Родился в 1957 г. в г. Свердловске. С 1963 по 1975 год обучался в Свердловской средней специальной музыкальной школе при УГК им. Мусоргского. С 1975 по 1980 год - студент Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальности "Музыковедение".
1980-1981 гг. - работал преподавателем музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин в музыкальном училище (г. Кяхта, Бурятия) 1981-1983 - служба в СА (г. Чита) 1983-1989 гг. - работа в аппарате управления культуры Свердловского горисполкома
1989-1999 - уполномоченный Сибирского отделения ВААП, затем инспектор Сибирского филиала РАО по Свердловской области.
С декабря 1999 г., в связи с образованием в г. Екатеринбурге Уральского филиала РАО, назначен заместителем директора филиала.
Имеено эта организация занимается отчислением авторских прав за звучание песен в кафе, ресторанах и барах, кинотеатрах столицы Урала. В скором времени Российское авторское общество собирается брать отчисления за прослушивание музыки в маршрутных такси города.
Интересно, сколько барышей Вы берете с кинотеатров и других заведений, которые не идут в руки законного владельца авторских прав?
Автор :muse
Ответ :Знаете, меня несколько удивляет именно такая, в такой терминологии, постановка вопроса. Никаких "барышей" ни с кого мы не берем.
Если же Ваш вопрос вызван желанием узнать, каким образом финансируется содержание аппарата РАО, то есть той исполнительной структуры, которая собирает и распределяет для авторов и иных правообладателей выплаченные пользователями авторских произведений суммы авторского вознаграждения, то никакого секрета здесь нет. Ежегодно высший орган РАО - Авторский совет (то есть сами "законные владельцы авторских прав", если использовать Ваше же выражение) определяет, сколько процентов от собранных сумм авторского вознаграждения будет направлено на эти цели. Причем со времени создания РАО эти параметры не меняются - это 15% от сумм гонорара, собранных от публичного исполнения, 20% - от сумм авторского гонорара, полученных за передачу в эфир. Именно из них и формируется бюджет этого исполнительного органа.
Для сравнения - аналогичный показатель в авторско-правовых организациях западных стран составляет в среднем чуть более 20%.
Вопрос :
Вы скрытный человек?
Автор :Александр
Ответ :Сам я так не считаю/.
Вопрос :
Если у меня дома громко играет радио, это публичное исполнение и я должен платить деньги?
Автор :Артамонов Владимир Владиславович
Ответ :Уважаемый Владимир Владиславович, признаки "публичности" исчерпывающе сформулированы в ст. 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее при ссылках на этот закон буду называть его сокращенно - ЗоАП).
Для того, чтобы Ваши действия, с помощью которых объекты авторского права (произведения) становятся доступными для слухового (либо зрительного) восприятия, приобрели публичный характер, необходимо, чтобы они осуществлялись в "месте, открытом для свободного посещения", или в месте, "где присутствует значительное количество лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи".
Думаю, что Ваша квартира все же не является местом, открытым для свободного посещения, не так ли? Поэтому не беспокойтесь, никто с Вас никаких денег брать не станет.
А что касается "громкости" - то это вопрос не из области авторского права. Есть определенные принципы и правила, установленные нормативными актами органов местного самоуправления, есть, в конце концов, некие этические нормы...
Вопрос :
Каким образом будут взыматься отчисления за прослушивание музыки в маршрутках?? по мощности динамиков магнитол :-))?
Автор :Юрий
Ответ :Нет, не по мощности.:-)
В настоящий момент этот вопрос прорабатывается Авторским Советом, думаю, размер будет рассчитываться от доходов компании-перевозчика (по аналогии с зарубежным опытом).
Вопрос :
Не планируется ли случаем начать собирать "отчисления" за застольные (и послестольные, уличные) песни на популярные мотивы?
Как дела с психическим состоянием у тех кто придумал эти "отчисления"? Все дома? Сомневаюсь...
Автор :Вячеслав
Ответ :Что же, это Ваше, Вячеслав, право - сомневаться. Я вот тоже, читая иные вопросы, почему-то испытываю сомнения, аналогичные Вашим...
А наше и право, и обязанность - содействовать выполнению норм действующего российского и международного (в частности, это Бернская конвенция, в которую входит Российская Федерация) авторско-правового законодательства.
Замечу, что несколько выше я уже отвечал на аналогичный вопрос. Пойте, как говорится, "на здоровье", хоть за столом, хоть, если Вам так предпочтительнее, "под столом", ну, если это не мешает окружающим...
Вопрос :
Скажите, вы собираетесь брать деньги даже с кинотеатров за музыку композиторов, которая звучит в фильмах. Почему бы вам не брать, следуя этой логике, и деньги отдельно за лица актеров, за операторскую картинку, за титры наконец. Чем скажем монтажеры хуже композиторов? И вообще, западные композиторы, уже получившие гонорары от студий, знают о вашем благом для них начинании?
Автор :Владимир
Ответ :Действия РАО в данном случае прямо продиктованы российским законодательством. Пунктом 3 ст. 13 ЗоАП предусмотрено, что авторы музыкальных произведений, входящих в аудиовизуальное произведение (фильм), имеют особое имущественное право - право на получение вознаграждения от публичного исполнения этого аудиовизуального произведения. Минимальная ставка авторского вознаграждения для этого случая установлена Постановлением правительства РФ 218 от 21.04.1994 года - 3% от сумм валового сбора, полученного кинотеатром от продажи билетов на конкретный фильм.
Можно, конечно, сомневаться в "справедливости" подобной нормы (кстати, существующей в законодательстве многих западных стран!), гарантирующей обязательное дополнительное вознаграждение только композиторам, а не, например, режиссерам, сценаристам, операторам, художникам, но пока она существует - мы будем её выполнять.
Суть возникающих здесь временами конфликтных ситуаций в том, что кинотеатры хотели бы переложить данные затраты на компании - владельцев авторских прав на фильм в целом. Однако крупнейшие и западные, и российские правообладатели на аудиовизуальную продукцию уже неоднократно официально заявляли, что данный вид вознаграждения не входит в их платежи композиторам при создании фильма, т.к. его размер определяется от суммы выручки кинотеатров, которые и должны, таким образом выступать в роли его плательщика.
Что касается Вашего вопроса о том, знают ли западные композиторы об этом - Естественно, знают. А представляющие их имущественные интересы западные авторско-правовые организации настоятельно требуют от РАО навести, наконец, порядок в данной сфере и обеспечить выполнение требований законодательства.
Вопрос :
Здорово Баррикадович, как дела.
Автор :Ответ :Спасибо, нормально, а у Вас?
Вопрос :
Юрий Баррикадович, скажите, пожалуйста, обязаны ли кафе, рестораны платить за использование музыки в залах? кому и в каком размере? Чем предусмотрена обязанность платного использования музыки в кафе, ресторане?
Заранее Вам благодарны
Автор :Алексеева Аня
Ответ :Обязанность предприятий общественного питания (а также торговли, бытового обслуживания, транспорта, культурно-развлекательных заведений и др.) выплачивать авторское вознаграждение определяется тем, что они (непосредственно, артистами исполнителями, или с помощью определенных технических средств) производят публичное исполнение произведений, охраняемых авторским правом.
Данная обязанность предусмотрена как в международных соглашениях, участником которых является Российская Федерация (см., например, Бернскую конвенцию, ст. 11, 11-bis ( http://www.e-burg-mcs.ur.ru/RAO/ND/1BERNKNV.TXT ), Всемирную конвенцию об авторском праве ( http://www.e-burg-mcs.ur.ru/RAO/ND/2VSEMKNV.TXT ), так и в российском ЗоАП http://rao.ru/zakon/zakon.htm (см. ст. 4, 16, 30).
Кому будет распределяться это вознаграждение? Тем авторам, их наследникам, иным правообладателям, чьи произведения содержатся в предоставляемой предприятием общепита одновременно с платежами отчетной информации об использованных за определенный период времени произведениях.
Размер вознаграждения определяется ежегодно Авторским советом (то есть самими авторами). Он, как правило, составляет некую фиксированную сумму, которую предприятие общественного питания выплачивает раз в месяц. Размеры авторского вознаграждения дифференцированы и находятся в зависимости от числа посадочных мест и ряда иных показателей.
С конкретными ставками вознаграждения, утвержденными на 2004 год, вы можете ознакомиться на сайте УФ РАО http://www.e-burg-mcs.ur.ru/RAO в разделе Нормативные документы.
Нелишним также будет заметить, что в настоящее время Россия присоединилась к еще одному важному международному соглашению: Римской конвенции о защите прав артистов-исполнителей.
В частности, для предприятий общественного питания и других, использующих для публичного исполнения музыкальных произведений в своих помещениях определенные технические средства (звуковоспроизводящие системы) это будет означать то, что им нужно будет выплачивать вознаграждение также обладателям смежных прав - владельцам фонограмм и исполнителям, чье исполнение записано на таких фонограммах в соответствии со ст. 39 ЗоАП.
Организации, обязанные собирать, распределять и выплачивать правообладателям данный вид вознаграждения, в Российской Федерации уже существуют и начали свою работу. Вскоре, в 2005 году, их деятельность развернется и в нашем регионе.
Вопрос :
Вы защищаете права на любое произведение, даже содержащее ненормативную лексику?
Автор :Медведев Антон
Ответ :Уважаемый Антон! С точки зрения авторско-правового законодательства, наличие либо отсутствие в языке конкретного литературного произведения того, что Вы называете "ненормативной лексикой", никак не влияет на его правовой статус.
Другое дело, что здесь могут быть затронуты и другие нормы российского законодательства, в частности, зафиксированные в Административном, Уголовном кодексах и т. д. Примеры уже были?
Так что посоветовал бы обратить внимание и на это тоже.
Вопрос :
Что нужно сделать, чтобы моё произведение защищалось?
Автор :Медведев Антон
Ответ :Если Вы создали какое-либо произведение, и придали ему объективную форму, позволяющую воспринимать произведение другими людьми, Ваши авторские права на него (и личные - например, право авторства, право на имя, и имущественные - общее право на использование) возникают автоматически, в силу самого факта его создания. Процитирую в связи с этим п. 1 ст. 9 ЗоАП: "Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей".
При этом следует также иметь в виду, что, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
Вы, являясь владельцем исключительных авторских прав, также вправе оповестить других лиц о своих правах путем проставления на произведении знака ("копирайт").
Другой вопрос, что произведение было создано Вами, очевидно, с целью, чтобы оно в дальнейшем кем-либо использовалось (воспроизводилось в копиях, публично исполнялось, сообщалось в эфире и т. д.). И в процессе ознакомления потенциальных пользователей с Вашим произведением теоретически не исключена возможность его присвоения, то есть плагиата, либо иного незаконного использования.
Поскольку споры об авторстве рассматриваются исключительно в судебном порядке, рекомендуем Вам заранее позаботиться о наличии у Вас необходимых доказательств именно Вашего авторства.
С некоторыми из способов обеспечения подобных доказательств Вы можете ознакомиться в ответах Уральского филиала РАО на вопросы посетителей сайта УФ РАО, в его "Гостевой книге". http://www.e-burg-mcs.ur.ru/RAO/guestb.php
Вопрос :
Общеизвестно, что целью РАО является принуждение предпринимателей к заключению кабального? Лицензионного соглашения о публичном исполнении обнародованных произведений (для ресторанов, кафе, баров, ночных клубов, дискотек, магазинов)?.
Понимаете ли вы, Юрий Баррикадович, что привлекая мл. с-та милиции Першуткина А. В. для составления т. н. протоколов осмотра, и подменяя понятия "исполнение" и "использование" авторских произведений и иные понятия, вы, по предварительному сговору, умышленно совершаете действия, запрещенные под страхом уголовного наказания частью 2 статьи 159 (мошенничество) и части 2 статьи 163 (вымогательство) УК РФ
Автор :Цехер Григорий Яковлевич
Ответ :Уважаемый Григорий Яковлевич! Если Вы действительно так считаете, обратитесь, пожалуйста, с соответствующим заявлением в органы прокуратуры. Думаю, для Вас, как? опытного юриста?, это не составит особой сложности.
Вопрос :
Не кажется позорной ситуация с "Гарри Поттером"? Почему оштрафовали только один кинотеатр, а фильм показывали все? Это что - избирательное применение закона, как в случае с "Юкосом"? Кроме того, абсурдна сама ситуация, ведь все понимают, что композитор свой гонорар уже получил от киностудии или продюсера, ему собственно и не нужна такая зашита его прав. Ситуация напоминает труды Кафки, не находите?
Автор :Роман
Ответ :Уважаемый Роман, несколько выше я уже давал ответ на подобный вопрос Владимира из г. Екатеринбурга, поэтому не считаю необходимым повторяться.
Что касается, по Вашему выражению, "избирательного применения закона", то это не так. Другое дело, что большинство кинотеатров не желают выплачивать такое вознаграждение добровольно, и органам РАО по всей стране приходится обращаться с соответствующими исками в суд. А подготовка и рассмотрение исков гражданско-правового характера, как известно, дело достаточно и непростое, и длительное.
В свое время дойдет дело и до остальных - это и есть наша работа.
Вопрос :
Каким образом регистрируется авторское право на музыкальное произведение?
Автор :Воробьёв Игорь Вячеславович
Ответ :Несколько выше я уже отвечал на аналогичный вопрос Антона Медведева, поэтому рекомендую ознакомиться.
Вопрос :
Автор дает разрешение напечатать свою статью в журнале "х". Автору известно, что он существует на бумажном носителе, поэтому этот вопрос в соглашении не затрагивается. Позже выяснилось, что статья была опубликована еще и в электронном варианте журнала "х".
Распространяется ли разрешение автора на печать статьи только в журнале "х" на бумажном носителе или на электронный тоже? Как быть в такой ситуации?
Автор :Светлана
Ответ :При возникновении любой конфликтной ситуации, связанной с разным толкованием сторонами договора его фактического смысла, во внимание должно приниматься прежде всего "буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений" (ст. 431 Гражданского Кодекса РФ).
Извините, но конкретней на Ваш вопрос ответить не могу, т.к. мне неизвестны очень многие существенные детали.
В любом случае рекомендовал бы автору обратиться в суд, если в ходе переговоров стороны так и не смогут найти взаимоприемлемого решения.
* * * * * * * * * * * *
В заключение хотел бы искренне поблагодарить посетителей сайта за вопросы, а администрацию портала e1.ru за предоставленную возможность стать гостем вашего ресурса. Надеюсь, сегодняшний разговор поможет всем нам лучше ориентироваться в непростой сфере авторского права.
Ну, а тем, кого работа Российского авторского общества заинтересует более подробно, рекомендовал бы периодически посещать Интернет-сайт РАО http://www.rao.ru/, а также Уральского филиала РАО http://www.e-burg-mcs.ur.ru/RAO/ , где всегда можно найти немало интересной информации по обсуждаемой сегодня теме.