Мужчина, работающий в детском саду воспитателем, - уже сам по себе уникум. Известный сюжет комедийных фильмов, когда брутальный дядька волею судьбы оказывается среди малышей. Наш герой, новоуральский педагог Олег Скотников, к детям попал… с подводной лодки. А теперь бывший подводник – лучший воспитатель страны. Олег Александрович привез из Москвы престижный титул "Воспитатель года".
- Олег Александрович, как вас занесло в профессию воспитателя?
- Я по образованию учитель начальных классов и воспитатель детских интернатных учреждений. Это такая вот длинная специальность. Всего несколько лет выпускали таких специалистов в вузе.
- У нас, в Екатеринбурге?
- У нас. Или даже правильней сказать – у вас. Я сам из Нижнего Новгорода.
- Вас не только в профессию занесло, но и к нам?
- Меня вообще очень круто занесло. Все это произошло после службы на подводной лодке. С другом договорились поступать. Так получилось, что он поступить не смог, а я отступить уже не смог. Пока учился, студентом заимел семью, ребенка. Жена тоже училась вместе со мной в одной группе. По распределению мы попали в Новоуральск.
- Закрытый город.
- Да, нам говорили, что там легче получить квартиру. И действительно – через год мы получили жилье. По распределению попали в детский сад-школу под названием "Надежда" – уникальное учреждение – это была экспериментальная площадка. На первом этаже был детский сад, а на втором – начальная школа.
- Очень продвинутый формат. В Екатеринбурге такое только начинает появляться…
- Да, а представляете, как все это было здорово! Это было ведомственное учреждение Уральского электрохимического комбината. В 2003 году комбинат начал отдавать всю социалку. Школу перевели в здание гимназии. Мне пришлось пойти воспитателем на группу продленного дня в гимназии. Два года проработал. После капремонта детский сад, у которого был компьютерно-игровой комплекс, пригласил меня на должность воспитателя.
- У вас были компьютерные навыки?
- Да, я уже имел опыт работы учителем информатики в начальных классах, и с дошколятами работать тоже умел. Я согласился, и уже 8 лет работаю в детском саду. Это коррекционный детский сад для детей с нарушениями речи. Я занимаюсь с 5-6-летними детьми.
- Как при помощи игр вы развиваете речь?
- Я занимаюсь развитием психологической базы речи. Речь и мышление у нас очень связаны: мышление, внимание, память – психологическая база речи. У детей с нарушением речи есть такая особенность – у них есть нарушение развития оптико-пространственного гнозиса…
- О! Пошли профессиональные термины.
- Попробую расшифровать. Связь глаз-рука у таких детей нарушена. Я занимаюсь развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. И, кстати, с этой темой я и ездил на конкурс в Москву, показывал свои авторские наработки: и на компьютере, и дидактические игры. Показывал свой проект "Колобколандия".
- Можете рассказать, в чем его суть?
- Давайте.
(Олег Александрович разворачивает к себе мой блокнот и берет в руки ручку).
- Ориентировка на плоскости так же, как и в пространстве, должна начинаться с маленького участка. И этим участком будет квадрат, поделенный на 9 равных частей.
- Как для крестиков-ноликов?
- Да.
(Рисует квадрат).
- Ребенок мыслит образами. В каждую ячейку квадрата можно посадить какой-то образ, придумать сюжет. Нашим сюжетом будет сказка про Колобка. Колобок обхитрил Лису, катится дальше и думает: что же мне такое сделать, чтоб меня никто не ел? И создает сказочную страну, в которой никто никого не ест. И сам поселяется в центре.
(Рисует схематичного Колобка в центральном квадрате).
- И вместе с детьми мы заселяем сказочную страну его друзьями. Цыпленок, Пчелка, Лягушка… Рисуем. Ёжик, Божья Коровка… Здесь Мышка может поселиться, здесь Улитка, а здесь, например, Зайчик. Когда мы заселили эту сказочную страну, мы придумываем, как им ездить друг другу в гости. Давайте запустим какой-то транспорт. Например, поезд: пусть он ездит только вверх и вниз, вправо и влево, и делает один ход. А наискосок он ходить не может. Вот так.
(Показывает).
- Теперь нам надо им это как-то объявить. Давайте им напишем письмо.
- E-mail?
- Нет, настоящее письмо. Представляете, дети еще знают, что бывают настоящие письма. Кому? Например, Божьей Коровке. Схематично, с помощью стрелочек. К кому она может поехать? К Цыпленку.
- К Мышке…
- Да. И к Колобку она может поехать. Мы ей это все стрелочками нарисуем. И нарисуем поезд. И каждый ребенок выбирает любого героя, и пишет ему такое же письмо. На следующем занятии мы осваиваем уже два хода, пишем более сложные письма. Потом мы можем запустить поезд с тремя ходами. Ребенок уже придумывает, как несколькими вариантами добраться. А потом запускаем экспресс, который делает больше трех ходов. И уже нужен диспетчер. На первых порах роль диспетчера играет взрослый. Ребенок берет модель, а взрослый диктует: вверх-влево-влево-вниз-вправо-вниз. Потом ребенок включает громкую речь: он повторяет команды диспетчера, и у него идет фиксация слова с действием.
- Сколько занятий надо, чтобы освоить такую игрушку?
- Месяца три. Потом мы пробуем без модельки. Давайте попробуем прокатиться от Цыпленка. Я вам буду говорить, а вы попробуете глазками перемещаться по карте.
- Ага.
- Вправо-вниз-вправо-вниз-влево-влево-вверх. Где вы остановились?
- На Божьей Коровке.
- Вот. Опять же мы эту игру предлагаем и родителям, чтобы они вместе играли…
- Я думаю, это хороший тренинг для тех, кто всю жизнь путает право-лево…
- Потом пробуем запустить ночной экспресс. Ребенок закрывает глаза, запомнив ячейки. Кто там живет, запоминать не надо. Давайте попробуем от Пчелки. Закрывайте глаза. Вы запомнили, где Пчелка?
- Вверху в серединке.
- Закрываем глаза, начинаем движение. Вниз-влево-вниз-вправо-вправо-вверх-вниз. Где вы?
- Зайчик.
- Отлично, у вас получается.
- Ура! Я сдала зачет на уровень пятилетнего ребенка!
- А следующий этап – заменяем жителей точками. Учимся рисовать маршруты по точкам. А еще можем запустить другой транспорт, например, автобус, который ходит только наискосок. Это знаково-символическая деятельность, которая очень способствует развитию. Закрепляется мелкая моторика и графические навыки.
- Вы учите детей работе с компьютерами. А многие родители видят проблему как раз в том, что дети зависят от гаджетов. Как найти правильный баланс, чтобы компьютер не стал проблемой?
- Ну, во-первых, прежде чем давать ребенку игру, надо самому ее внимательно изучить, чтобы понять, нет ли там сцен насилия. Их показывать ни в коем случае нельзя. К чему ребенку эти игры, в которых стреляют и убивают? Нужны игры, которые заставляют ребенка подумать, интеллектуальное усилие сделать. И в такие игры ребенок не станет часами играть.
- Устанет думать?
- Конечно! Достаточно 10-15 минут. Больше и не надо. Когда все двигается, разбивается – это динамично, это привлекает, в такие игры можно долго играть. И тут надо просто с ребенком договариваться. Может быть, знакомить с временем: ставить будильник – давай договоримся, что как только стрелочка дойдет до такой-то циферки, мы с тобой выключаем компьютер. Заодно начнет понимать, что такое время.
- Коллективы вокруг вас преимущественно женские. На вас не смотрят как на чудо чудное?
- Я привык. И ко мне привыкли. Привык к тому, что меня окружают женщины, привык к их разговорам, складу ума, отношению к делу…
- Отношение к делу отличается от мужского?
- Женщины больше обращают внимание на мелочи. Для мужчины главное - результат. А для них важно все. Мелочи действительно важны в работе с детьми, поэтому, может, мужчин так мало в образовании. В школе еще есть мужчины, но немного.
- Физкультурники и трудовики.
- Ну да, а тут воспитатель детского сада. Конечно, удивляются. Спрашивают: вы что, и носы им подтираете?
- А что такого – носы подтирать?
- Ничего. Но я все-таки не просто воспитатель, у меня специализация, наверное, в простые воспитатели и я бы не пошел.
- Да и зарплаты "не мужские"…
- Я надеюсь, что все-таки поднимут зарплату воспитателям хотя бы на уровень средней учительской.
- Подрабатываете?
- Веду курсы подготовки к школе. Готовлю руку, то есть даю графический навык, и голову, то есть мышление. Сейчас родители стали более требовательными и понимают, что чем больше они вложат в ребенка в дошкольном возрасте, тем ему легче будет на следующей ступеньке. И это правильно.
- Имеет значение, в какой школе учится ребенок? Нужно ли во что бы то ни стало отдавать в элитную гимназию? В Екатеринбурге это больной вопрос: люди не хотят отдавать ребенка в школу возле дома, опасаясь плохого окружения.
- Окружение влияет, конечно. Но в начальной школе важнее всего учитель. Хороший учитель начальных классов. А потом, может, будет иметь смысл перевести ребенка в другую школу – если в этой школе окружение не устраивает.
- Не думаете сейчас переехать куда-нибудь? Вы же лучший воспитатель страны! Вас престижные столичные садики не переманивали?
- В Москве предлагали работу. Но срываться в 47 лет с нажитого места… менять город, где тебя знают, где ты имеешь какой-то вес…
- Вам нравится жить в Новоуральске?
- Да. Интересный город с особой историей: он же много лет закрытый, и это накладывает свой отпечаток. Многие переезжают в Екатеринбург, когда с работой становится тяжело. А у нас пока работа есть.
Фото: сайт проекта "Воспитатель года", архив Олега Скотникова