Город В обрушении Басманного рынка обвинили грунт, бюрократию и отмывание денег

В обрушении Басманного рынка обвинили грунт, бюрократию и отмывание денег

Расследование трагедии на Басманном рынке в Москве, где 23 февраля в результате обрушения погибли 66 человек, переходит в стадию, когда ответ на многие вопросы должны дать экспертизы.

Расследование трагедии на Басманном рынке в Москве, где 23 февраля в результате обрушения погибли 66 человек, переходит в стадию, когда ответ на многие вопросы должны дать экспертизы. В воскресенье были завершены работы по разбору завалов на месте крушения на Бауманской улице. Как заявил ранее прокурор столицы Анатолий Зуев, после завершения осмотра места происшествия следствие планирует назначить проведение комплексной строительной экспертизы. Кроме того, на экспертное исследование будут направлены и фрагменты изъятого с места происшествия бетона и металлоконструкций, передает ИТАР-ТАСС.

Ранее по делу была назначена взрыво-техническая экспертиза. Зуев сообщил, что следствие работает по трем основным версиям причин обрушения:
- нарушение правил эксплуатации рынка,
- ненадлежащее исполнение лицами должностных обязанностей по контролю за техническим состоянием сооружения,
- неверное конструктивное решение при его проектировании.

К сегодняшнему дню опрошены многие свидетели, получены фотоснимки, сделанные с высоты 50 метров, на которых зафиксирована система присоединения крыши рынка, и изъята документация. Меньше месяца назад - 28 января - подобное ЧП случилось в Катовице (Польша) - там внезапно обрушилась крыша торгово-выставочного комплекса. Погибли 66 человек. Предположительная причина - большое количество снега на крыше этого сооружения, отмечает "Новая газета".

В течение последнего времени, в течение только этой зимы подобные же события, но при меньшем количестве пострадавших произошли в России, Чехии, Швейцарии, Германии. И каждый раз - растерянность и откровенное непонимание причин. Дежурные обвинения в ошибках строителей. И еще ссылки на снег, веса которого крыши совершенно не выдерживают. А вместе с тем уж что-что, а запас прочности несущих конструкций любых сооружений многократно превышает всяческие мыслимые нагрузки.

Между тем, в трагедии на Басманном рынке крыша не виновата, считает Адам Гликман, директор петербургской научно-технической фирмы "Геофизпрогноз". Он единственный специалист в стране, который с помощью метода спектральной сейсморазведки занимается прогнозированием внезапного обрушения домов. "Там (на Басманном рынке) сначала упала крыша, а потом - стены. Если бы была виновата крыша, то стены не упали бы. На самом деле сначала нагнулись стены (или стена), вышли из зацепления балки, рухнули перекрытия с крышей, и стены остались без опоры. Но началось-то с грунта! Уверяю вас, что сначала были трещины в полу", - пояснил Гликман.

Ключ к разгадке причин внезапного обрушения зданий блеснул было, когда исследовался общеизвестный феномен ХХ века - разрушение трансконского элеватора (в Канаде), отмечает издание. В 1913 году это гигантское сооружение площадью 23,5х58 м и высотой 31 м, установленное на железобетонную плиту толщиной 76 см (так называемый плавающий фундамент), всего за 23 часа буквально легло набок. При этом один его угол ушел в землю на 8 метров, а противоположный поднялся на 2,5 м.

Поскольку элеватор не разрушился, то строителей было невозможно обвинить в том, что произошло. И тогда были проверены данные инженерно-геологических изысканий. В том месте, где угол элеватора ушел в землю на 8 метров, по результатам бурения перед строительством выяснили, что грунт был прочным. При повторном бурении, сделанном уже после аварии, грунт в этом же месте на всю глубину бурения оказался полужидкой глинистой субстанцией. То есть получается, что грунт в течение времени эксплуатации (а это примерно год) изменил свои свойства. Но почему и под воздействием каких причин - было непонятно. На чисто логическом уровне, если при избыточных нагрузочных возможностях несущих конструкций инженерное сооружение внезапно разрушается, то должно возникнуть подозрение в отношении свойств грунта. В самом деле, если вдруг несущая способность грунта начинает уменьшаться, то следом за ней начинаются подвижки опор и всего сооружения. А какое за этим последует разрушение, зависит от типа опор и от того, как именно изменяется грунт в пределах площади фундамента.

По словам ученого, при строительстве не учитываются свойства грунта. "Все внимание уделяется строительным материалам, технологиям, но не свойствам грунта, не его несущей способности. Нет-нет, формально здесь все в порядке. Перед строительством осуществляется бурение с отбором керна в нескольких точках строительной площадки и обследуются прочностные свойства извлеченного материала. Однако давно замечено, что информация, получаемая с помощью таких вот инженерно-геологических изысканий, не позволяет уменьшить вероятность внезапных разрушений", - пояснил Гликман.

По его словам, ситуация с прогнозированием внезапных разрушений изменилась после разработки нового геофизического метода. С помощью спектральной сейсморазведки оказалось возможным выявлять зоны тектонических нарушений. По сложившемуся мнению, они оказывают влияние на инженерные сооружения весьма незначительно, да и то в редких случаях. Это мнение даже нашло свое отражение в строительных нормах и правилах (СНиПах). При обследовании территорий, непосредственно примыкающих к разрушающимся или внезапно разрушенным объектам, каждый раз оказывалось, что это сооружение находилось в зоне тектонических нарушений (ЗТН). При дальнейшем изучении этой закономерности выяснилось, что, действительно, если инженерное сооружение оказалось в ЗТН, то оно неизбежно будет разрушаться в процессе эксплуатации.

Исследование ЗТН показало, что в этих зонах под воздействием сначала строительной техники, а затем и самого сооружения снижается несущая способность грунта. То есть грунт, казавшийся перед началом строительных работ достаточно прочным, может спустя какое-то время размягчиться настолько, что не сможет служить достаточной опорой.

"Если ЗТН захватывает, скажем, половину площади фундамента, произойдет то, что как раз и имело место в случае с трансконским элеватором. Уменьшение несущей способности в ЗТН, как оказалось, происходит не равномерно, а пульсирующим образом. То есть далее, после уже происшедшего уменьшения несущей способности, в грунте наблюдаются пульсации, которые усугубляют процесс разрушения находящегося там сооружения. Эта пульсация имеет планетарное происхождение, частота ее очень низкая - десятые и сотые доли герца, а амплитуда колебаний весьма значительна и может достигать 10 см. В результате опора, попавшая в ЗТН, не просто уходит в грунт, но еще и раскачивается. Может еще и наклоняться. Очень хорошо известный факт - это наклон свай при их заглублении", - рассказал Гликман.

По словам ученого, такое достаточно часто можно увидеть на строительных площадках Петербурга. Подобные сложности при строительстве преодолевают, строительство объектов доводят до конца, но свойства грунта никуда не деваются, и рано или поздно они проявляются, и несущие конструкции здания начинают уходить в грунт. При каких-то посторонних дополнительных воздействиях на здание процесс разрушения может быть ускорен. Примеры таких воздействий - установка в здании разного рода вибрирующих механизмов, кузнечно-прессового оборудования, насосов.

К таким результатам приводит также какая-либо частичная перестройка дома. Известно, например, что часто происходит разрушение домов при их надстройке даже на один этаж.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Пациент — это предлог освоить деньги». Эмоциональный монолог бывшего реаниматолога из Екатеринбурга
Вадим Каратаев
Мнение
Тюменка показала секретное место для отдыха недалеко от Екатеринбурга: как доехать и что посмотреть
Патриция Новикова
Копирайтер
Мнение
Хорошо, что голыми не бегали. Главред E1.RU — о самых громких событиях недели в Екатеринбурге
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Это унижение достоинства пассажиров»: урбанист — о несовершенстве маршрутной сети Екатеринбурга
Алексей Кофман
урбанист
Мнение
Стоит ли бояться мяукающих детей? Врач рассказала, как новые субкультуры влияют на психику
Светлана Хабарова
детский психиатр
Рекомендуем
Знакомства
Объявления