Вокруг меня
Летопись без малого трехсотлетней истории Екатеринбурга писалась не только неумолкающим скрипом водяных колес городских плотин, грохотом хвостобойных молотов железоделательных заводов, звоном трансмиссий фабричной машинерии, но и раздумчивой тишиной городских кладбищ. Трудно сказать, сколько их всего было. Кладбища, увы, тоже не вечны. Возникая на окраинах поселений, они заведомо были обречены испытывать на себе натиск растущего города, и, в конце концов, исчезали.
Ивановское кладбище – то, которое напротив Центрального стадиона, где, как мечтается многим, возможно, пройдет один из матчей ЧМ-2018, - кладбище особое. Со стороны улицы Радищева его "открывает" монументальный величественно облупившийся мемориал, посвященный героям-борцам, павшим в боях за советскую власть.
Примечательна надпись на нем. Смысл ее в том, что в нашем сегодняшнем счастье есть и их вклад. Вклад, видимо, есть, но есть и проблемы со счастьем.
С противоположной стороны раскинулась обросшая новыми ухоженными постройками уютная Иоанно-Предтеченская церковь. К бедственному состоянию революционного мемориала она равнодушна. Это и понятно. Между ними криво-косо пролегла темная, без единого фонаря узкая то ли тропа, то ли аллея, по которой все же безопасно ходить.
На этом кладбище, на так называемой литературной горке, - знаменитый памятник Павлу Петровичу Бажову. Таких монументальных кладбищенских сооружений нет на всем Урале. Тут же могилы Ружанского, Ликстанова и многих других писателей, а также художников, ученых, артистов. Место возвышенное, почетное. Неудивительно, что именно тут, прямо напротив памятника Бажову, похоронена великая большевистская знаменитость – убийца царя и его дочерей – Петр Ермаков. Какой исторический диалог! Но если у ног писателя всегда лежат живые цветы, памятник Ермакова постоянно обливают то красной, то черной краской. Вспоминаются слова, вроде бы Симонова: "Мы никогда не мстили мертвецам". Смотря каким.
С востока кладбище огорожено неприступным забором. За ним яростный лай собак - это тюремная псарня. А далее бесчисленные корпуса зловещего учреждения – знаменитой на всю Россию свердловской пересылки. Вдоль ее стены - полоса беспризорно запущенной земли. Это бывший негласный тюремный могильник. На нем нет памятников. Нет и записей. Но это не значит, что нет и памяти.
Прямо за алтарем церкви - фамильный некрополь почетного гражданина Екатеринбурга – Афанасия Телегина. Семь прекрасной работы памятников из резного камня составляли единый ансамбль, охваченный одной из лучших кованых оград, сохранившейся, к счастью, по сей день. Именно на пожертвования семьи Телегиных и была воздвигнута Ивановская церковь.
В моей жизни
Три года назад архиепископ Викентий обратился к нам в Архитектурную академию с просьбой провести графическую реставрацию этого семейного некрополя. На основе обмеров, фотографий, изучения аналогов первоначальный вид их был восстановлен. Вскоре нашлись и те, кто готов воссоздать их в материале.
Одновременно с телегинскими шло изучение и других памятников. И открылась поражающая красотой, размахом, исполнительским разнообразием и драматизмом картина, глядя на которую хочется воскликнуть: какую великую (и это не преувеличение) национальную сакральную художественную культуру мы уничтожили! Зачем?! А вы говорите: "мы никогда не мстили мертвецам".
Многие из памятников - подлинные произведения искусства и могли бы украсить собой любое знаменитое кладбище. С этого времени и стала зарождаться идея создания на территории Ивановского кладбища первого на Урале и Приуралье мемориально-исторического парка памяти, парка-некрополя. Накопленный визуальный и исследовательский материал, трагичная история самого места, обилие художественно значимых артефактов, необходимость сохранения этого, несомненно, ценнейшего наследия, наконец, морально-нравственные, духовные и культурные цели, сформировали потребность рекультуризации старого некрополя.
Разработчики концепции должны были предложить такое решение, которое позволило бы ответить на длинный ряд вопросов, главный из которых градостроительный. Останется ли кладбище в тех же границах или нет, как оно будет вписано в инженерно-транспортную ткань города, что произойдет с его инфраструктурой, какими ресурсами должно быть наделено и т.д.
Принципиально важным является планировочное решение. Как и по каким критериям будет формироваться иерархия ценностей отдельных зон и памятников, что будет со множеством заброшенных и безымянных могил, с убогими ржавыми надолбами советского времени, как будет вестись реставрация художественно ценных надгробий, каков будет порядок проведения работ и, наконец, на кого ляжет нелегкое бремя создания и последующего содержания такого парка. И это не все. Важно произвести распределение ролей между всеми заинтересованными в создании такого объекта сторонами: властями города, церковью, деловыми кругами, общественностью, историками, краеведами, родственниками и близкими покойных.
Пока же можно констатировать, что выдвинутая разработчиками идея превращения запущенного и одичалого Ивановского кладбища в мемориально-исторический парк памяти не просто одобрена администрацией города, а принята как проект, подлежащий осуществлению, и на который в бюджете будут выделены средства. Более того, аналогичное преображение предстоит и другому старинному некрополю Екатеринбурга – Михайловскому кладбищу. И уже в этом году там начнутся работы по расчистке кладбищ от старых, давно перезревших деревьев, непроходимых железных оград и многолетних гор мусора.
Сегодня же разработчики делают все возможное, чтобы заручиться одобрением и поддержкой общественности, которая, смею надеяться, поездив "по Европам", уже имеет представление о том, какое большое место в их светской и духовной жизни занимает культура мемориальная, и как много делается, чтобы сохранять это наследии, бережно передавая от поколения к поколению.
Фото предоставлено Николаем Моргуновым