О директорских победах, школьных праздниках и тех, у кого "шерсть дыбом".
Вокруг меня
"Я - Алексей Алимович Бабетов, мне 46 лет, по образованию философ, а по призванию, наверное, - первооткрыватель. Почти 19 лет назад наша семья при поддержке группы друзей организовала школу для дошкольников - "Центр гуманитарного развития "Филипок". Сначала нас было всего 20 человек детей и взрослых, занимались мы в музеях и библиотеках, пользуясь дружескими связями".
Так начинается мое конкурсное эссе *. Прошли годы и тот самый "Филипок" (с одной "п" как у Л.Н.Толстого) превратился в МОУ гимназию N 210 "Корифей", где учится уже 570 школьников и 200 дошкольников.
В начале 2010 - Года учителя - из отдела образования пришло электронное письмо о конкурсе "Директор школы - 2010". Изучив положение, я увидел интересный формат и принял решение участвовать.
Когда весной 2010 завершился прием заявок, на сайте конкурса я увидел, что участников около 800 со всех регионов России (по условиям конкурса, необходимо было прислать эссе о самой большой проблеме школы и об истории её эффективного решения). Мое эссе рассказывало об объединении двух небольших инновационных школ: "Корифее" и "Оптимуме". Проблема объединения двух коллективов и культур - моя управленческая задача. В результате отбора осталось сначала 667 работ, потом - 100, дальше - 31. Даже из этой "тридцатки" к очному испытанию были допущены только 10 конкурсантов (остальных назначили судьями). В эту "десятку" я и попал.
Очный тур проходил в конце ноября в Общественной палате РФ в Москве. Итоги подводились по результатам голосования жюри, которое состояло из директоров, жюри конкурса и рейтинга эссе. Все три голосования были объединены в одно, и по итоговому рейтингу я занял второе место.
Конкурс "Директор школы - 2010" в России проходил впервые и проводился независимым журналом "Директор школы". Важно, что конкурс ориентирован на выявление самых острых проблем, стоящих перед школой и на способы их решения, в отличие от большинства конкурсов, которые напоминают больше парад достижений или нацелены на будущие проекты.
Главное, как видит ключевые проблемы директор и насколько успешно может решать их. Поэтому в финале конкурса собрались не маститые директора парадных школ, а люди, которые смогли преодолеть острейший кризис в своей школе и смогли от первого лица в форме эссе изложить этот опыт.
И, наконец, язык конкурса - простой, живой и понятный. Не секрет, что учителя и администраторы школ, когда собираются на свои профессиональные конференции или конкурсы, говорят на "птичьем" языке, что не способствует развитию отношений между школой и обществом. Здесь же мы имеем дело не только с реальной проблематикой, но и понятным языком, что позволяет включаться в решение задач школы и родителям, и жителям окрестных районов.
В моей жизни
Самое яркое впечатление по возвращении домой: когда я в первый день после конкурса пришел в школу, в фойе меня встретил веселый баннер с моим собственным изображением в полный рост. Это был сюрприз-поздравление от коллег и всего школьного сообщества! Всего за один день придумали и сделали!
Управление образования Екатеринбурга в лице Евгении Умниковой разместило поздравление на официальном сайте, меня поздравил глава района... В общем, я почувствовал внимание моих руководителей. Много звонков, SMS-ок и писем от друзей, коллег, партнеров.
Чем конкурс ценен лично для меня? Участие в нем подвигло меня заняться собственным повышением квалификации и это уже ощутимый результат. Во-вторых, в результате общения с финалистами, экспертами, редакцией журнала я почерпнул много интересных идей и решений, которые в дальнейшем буду "прививать" в нашей школе.
Но самое важное, я увидел людей, руководителей, у которых, что называется, "глаза горят, а шерсть дыбом". Несмотря на различие условий работы и трудностей, которые приходится преодолевать моим коллегам, они смотрят оптимистично на жизнь и щедро делятся своей энергией с окружающими. Это, конечно, заряжает.
Близится Новый год. Праздники - "изюминка" нашей школы. Отмечаем очень бурно. Каждая параллель готовит собственный авторский спектакль-мюзикл. Как правило, это переделанные на современный лад сказки или кинофильмы. Вся предновогодняя неделя - сплошные праздничные постановки. Очень трудно в этом деле распределять роли: все хотят играть главных героев. В младших классах каждый ребенок участвует в спектакле, а в старших уже более тщательный отбор, зато собирается много зрителей. На сайте нашей гимназии мы публикуем сценарии, и вся страна пользуется плодами нашего творчества.
На фото: тридцатка лучших директоров школ России
* Алексей Бабетов, директор гимназии N210 "Корифей" города Екатеринбурга, занявший второе место на Всероссийском конкурсе "Директор школы -2010"