Город интервью Лучший воспитатель России из Новоуральска: о том, как прожить на "женскую" зарплату, и в какие компьютерные игры надо играть малышам

Лучший воспитатель России из Новоуральска: о том, как прожить на "женскую" зарплату, и в какие компьютерные игры надо играть малышам

Бывший подводник Олег Скотников теперь рисует колобков и учит детей ориентироваться во времени и пространстве.

Мужчина, работающий в детском саду воспитателем, - уже сам по себе уникум. Известный сюжет комедийных фильмов, когда брутальный дядька волею судьбы оказывается среди малышей. Наш герой, новоуральский педагог Олег Скотников, к детям попал… с подводной лодки. А теперь бывший подводник – лучший воспитатель страны. Олег Александрович привез из Москвы престижный титул "Воспитатель года".

- Олег Александрович, как вас занесло в профессию воспитателя?

- Я по образованию учитель начальных классов и воспитатель детских интернатных учреждений. Это такая вот длинная специальность. Всего несколько лет выпускали таких специалистов в вузе.

- У нас, в Екатеринбурге?

- У нас. Или даже правильней сказать – у вас. Я сам из Нижнего Новгорода.

- Вас не только в профессию занесло, но и к нам?

- Меня вообще очень круто занесло. Все это произошло после службы на подводной лодке. С другом договорились поступать. Так получилось, что он поступить не смог, а я отступить уже не смог. Пока учился, студентом заимел семью, ребенка. Жена тоже училась вместе со мной в одной группе. По распределению мы попали в Новоуральск.

- Закрытый город.

- Да, нам говорили, что там легче получить квартиру. И действительно – через год мы получили жилье. По распределению попали в детский сад-школу под названием "Надежда" – уникальное учреждение – это была экспериментальная площадка. На первом этаже был детский сад, а на втором – начальная школа.

- Очень продвинутый формат. В Екатеринбурге такое только начинает появляться…

- Да, а представляете, как все это было здорово! Это было ведомственное учреждение Уральского электрохимического комбината. В 2003 году комбинат начал отдавать всю социалку. Школу перевели в здание гимназии. Мне пришлось пойти воспитателем на группу продленного дня в гимназии. Два года проработал. После капремонта детский сад, у которого был компьютерно-игровой комплекс, пригласил меня на должность воспитателя.

- У вас были компьютерные навыки?

- Да, я уже имел опыт работы учителем информатики в начальных классах, и с дошколятами работать тоже умел. Я согласился, и уже 8 лет работаю в детском саду. Это коррекционный детский сад для детей с нарушениями речи. Я занимаюсь с 5-6-летними детьми.

- Как при помощи игр вы развиваете речь?

- Я занимаюсь развитием психологической базы речи. Речь и мышление у нас очень связаны: мышление, внимание, память – психологическая база речи. У детей с нарушением речи есть такая особенность – у них есть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса…

- О! Пошли профессиональные термины.

- Попробую расшифровать. Связь глаз-рука у таких детей нарушена. Я занимаюсь развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. И, кстати, с этой темой я и ездил на конкурс в Москву, показывал свои авторские наработки: и на компьютере, и дидактические игры. Показывал свой проект "Колобколандия".

- Можете рассказать, в чем его суть?

- Давайте.

(Олег Александрович разворачивает к себе мой блокнот и берет в руки ручку).

- Ориентировка на плоскости так же, как и в пространстве, должна начинаться с маленького участка. И этим участком будет квадрат, поделенный на 9 равных частей.

- Как для крестиков-ноликов?

- Да.

(Рисует квадрат).

- Ребенок мыслит образами. В каждую ячейку квадрата можно посадить какой-то образ, придумать сюжет. Нашим сюжетом будет сказка про Колобка. Колобок обхитрил Лису, катится дальше и думает: что же мне такое сделать, чтоб меня никто не ел? И создает сказочную страну, в которой никто никого не ест. И сам поселяется в центре.

(Рисует схематичного Колобка в центральном квадрате).

- И вместе с детьми мы заселяем сказочную страну его друзьями. Цыпленок, Пчелка, Лягушка… Рисуем. Ёжик, Божья Коровка… Здесь Мышка может поселиться, здесь Улитка, а здесь, например, Зайчик. Когда мы заселили эту сказочную страну, мы придумываем, как им ездить друг другу в гости. Давайте запустим какой-то транспорт. Например, поезд: пусть он ездит только вверх и вниз, вправо и влево, и делает один ход. А наискосок он ходить не может. Вот так.

(Показывает).

- Теперь нам надо им это как-то объявить. Давайте им напишем письмо.

- E-mail?

- Нет, настоящее письмо. Представляете, дети еще знают, что бывают настоящие письма. Кому? Например, Божьей Коровке. Схематично, с помощью стрелочек. К кому она может поехать? К Цыпленку.

- К Мышке…

- Да. И к Колобку она может поехать. Мы ей это все стрелочками нарисуем. И нарисуем поезд. И каждый ребенок выбирает любого героя, и пишет ему такое же письмо. На следующем занятии мы осваиваем уже два хода, пишем более сложные письма. Потом мы можем запустить поезд с тремя ходами. Ребенок уже придумывает, как несколькими вариантами добраться. А потом запускаем экспресс, который делает больше трех ходов. И уже нужен диспетчер. На первых порах роль диспетчера играет взрослый. Ребенок берет модель, а взрослый диктует: вверх-влево-влево-вниз-вправо-вниз. Потом ребенок включает громкую речь: он повторяет команды диспетчера, и у него идет фиксация слова с действием.

- Сколько занятий надо, чтобы освоить такую игрушку?

- Месяца три. Потом мы пробуем без модельки. Давайте попробуем прокатиться от Цыпленка. Я вам буду говорить, а вы попробуете глазками перемещаться по карте.

- Ага.

- Вправо-вниз-вправо-вниз-влево-влево-вверх. Где вы остановились?

- На Божьей Коровке.

- Вот. Опять же мы эту игру предлагаем и родителям, чтобы они вместе играли…

- Я думаю, это хороший тренинг для тех, кто всю жизнь путает право-лево…

- Потом пробуем запустить ночной экспресс. Ребенок закрывает глаза, запомнив ячейки. Кто там живет, запоминать не надо. Давайте попробуем от Пчелки. Закрывайте глаза. Вы запомнили, где Пчелка?

- Вверху в серединке.

- Закрываем глаза, начинаем движение. Вниз-влево-вниз-вправо-вправо-вверх-вниз. Где вы?

- Зайчик.

- Отлично, у вас получается.

- Ура! Я сдала зачет на уровень пятилетнего ребенка!

- А следующий этап – заменяем жителей точками. Учимся рисовать маршруты по точкам. А еще можем запустить другой транспорт, например, автобус, который ходит только наискосок. Это знаково-символическая деятельность, которая очень способствует развитию. Закрепляется мелкая моторика и графические навыки.

- Вы учите детей работе с компьютерами. А многие родители видят проблему как раз в том, что дети зависят от гаджетов. Как найти правильный баланс, чтобы компьютер не стал проблемой?

- Ну, во-первых, прежде чем давать ребенку игру, надо самому ее внимательно изучить, чтобы понять, нет ли там сцен насилия. Их показывать ни в коем случае нельзя. К чему ребенку эти игры, в которых стреляют и убивают? Нужны игры, которые заставляют ребенка подумать, интеллектуальное усилие сделать. И в такие игры ребенок не станет часами играть.

- Устанет думать?

- Конечно! Достаточно 10-15 минут. Больше и не надо. Когда все двигается, разбивается – это динамично, это привлекает, в такие игры можно долго играть. И тут надо просто с ребенком договариваться. Может быть, знакомить с временем: ставить будильник – давай договоримся, что как только стрелочка дойдет до такой-то циферки, мы с тобой выключаем компьютер. Заодно начнет понимать, что такое время.

- Коллективы вокруг вас преимущественно женские. На вас не смотрят как на чудо чудное?

- Я привык. И ко мне привыкли. Привык к тому, что меня окружают женщины, привык к их разговорам, складу ума, отношению к делу…

- Отношение к делу отличается от мужского?

- Женщины больше обращают внимание на мелочи. Для мужчины главное - результат. А для них важно все. Мелочи действительно важны в работе с детьми, поэтому, может, мужчин так мало в образовании. В школе еще есть мужчины, но немного.

- Физкультурники и трудовики.

- Ну да, а тут воспитатель детского сада. Конечно, удивляются. Спрашивают: вы что, и носы им подтираете?

- А что такого – носы подтирать?

- Ничего. Но я все-таки не просто воспитатель, у меня специализация, наверное, в простые воспитатели и я бы не пошел.

- Да и зарплаты "не мужские"…

- Я надеюсь, что все-таки поднимут зарплату воспитателям хотя бы на уровень средней учительской.

- Подрабатываете?

- Веду курсы подготовки к школе. Готовлю руку, то есть даю графический навык, и голову, то есть мышление. Сейчас родители стали более требовательными и понимают, что чем больше они вложат в ребенка в дошкольном возрасте, тем ему легче будет на следующей ступеньке. И это правильно.

- Имеет значение, в какой школе учится ребенок? Нужно ли во что бы то ни стало отдавать в элитную гимназию? В Екатеринбурге это больной вопрос: люди не хотят отдавать ребенка в школу возле дома, опасаясь плохого окружения.

- Окружение влияет, конечно. Но в начальной школе важнее всего учитель. Хороший учитель начальных классов. А потом, может, будет иметь смысл перевести ребенка в другую школу – если в этой школе окружение не устраивает.

- Не думаете сейчас переехать куда-нибудь? Вы же лучший воспитатель страны! Вас престижные столичные садики не переманивали?

- В Москве предлагали работу. Но срываться в 47 лет с нажитого места… менять город, где тебя знают, где ты имеешь какой-то вес…

- Вам нравится жить в Новоуральске?

- Да. Интересный город с особой историей: он же много лет закрытый, и это накладывает свой отпечаток. Многие переезжают в Екатеринбург, когда с работой становится тяжело. А у нас пока работа есть.

Фото: сайт проекта "Воспитатель года", архив Олега Скотникова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления