В Свердловской области обнаружили бомбардировщик времен Второй мировой войны. Обломки самолета, пролежавшие в лесу почти 70 лет, а также останки летчика нашли местные поисковики. Сами они уверены, что машина американская, ее перегоняли в Советский Союз по ленд-лизу. Однако из-за технической неисправности произошла катастрофа. Металлоискатель в этом лесу сигналит практически не переставая. Достаточно неглубоко копнуть, и из-под земли извлекаются металлические фрагменты фюзеляжа. Некоторые, правда, земля отдавать не хочет.
Военный самолет в этом лесу, в 20 километрах от города Верхние Серги, разбился в 1943 году. Выяснить, что это была за машина, в данный момент пытаются уральские поисковики. Установить точное место крушения помогли местные жители.
"Много здесь металлолома было. Пулеметы лежали, это я как сейчас помню. С места на место перекладывали, баловались, играли. Пацанами были тогда. И деревья здесь были сломаны", — рассказывает местный житель.
Искореженные орудия, двигатели, большую часть деталей местные жители уже давно сдали в металлолом. На тех же, что удается извлечь из земли, сейчас хорошо сохранилась маркировка на английском языке. Это подтверждает версию, которая изначально рассматривалась в качестве основной. В годы войны над Уралом проходила авиатрасса "Алсиб" — Аляска-Сибирь. По ней из Америки перегонялись самолеты, поставляемые США Советскому Союзу по программе военной помощи, так называемому "ленд-лизу".
"Здесь как раз трасса-то и проходила. Начиналась с Аляски, с города Фэрбенкс. Далее через Берингов пролив наши летчики перегоняли самолеты, потом шла Колыма, Якутия, Сибирь, потом Красноярск и потом уже Свердловск", — рассказывает Владимир Рыкшин, организатор поисковой экспедиции.
У поисковиков уже есть первые версии относительно марки самолета. Но чтобы определить точно, необходимо собрать для экспертизы как можно больше фрагментов.
Обломки самолета разбросаны здесь по всей округе. Предположительно, это останки американского бомбардировщика средней дальности Б-25 "Митчелл". За годы войны Советскому Союзу по договору с США было поставлено 807 подобных машин разных модификаций. Восемь из них пропали во время перегонов.
Экспедицию сопровождает авиамеханик. Владимир Дубовик по собранным обломкам пытается выяснить, в какой части корпуса самолета они находились до катастрофы.
На месте аварии находят фрагменты пулемета, обломки аккумуляторов с надписью "USA", но самое главное — хорошо сохранившийся шлемофон летчика, и останки одного из пилотов. Но одна из найденных деталей двигателя, похоже, подтолкнула поисковиков к разгадке катастрофы, случившейся здесь почти 70 лет назад.
"Вот эта часть находится в двигателе самолета очень далеко. То есть такое разрушение шатуна при ударе о землю практически невозможно. Есть такая теория — видно по некоторым осколкам на самолете, что на самолете был пожар, горение. Есть вероятность того, что просто взорвался двигатель у самолета во время полета", — говорит Владимир Дубовик, авиамеханик.
На месте крушения самолета установили крест. У его основания захоронили останки летчика. Теперь уральским поисковикам предстоит долгая работа в архивах. По номерам на найденных деталях, они попытаются установить марку и номер самолета, и самое главное — имена и фамилии погибшего экипажа.