Константин Грюнберг — екатеринбургский скульптор, автор известных в городе монументов: «Черный тюльпан», памятник маршалу Жукову, памятник царской семье у Храма-на-Крови, памятник воинам-спортсменам в Зеленой роще. Родился в 1944 году в Свердловске, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.
Константин Грюнберг принимал нас в своей мастерской — огромном складе за Птичьим рынком. Мы ходили между бюстами и скульптурами: новыми и старыми. Константин Васильевич с запалом рассказывал нам о своих работах, ругал облик современного Екатеринбурга и наших местных чиновников от архитектуры.
«За «Черный тюльпан» взялся от безденежья»
— Константин Васильевич, скоро после реконструкции открывают обновленный «Черный тюльпан». Вы, кстати, точную дату знаете?
— Мне говорили про декабрь.
— Монумент реконструировали после скандала. Ваш соавтор Андрей Серов был против всех переделок, считал, что нарушается замысел автора. Даже в суд подал. Инициатором переделок были солдатские матери, матери ребят, погибших в Чечне (женщины требовали установить пилоны с именами их сыновей взамен плит, на которых до этого были имена участников чеченской войны. — прим. ред.). А вас не обидело, что вроде как далекие от искусства люди требуют внести коррективы в ваш памятник?
— Да, инициатива была от матерей. Но скандальная история выеденного яйца не стоит! Надо было просто выслушать мнение этих пожилых женщин и попытаться сделать, как они просят. И все! А этот (имелся в виду архитектор Андрей Серов — прим. ред.) уперся рогами: этого делать нельзя! А почему нельзя-то? Вот я, скульптор, говорю, что можно. И права у нас с архитектором одинаковые. Но он вдруг возомнил себя самым главным и подал в суд. Я победил: суд принял мою сторону. Решено было делать не реставрацию, а реконструкцию.
А в предыдущем варианте, по моему мнению, была композиционная недоработка. Надо было завершить полукольцо вот этими самыми пилонами, которые сейчас установили. И я об этом говорил изначально, когда только начинали делать «чеченское» продолжение памятника. Но меня не послушали. Решали товарищи, которые не имеют отношения ни к архитектуре, ни к живописи, ни к скульптуре. У этого памятника вообще печальная и нехорошая аура. Ничего позитивного в нем нет. Ну да, сделал я его. Но тогда безработица была, у меня заказов не было, это же 90-е годы были. А тут мне предложили: попробуй, сделай. Я взялся. Не потому что хотел сильно, а потому что на хлеб надо было заработать.
Прошло 18 лет, и снова вылезла какая-то ерунда, связанная с «Черным тюльпаном». То ли дело памятник маршалу Жукову! Я когда подъезжаю, смотрю на него, и мне жить хочется. Такая гордость за свой народ, за свою армию, за талантливых людей. За то, что мы победили.
— Не хотелось бы вам поменять местами памятник Жукову с «Черным тюльпаном»? Памятник маршалу-победителю на широкую площадь Красной армии, а «Черный тюльпан» — к Министерству обороны… Как укор военным начальникам.
— Перенести «Черный тюльпан», как укор, — нет. Зачем обижать нашу армию?.. В назидание? Да все войны одинаковые. И везде умирают не генералы, а обыкновенные пацаны. Я помню, как меня охраняли эти ребята-«афганцы» от жуликов и бандитов, когда я делал памятник. Я ведь здесь в мастерской один остался, директор сбежал, все разворовав. На меня наехали люди, близкие к тогдашней городской администрации: давай, мол, убирайся отсюда, пытались отобрать мастерскую. Я обратился к «афганцам», и они установили здесь пост. Круглые сутки охраняли меня и свой памятник. Хотя изначально я хотел поставить памятник Жукову на место, где сейчас стоит «Черный тюльпан», на площадь Красной армии. Так же, как в Петербурге на Марсовом поле стоит памятник Суворову. А у нас на площади Красной армии должен стоять памятник маршалу Жукову. Но меня никто не послушал.
«Правильно, что снесли «Пассаж»!»
— Представим, вам предлагают занять пост главного архитектора, что бы тогда изменилось в облике города?
— Я уже старый для этого поста, мне 69 лет. Если б пораньше предложили... Я бы хотел возвеличить Екатеринбург. Сделал бы так, чтобы в городе было больше памятников. Когда-то я хотел установить Триумфальную арку на въезде в Кольцово. Это монумент на колоннах. Наверху скачет Старик Урал, по бокам — барельефы, гербы всех уральских городов. Роскошные, красивые ворота, чтобы видели, что въезжаем мы в столицу Урала — Екатеринбург, а не в деревню. Но все боятся: как бы чего не вышло. Но не надо совсем «технотизировать» наш город! Памятники Ленину и Свердлову я бы убрал с тех мест, где они сейчас стоят. Но ломать их не надо! Их надо снять и поставить в яму — в Исторический сквер. Вот пусть там стоят и смотрят друг на друга. Произведением искусства эти памятники назвать нельзя, но сделаны они квалифицированно. А вот снесенный «Пассаж» не имеет ни малейшей художественной ценности, на мой взгляд.
— Это же памятник конструктивизма, как говорят архитекторы…
— Да это обычная коробка, ящик. Чего в нем хорошего-то? Правильно сделали, что снесли.
— Сейчас на месте «Пассажа» построят очередное творение из стекла и бетона. Лучше будет?
— Что «Пассаж», что эти высотки стеклянные — одно и то же. Ничего красивого в них нет. Единственное архитектурное произведение — это «Белая башня» на Уралмаше. Это здание — настоящее искусство, достойное стоять века.
— А как относитесь к некоторым городским памятникам, далеким, конечно, от монументальности вашей? Например, к памятнику клавиатуре или человеку-невидимке?
— Отрицательно. Вот вспомните Петергоф. Памятники, поставленные там еще три века назад, нравятся и понятны всем: и господам, и работягам. Сделаны с душой. И из настоящего материала: из бронзы, да еще позолочены. Они будут стоять вечно. А кто-то «ноги сделал» (памятник человеку-невидимке в виде человеческих следов стоит в Екатеринбурге около библиотеки Белинского — прим. ред.). У автора ума не хватило на большее! Оригинальным он хочет быть! Человек-невидимка, блин. Взял бы Минерву изобразил. Еще до того, как Хрущев разогнал всех абстракционистов, мне, помню, один замечательный человек сказал о подобных «скульпторах», которые ничего не умеют и только прикрывают собственное неумение вот этими делами. А чтобы что-то настоящее сделать — это большой труд.
«Вместо Краснознаменной группы — мой памятник!»
— Власти все-таки вам благоволили… По крайней мере, Россель. Сейчас заказы от властей есть?
— Давно уже нет. Последний был около семи лет назад. Я делал скульптуру Акинфия Демидова. Она стоит сейчас на острове посреди Чусовой в деревне Харенки — там, где по воде проходят туристические маршруты сплавщиков.
— Там, где дача Росселя…
— Ну, он же не на свою дачу скульптура поставил! А для людей. Молодец. Сейчас есть заказ от частного предпринимателя: делаю скульптуру в город Березовский. Это памятник Льву Брусницыну, мастеру из Березовского, который открыл россыпное, промышленное золото. В Березовском строится епархиальное училище, и эта скульптура будет стоять напротив. Есть заказы от частных лиц и бизнесменов. Не буду говорить, от кого и сколько стоит. Сейчас я не бедствую. Несколько работ делаю по заказу от епархии: вот бюст Александра Пушкина, Николая Второго, Петра Первого.
А недавно ко мне в гости в мастерскую приехал владыка Кирилл (архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский — прим. ред.). Одна из моих работ ему очень понравилась. Сейчас ждем, когда он вернется из командировки. Будем предпринимать дальнейшие шаги, пойдем на переговоры с властями, чтобы в центре города встала моя новая скульптура — «Памятник работному люду». Видите (Константин Васильевич показывает нам композицию. — прим ред.), — отец и сын Демидовы. Вокруг них — работный люд, первые строители, первооткрыватели Екатеринбурга. Венчать композицию будет женская статуя с крестом — это святая великомученица Екатерина, в честь которой назван наш город. Пилон, на котором будет стоять Екатерина, должен быть стеклянным и подсвечиваться изнутри. А по бокам надо установить прожекторы.
Были предложения поставить этот памятник на специально устроенный островок посреди Городского пруда. Но я считаю, что эта композиция высотой в 30 метров должна стоять в центре города, на центральном проспекте. Памятник должен возвышаться над Историческим сквером, ее надо установить прямо на месте, где стояла Краснознаменная группа.
— Константин Васильевич, а Краснознаменную группу, по вашему мнению, куда надо перенести? Многие горожане требуют шпили вернуть на Плотинку.
— Да убрать их подальше! Это груда железа. А тут будет заглавная городская композиция. Кроме того, по карте Екатеринбург как раз на границе Европы и Азии.
— С нынешними властями у вас как складываются отношения? С мэром Евгением Ройзманом дружите?
— Я его не знаю совсем. Но интересно, конечно, познакомиться. Вот с Росселем хорошо общались. Ельцин меня всегда поздравлял, обещал государственную премию дать. Дважды памятник Жукову номинировался на государственную премию. Но так и не дали.
— А кто из уральцев, живущих или живших, по вашему мнению, достоин памятника?
— Я бы поставил памятник Ельцину. Я и место придумал, и композицию интересную. В отличие от того памятника, что у нас есть, у меня бы получилась очень интересная работа. А то сделали без всякого конкурса проектов!..
— Расскажите, в чем идея вашего памятника?
— Ничего пока не скажу. Россель еще достоин памятника. Это вообще самый мой любимый и уважаемый человек в России. Всегда меня поддерживал. Эту мастерскую дал мне он. Но вопрос с памятником при жизни щепетильный, можно обидеть. Часто люди боятся, думают, что я сделаю что-то надгробное. Хотя я столько раз делал бюсты людям при жизни, и все живут и здравствуют. Еще бы сделал памятник нашему композитору Евгению Родыгину, написавшему музыку к «Уральской рябинушке». Когда-нибудь сделаю, а если не найдется места в городе, поставлю у себя на даче. У меня там уже целая выставка скульптур: Есенин, Микеланджело, Рембрандт, Мусоргский, Моцарт. А еще Хозяйку Медной горы хочу поставить — такую мадам, красавицу с зелеными глазами, в короткой юбке. Но я понимаю, что эти памятники никогда не поставят в Екатеринбурге. Я представляю, как депутаты городской Думы Екатеринбурга будут обсуждать бюджет города. Какой там памятник Рембрандту, у нас общественных туалетов в городе нет! И, выбирая между новым дорогостоящим памятником и туалетами, выберут последнее…