные разговоры о запрещении абортов. Сократили список медицинских показаний для аборта, были убраны некоторые социальные показания – например, беременность заключенной, потеря мужа. Была введена так называемая неделя тишины – срок, когда женщине дают подумать, прежде чем сделать аборт. Например, в сельской местности бывает сложно снова ехать в больницу или женщину могут не отпустить с работы. Таким образом сроки уже пройдут, и женщине уже не сделать аборт.
Есть планы на запрещение средств экстренной контрацепции. И никто не может сказать, что этого не будет. Даже в европейских странах есть такая практика – единственным медицинским показанием к аборту, например, в Испании может быть риск для здоровья матери. Если, к примеру, перинатальная диагностика покажет, что ребёнок с отклонениями, его всё равно рожать. Этот пример показывает, что бывают откаты назад. И нельзя расслабляться.
– У противников абортов, согласитесь, существенные аргументы.
– Вы поймите, мы не за аборты, ни в коем случае. Но должно быть право выбора. Человек должен иметь возможность распоряжаться своим телом сам. В прошлом году был подписан указ против рекламы абортов. Вы когда-нибудь видели рекламу абортов?
– Нет.
– И я – нет. Нам кажется, это сделано с целью ограничения доступа к медицинской информации. Всё это нужно тщательно отслеживать.
– Митинг, который вы проводили в конце прошлого года, был против насилия над женщинами. Бесспорно, важная тема. Но какое отношение она имеет к феминизму?
– Феминизм основан на двух постулатах. Первый: угнетение женщин есть. И второе – угнетателями женщин являются мужчины. Физическое угнетение – это отсутствие безопасности. Женщина не защищена законом против насилия в семье, хотя такой закон принят в 89 странах, даже в Украине. В России – квартира – это частная территория, и что там происходит, никого не волнует. Её могут пытать, убивать. В законе должен быть прописан состав преступления – домашнее гендерное насилие. В 96 процентах случаев это насилие над женщиной со стороны мужчины.
– А если наоборот? Если пьяная женщина со скалкой над мужем измывается?
– Пусть закон защищает всех, мы только за. Кстати, многие женщины даже не знают, что подвергаются насилию. Ведь помимо физического, есть экономическое насилие. Это запрет заниматься обычным трудом. Принуждение заниматься репродуктивным трудом – рожать детей, воспитывать, заниматься только хозяйством. На средства, достаточные только на проживание женщины. Согласитесь, что это практически рабство.
Есть психологическое насилие – угрозы, давление, запрет общаться с друзьями. Есть сексуальное насилие в семье. Причём не только по отношению к жене, а нередко – по отношению к дочерям, падчерицам.
– Но это же уголовный кодекс. Зачем отдельный закон?
– Нужны условия, чтобы жертва насилия не была вынуждена продолжать жить с насильником в одном доме. Создавать убежища – такие, как есть в США.
– Ксения, вы – молодая красивая девушка, ваша внешность никак не укладывается в стереотипное представление о феминистках. Зачем вам это нужно?
– Некоторое время назад мне попалась информация о неравенстве женщин и мужчин. Я не знала, что есть гендерный разрыв в зарплатах мужчин и женщин - он в России составляет 36%. Я не знала о масштабах домашнего насилия. Эту информацию не так часто встретишь в обобщённом виде. Ну и может быть, толчком к поиску такой информации стала жизнь, личный опыт. Я в своей семье сталкивалась с домашним насилием. А последней каплей стали споры с молодым человеком, с которым я тогда встречалась, по поводу Саши Грей. Он высказал циничное, пренебрежительное отношение к Саше Грей, но в то же время – лояльное отношение к порнографии. Это меня возмутило.
– Вы быстро нашли единомышленников?
– Я бросила клич, и сразу сложилась небольшая группа, мы проводили встречи. Оказалось, что у нас у всех есть опыт дискриминации. Мы сами либо кто-то их близких нам людей встречались с оскорблениями, с дискриминацией.
– У меня есть ощущение, что равенство мужчин и женщин – это не популярная нынче тема. Напротив, все больше пишут, что женщинам надо возвращаться к своему природному предназначению, детей рожать, уют создавать, носить платья и улыбаться. А мужчине – защищать. И тогда все мы будем счастливы. Как вы думаете, почему эта модель поведения сейчас людям ближе?
– Идёт патриархальный откат. Советское государство формально провозглашало равенство мужчины и женщины. Была социальная инфраструктура материнства. С материнством государство помогало – пособиями, детскими садами и яслями. Сейчас что делает государство? Выращивание ребёнка, репродуктивный труд перекладывает на плечи женщины, притом, что её никто не освободит от необходимости приносить в дом деньги. У нас только 10 процентов мужчин в состоянии обеспечить полностью семью с двумя-тремя-четырьмя иждивенцами. Пытаются всё переложить на плечи женщины – и работу в продуктивной сфере – за деньги, и в репродуктивной сфере – бесплатно, потому что ты женщина. Чтобы исправить ситуацию, женщине нужно вернуть социальную инфраструктуру – детские сады, ясли, в том числе на предприятиях. Чтобы женщина могла совмещать материнство с работой – не в ущерб ни тому, ни другому. Я посчитала – если на каждого ребёнка тратится порядка 30 тысяч рублей в месяц, то за 18 лет на это уйдет 6,5 миллионов рублей.
– Отчего такая большая цифра – 30 тысяч в месяц? Как считали?
– В среднем, в месяц тратить можно меньше, но неизбежно встанет вопрос об образовании и отселении. Государство из этих 6,5 миллионов выплачивает в виде пособий 65 тысяч. То есть, по сути, готово давать только один процент реальных затрат на гражданина, который будет поднимать экономику страны, в армии служить, детей рожать…
– Ксения, возвращаясь к феминизму, вот ещё что интересно. Это правда, что феминистки не позволяют мужчинам свои сумки носить и двери перед собой открывать?
– Это правда. Открывание дверей – это сексизм.
– Культурная традиция. Нет?
– Культурная сексистская традиция. Ну, вот представьте. Вы помогли бы нести своей подруге тяжелую сумку?
– Почему нет? Допустим, она устала, допустим, у неё две сумки, а я без груза.
– Да, но если сумка легкая или у вас такая же, то ведь не стали бы. Помогая вот так, по мелочи, мужчина показывает: я тебя буду защищать, я твой покровитель.
– А что в этом такого – защищать? Женщина физически слабее – это же факт?
– Да, но защищать нужно, когда это действительно требуется, причём, необязательно только женщин. Защищать нужно, когда просят об этом просто как человека. А защищать для того, чтобы, условно, выставить счёт потом – это сексизм. Проверить любые поступки очень легко. Подумайте, оказал бы мужчина такую услугу своему другу, если бы он попросил. Или оказала бы, наоборот, женщина мужчине такую услугу, если бы он попросил. Если да, значит, всё в порядке, сексизма тут нет.
– Ксения, можно личный вопрос. Я знаю, наши читатели его бы задали. А вы сами планируете семью создавать?
– А что, я кому-то это должна?
– Не знаю, это вам решать.
– Женщине совсем не обязательно создавать семью. Тем более, что институт брака в его нынешнем виде отмирает. Зачем нужен был институт брака в феодальном обществе? Мужчина – начальник производства. И есть его подчиненные – это жена, дети. Жена или в поле, рядом с ним, либо – если буржуазия – украшала дом, придавала ему значительность и статус. Сейчас эта система ушла в прошлое, такая единица больше не нужна. Женщин из экономики не выкинуть обратно. Если мы всех женщин посадим дома, никому лучше не станет.
– И как будут люди жить, без брака?
– Люди будут жить и общаться с теми, с кем их объединяют общие интересы. Могут жить, к примеру, две подруги вместе, почему нет? Или женщина будет жить одна. Это будет более распространено. Встречаться, ходить в гости – хоть к женщинам, хоть к мужчинам.
– А детей как рожать?
– Новые технологии. Искусственное выращивание эмбрионов. Мы уже сейчас к этому идём. Маленькому ребенку, возможно, комфортнее, когда есть папа и мама рядом, но не такой длительный период времени, потом ему необязательно находиться постоянно в одном помещении с матерью и отцом.
– Ксения, 8 Марта – это ваш праздник?
– Праздник изначально имел экономический и политический смысл. Женщины боролись за зарплату – такую же, как у мужчин, за избирательное право. Потом, в 60-е – 70-е годы прошлого века про солидарность и труд как-то забыли, праздник ушёл в частную, семейную сферу. Дети стали поздравлять мам, мальчики – девочек, началось дарение конфет. И сейчас нас поздравляют с праздником вечной женственности, любви. Но мы в этот день напоминаем: дискриминация женщин тормозит экономическое развитие общества. Когда женщины выключаются из производства, не могут пользоваться полученным ими образованием - от этого плохо всем. В прошлом году я написала у себя в соцсети: не надо присылать мне всякие глупости на 8 Марта, потому что это день борьбы за женские права.