Откровенно говоря, редакция E1.RU порядочно поломала голову, чтобы выбрать героиню для праздничного репортажа ко Дню защитника Отечества – очень хотелось удивить и порадовать екатеринбуржцев рассказом о женщине привлекательной, обворожительной, и, что самое главное, экстраординарной. В итоге сама судьба послала нам подарок вместе… с новой программой, прибывшей в городской цирк: в центре внимания корреспондента портала оказалась артистка гимнастического жанра, замечательная жена и мама Надежда Терентьева.
-Саня, есть шпагат?
-Есть, чуть-чуть опусти правую ногу.
Под кольцом на высоте около 2 метров вниз головой висит миниатюрная статная блондинка, растянувшись в идеальном шпагате: Надежда Терентьева репетирует свой номер «Птица» - полет в воздушном кольце.
Простая черная олимпийка отброшена на кресло, домашние шлепанцы стоят у борта манежа – разительное отличие от бешеного кружения под куполом цирка на глазах замирающей от волнения публики. Там Надежда, захваченная лучами прожекторов, блестит, переливается и порхает, воистину как райская птица. Теперь, когда зрительские места пусты, а пляску софитов заменяет спокойное казенное освещение, гимнастка в темной майке и леггинсах полна спокойствием. Повисая вниз головой, она спрашивает своего мужа и партнера о шпагате так же буднично, как иная домохозяйка спросила бы себя «А не забыла я купить сметану?».
О карьере
Терентьева признается – цирк она полюбила с детства и очень мечтала туда попасть. За плечами 8-классницы Нади уже были серьезные достижения в спортивной гимнастике (мастер спорта), когда она поняла, что хочет профессионально выступать на арене. Вот только как? Неопытной девушке казалось, что цирк – место, куда попадают целыми семьями и работают династиями. И в момент, когда уже появились мысли забыть о мечте, судьба тут же вспомнила о чаяниях девушки. Проводником на манеж стал ее однокашник по спортивной секции, который позвал ее заниматься в цирковой студии. Надежда, не долго думая, согласилась – была отличная возможность не только поддержать форму после ухода из спорта, но и шанс проникнуть в цирковой мир. «Я отрабатывала там «верхней»* в «Икарийских играх»* (здесь и далее: значения цирковых терминов вы можете найти под текстом – прим. авт.), когда узнала, что во всем Союзе есть только два эстрадно-цирковых училища: одно в Москве, второе в Киеве. Меня отправили в киевское», - рассказывает Надежда и неторопливо, привычными движениями наносит грим. На полках и зеркале туалетного столика на время разместились фотографии Надежды за работой – то замирающей на зубнике* у канатоходца на канате, то под самым куполом, летящей в кольце.
В 1987 году совсем юная Надя поступает в цирковое училище. «Мама, конечно, переживала – как я одна, в 14 лет, в совершенно незнакомом городе, - говорит Надежда. – Мое желание работать в цирке ее не удивило – она сама танцевала и выступала с акробатическими трюками в Архангельске. И все-таки до последнего они не верили, что у меня получится поступить». Через четыре года выпускницу Терентьеву по разнарядке Росгосцирка отправляют в Харьковский цирк. Светловолосой акробатке с точеной фигурой, конечно, не давали проходу. «Было дело, даже в машину сажали силой – еле отбивалась от таких ухажеров, - вспоминает артистка. – Сейчас это уже смешным кажется, а тогда было страшно. Начало 90-х, перестройка закончилась – беспокойные времена».
Жизнь понеслась в переездах, выступлениях, гастролях – Надежда искала номер, что называется, по себе. «Сколько себя помню, всегда любила прыгать – палки*, полет*, вольтиж*, а действующий номер в Харькове был явно не по мне. Стала искать что-то на стороне, в главном управлении Росгосцирка это не оценили, и меня уволили. Я ушла работать в цирк на Цветном бульваре, исполнять полет». Жизнь потребовала от Терентьевой исключительной гибкости не только на манеже, но и в жизни – поиски своего амплуа заносили Надежду в США, затем в цирковую труппу Духновских, а затем в труппу к Волжанским. Именно в составе легендарной труппы Терентьева побывала на фестивале в Монте-Карло, где их состав завоевал «Серебряного клоуна», ездила на фестиваль в Северную Корею, откуда Волжанские привезли золотую награду.
О личном
Надежде цирк дал не только хлеб, но и супруга. «Я всегда очень хотела выйти замуж за циркового артиста – мускулистого, мужественного. Мы познакомились с Сашей в Рязани, когда работали в одной программе, мне было 28, а ему 32. И как-то сразу приглянулись друг другу». Именно в это время Надежду сняли с программы и срочно вызвали в Северную Корею. Краткой разлуки было достаточно, чтобы все понять. «Вскоре после моего возвращения из Кореи Саша мне позвонил и по-мужски так приказал: «Езжай ко мне в Питер». Ну, думаю, все серьезно». Новоиспеченная чета акробатов не стала затягивать с планированием семьи – вскоре после этого на гастролях в Волгограде Надежда поняла, что беременна: «Семью в цирке по-другому не создашь – «своего» человека нужно хватать сразу, иначе потом разъедетесь, чувства потухнут и все».
Супруги работают вместе: Александр в этой же программе руководит номером крафт-акробатического* жанра «Бронзовые скульптуры», и ему ассистирует Надежда. А когда Надежда выступает, внизу на манеже ей всегда помогает муж. «Мне уже трудно довериться другому человеку. С одной стороны, это очень тяжело, потому что совместная работа рождает ссоры: или он сделает что-то не так в моем номере, или я делаю не то, когда он работает «скульптуры». Но с другой стороны, мы всегда рядом и друг у друга на виду. По-другому нельзя».
Ничего удивительного нет в том, что дети впитали дух цирковой арены буквально с молоком матери. Старшему сыну Надежды, Юре, всего 12 лет, а он уже три года работает в цирковом шоу в Мюнхене – как и его мать, мальчик начал карьеру с амплуа «верхнего» в «Икарийских играх». «Юре работать там очень нравится, его очень любят в труппе. К тому же он там зарабатывает больше, чем его родители. Я хочу, чтобы он был самостоятельным, чтобы он прочувствовал этот мир», - признается Терентьева. У нее свои подходы к сыну, который урокам явно предпочитает кульбиты и стойки – Юра остается в Германии только на условиях неукоснительной и прилежной учебы, пускай и дистанционной, через Интернет. Младшая дочь, Лиза, еще не переступала порога школы, зато уже пошла по стопам родителей. «Она тоже начала пробовать себя в цирке, делает стоечки, шпагаты – природными данными пошла в меня, – в голосе Надежды звучит гордость. И тут же она едва заметно вздыхает. – С дочкой все-таки тяжелее. Так твердо, как с сыном, с ней разговаривать нельзя».
О бытовом и высоком
По словам акробатки, основные бытовые проблемы связаны с постоянными переездами. Самая актуальная проблема – обеспечить ребенку нормальную и непрерывную учебу вшколе. В остальном все как у всех. И как у всех артистов, у Надежды есть некоторая обида за себя и коллег по цеху: «Со временем пришла досада на то, что цирковое искусство перестали ценить. Все вынуждены гнаться за деньгами, а само искусство отодвинуто на второй план…». Терентьева имеет право судить: выступала в Монте-Карло, за мастерство и мужество заслужила медаль от губернатора Кемеровской области и получила звание «ветерана труда». При всем этом признается: в цирке ей до сих пор нравится работать – несмотря на многочисленные травмы и отсутствие больших гонораров. «Сколько себя помню, всегда любила высоту, всегда любила прыжки. Да и характер у меня такой – я больше человек действия, лучше буду делать, а потом анализировать. Опасность и адреналин уже стали необходимым допингом», - признается Надежда с улыбкой.
«Дорогие мужчины, читатели E1.RU! В ваш праздник я желаю Вам всего наилучшего! Прошу вас – пожалуйста, любите нас, женщин, уважайте, и всегда поддерживайте!
С любовью, артистка цирка Н. Терентьева»
Словарь цирковых терминов, использованных в тексте:
«Верхний» (также «вольтижер», «оберман») – цирковой артист в групповых номерах, в обязанности которого входит, используя силу и помощь «нижнего» (или «нижних») непосредственно выполнять сложные трюки. В простейшем случае силовой пары, «нижний» призван служить опорой для «верхнего». «Верхний», опираясь на руки «нижнего», как на спортивный снаряд, демонстрирует свою силу и ловкость, принимая различные позы, а «нижний», поднимая «обермана» с земли, балансирует им во время выполнения сложных трюков.
«Вольтиж» или «вольтижирование» – термин употребляется для обозначения номера, в котором «нижние» сцепив руки особой «решеткой» (известную всем с детства как стульчик), подбрасывают вверх или перебрасывают друг к другу «верхнего», обычно девушку, совершающую при этом всевозможные прыжки, либо моментально застывающую в неподвижных позах, мгновенно находя равновесие.
«Зубник» – представляет собой в первом случае, железный крючок, соединенный с толстым кожаным «язычком», который крепко сжимается зубами артиста, а крючок, в свою очередь, закреплен за аппарат, пояс партнера и т.п. Самый распространенный трюк в этом случае – это быстрое вращение артиста держащего зубник во рту. Во втором случае, вместо крючка на конце зубника располагается тонкая пластина. В этом случае, трюки артиста будут представлять собой всевозможные варианты баланса различных предметов (обычно ножи, рюмки) устанавливаемых на самый край зубника. В данном случае на зубнике балансирует цирковой артист.
«Икарийские игры» – одна из разновидностей акробатического жанра, где «нижний» артист выполняет жонглирование и эквилибристкие трюки ногами, лежа на специальном ложе. В данном случае роль реквизита, применяемого для подбрасывания и жонглирования, выполняет «верхний» партнер исполнителя.
«Крафт-акробат» – силовой акробат, работа которого построена на разнообразии трюков-стоек явно выраженного силового характера, исполняемых как соло, так и во взаимодействии с партнерами, при практически полном отсутствии акробатической динамики, то есть при отсутствии прыжков.
«Палка» - специфический цирковой снаряд, обычно изготавливаемый из скрепляемых параллельно расположенных шестов для прыжков в высоту, при выполнении трюков, удерживаемый «нижними» в руках или на плечах, во время исполнения «верхним» трюков, преимущественно, сложных комбинаций прыжков.
«Полет воздушный» – цирковой номер, выполняющийся на значительной высоте под куполом цирка. Он исполняется над предохранительной сеткой и состоит из многочисленных перелетов гимнаста с трапеции на трапецию или в руки партнера, находящегося в рамке, т.е. с одной движущейся точки опоры на другую и, как правило, заканчивающийся прыжками исполнителей в предохранительную сетку.
Текст: Артем Рыжаков
Фото: Алексей Измалков, Яна Пшевозницкая, Владимир Дробинин