Абрамов Геннадий Михайлович Режиссер - балетмейстер, педагог (Москва) 1939 - родился в гор. Кинешма Ивановской области.
1956 - 57 - студент Ярославского медицинского института.
1957 - участие во всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
1957 - 60 - ученик Белорусского хореографического училища. Приглашен на 4-х годичное отделение (по специальности "народно-сценический танец"). Через полгода переведен на основное отделение, которое заканчивает с дипломом за полный курс хореографического училища.
1960 - 72 - ведущий солист балета т-ров оперы и балета гг. Куйбышева, Самарканда, Челябинска. Работал с балетмейстерами: К. А. Муллером, Н. В. Даниловой, О. М. Дадишкилиани, Г. И. Язвинским, Т. Дусметовым и др. В 1965 партнер Лилиан Кози ("Ла Скала).
1972 - 76 студент балетмейстерского отделения ГИТИСа (курс А. Лапаури). Занимался у Н. И. Тарасова, Р. С. Стручковой, Т. С. Ткаченко. Слушал лекции А. А. Аникста, В. А. Барташевича, И. Б. Дюшена, .Ю. И. Кагорлицкого.
С 1976 - в качестве балетмейстера сотрудничает с известными режиссерами и актерами драматического т-ра и кино: А. Гончаровым, О. Ефремовым, Н. Михалковым, М. Хуциевым, В. Фокиным, С. Соловьевым, Л. Дуровым, М. Казаковым, М. Водяным, Н. Мордюковой, Н. Андрейченко, Л. Гурченко, Т. Дорониной, А. Петренко, А. Филозовым, Макс. Шеллом, И. Крезником, Сашей Вальц, Яном Лангедейком и др. Постановщик танцев более чем в 100 музыкальных и драматических спектаклях,
1976 - 1999 сотрудничество с А. Васильевым (балетмейстер спектаклей "Взрослая дочь молодого человека", "Серсо"", "Шесть персонажей в поисках автора"). Один из основателей т-ра "Школа драматического искусства", где в 1990 открывает собственный курс "пластической импровизации" ("Класс экспрессивной пластики"),
1983 - постановка балета "13 вариаций Пиковой дамы" на муз. В. Рябова для М. Лиепы и Ю. Володиной.
В 1987 - аудиенция у римского папы Иоанна Павла II в Риме (с участниками сп. "Серсо").
В 1994 - открывает эксклюзивный курса "выразительность актера" во ВГИКе (вместе с И. Райхельгаузом).
С 1997 - сотрудничество с университетом в Хайдельберге (лекции по теории жеста) и Танцфабрик (Берлин). По заказу издательства Gordon and Breach (London) начало работы над книгой "Импровизация - как искусство композиционного мышления".
С 1999 - постоянный член консультативного совета ежегодной международной конференции "Нелинейный мир" (организаторы: Московский госудапрственный университет им. М. Ломоносова, Ин-т прикадной математики Российской академии наук (РАН), Московская гос. консерватория, Ин-т языкознания РАН, Ин-т человека РАН, Международное общество междисциплинарных исследований симметрии, Ин-т машиноведения РАН, Немецкий культурный центр им. Гете в Морскве).
1999 - "Класс экспрессивной пластики Геннадия Абрамова" выходит из состава театра "Школа драматического искусства" в качестве самостоятельного т-ра (его труппу составили 20 актеров, воспитанных Г. Абрамовым).
Класс создан в 1990 году балетмейстером Геннадием Абрамовым в составе московского театра "Школа Драматического Искусства" режиссера Анатолия Васильева, как экспериментальный курс подготовки актеров пластической импровизации. С 1999 существует самостоятельно.
Спектакли "Класса" - коллективное создание актера и режиссера, в котором каждый по-своему оживляет и вдохновляет процесс рождения пластического сюжета.
Гастролировал в Дрездене (1992), Риме (1993). Екатеринбурге (1994), Вене, Линце, Клагенфурте (1995), Даугавпилсе (1995), Челябинске (1995), Суздале (1996, 1999), Дубне (1998, 2000), Берлине (1999), Вильнюсе (1999), Таллине (2000). Тулузе (2000), Рим-Неаполь-Перуджио (2000).
Спектакли в Москве проводятся на сценах театров: Модерн, Школа современной пьесы.
С 1 июля 2002 года Геннадий Абрамов - еще и художественный руководитель Факультета современного танца и - профессор кафедры современного танца Гуманитарного университета г.Екатеринбурга
ВАРИАНТ № 2 (Еще для раздумий)
ОН ВСЕ ЕЩЕ СТОИТ НА УШАХ Ольга Гердт "Разгуляй" Столичные зрелища и увеселения. 16-28 февраля 1998 Ему без году 60, но столько ему не дашь. Несмотря на бородку и лукавые, танцующие морщины. Биография - длиною в пять жизней. Энциклопедические познания во всех областях. Реакции стремительны и эффектны. Идеи экстравагантны и вопиюще неуместны. Их не может приспособить ни бестелесная драма, ни отягощенный классическим наследием танец. Он убежал куда-то далеко вперед и делает нам приветливо ручкой. Его "Класс экспрессивной пластики" - лучшая труппа Москвы, которая занимается непонятно чем, но ничего более пластичного в Москве просто нет. Саша Вальц - немецкая танц-авангардистка когда выбирала танцовщиков для совместного проекта, остановилась не на балетных "профи", а на абрамовских неофитах. Они свободны, раскованы и не знают табу. ..Он лепит с ними версии скульптур Родена и наверняка в трудные минуты советует почитать "Жонглера богоматери" Анатоля Франса. О бродяге-циркаче, который молился богоматери, стоя на своих жонглерских ушах. Потому что по-другому не умел.
ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ Елена Губайдуллина "Культура", 8 мая 1993 г ...Спектакли Класса экспрессивной пластики - "Преследователь", "Барьер отдельности", "Межсезонье" - зрелища необычные и в то же время что-то напоминающие. То промелькнет пластическая интонация, характерная для произведений Пины Бауш, то актер сделает попытку освободиться от собственного веса, приближаясь к хореографической философии Катрин Деверез, и Бернардо Монте, а процесс коллективного творчества, озортсов, граничащее с хулиганством и некоторая склонность к увлечению атлетизмом напомнят о знаменитой американской труппе "Пилобулус". Но Абрамов никого не цитирует и ни у кого не заимствует. ...Актеры Абрамова, подобно композиторам, выстраивающим мелодические речетативы на основе усиленных разговорных интонаций, развивают, продлевают, зостряют повседневные жесты, разворачивая их в пластические фразы. Драматические "реплики" наполняются конкретным содержанием, образуют монологи, диалоги, ансамбли, вырастают в небольшие сценки, организованные по всем драматическим закона. ...Детский восторг, непосредственность, радостный азарт в представлениях абрамовцев заглушают "философские раздумья". Обыкновенные предметы - рамка для картины, газеты, стулья, перышки становятся в руках актеров непонятными диковинками, которым еще только предстоит обрести свое предназначение. Но они могут терзать и преследовать героев - как воздушный шарик или прозрачная занавеска. Предметному миру ничего не стоит на какое-то время подчинить себе мир людей. И тогда стены начнут толкаться, окна выбрасывать на пол (неужели с улицы?) странных существ - то ли фантомов, то ли актеров, потолок запросто притянет к себе веселых оборванцев, а вода неожиданно выплеснется на благопристойную пару, заставив сменить сдержанность на ярость. Представления Класса экспрессивной пластики похожи на сплошную увлекательную игру с постоянно меняющимися правилами. Иногда - немыслимо запутанными, иногда - предельно простыми, часто - обманными. Шутовство вытесняет серьезность, иллюзии разрушают реальность. Студийцы Абрамова отважно втягиваются в эту путаницу - учатся "ремеслу сумасшедших", как называют актерскую профессию персонажи Пиранделло.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО ПРИ ОТВОРЕННЫХ ДВЕРЯХ Геннадий Демин "Московская правда" 1993 2 июня с.7 ...Фигуры словно сбиты из сгущенного мрака и воздушных течений - их легкость, подвижность, пластичность генерируют мощную энергию. Тела, порой с странных одеяниях, подчас обнаженные или полуобнаженные - то хрупки до опаски, то глядятся мраморной статуей или излучают нежное тепло. Игра рождается от прикосновений, проникает сквозь поры, движется по сосудам, протекает в мускулах. В отличие от иных театральных (и не только театральных заведений), где вожделенно демонстрируют сведение человеческого к животному, природное в классе Геннадия Абрамова - лишь начальная точка. Плоть стремится к одухотворению. Вознесение, восхождение, устремление от дольней инстинктивности существования к горнему жанру складывает и смысл всего обаятельного зрелища. Разность с традиционными пластическими школами кардинальна: там тренируют тело ради максимальной выразительности порывов и эмоций, тут - напротив, ощущения исходны, задают ритм и темп, отчего в представление, при всей его изысканности прорываются первобытные дикарские интонации. Три-четыре из полутора десятков импровизаций составили бы украшение любого конкурса, обеспечили бы их участникам безобидное бытие и восторги ценителей в любой части света.
ДВИЖЕНИЕ В НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ: "КЛАСС ЭКСПРЕССИВНОЙ ПЛАСТИКИ" Moving in new direction: The Class of expressive plastic movement
Джон Фридман (John Freedman)
Кажется, что для Геннадия Абрамова нет большего удовольствия, чем говорить о том, как его совсем молодой Московский театр "Класс экспрессивной пластики" поражает публику. И еще о том, какое огромное количество народа толпится в крошечной полуподвальной комнате, которая служит театральной аудиторией Вся история о том, как группа мультипликационных продюссеров из Франции едва не поссорилась, не сумев разобраться в том, к какому жанру можно отнести постановку, которую они только что посмотрели. Другая о двух русских режиссерах, приезжавших в Москву из провинции. Образно говоря, они поколотили друг друга в гостинице, не сойдясь во взглядах на степень технику, и меру, которой актеры держат отстранение по Брехту. Но любимая история Абрамова о критиках. "Ни об кого, - говорит он с удовольствием, - критики не сломали столько перьев, сколько об нас. Они все хотят писать о нас, но не знают, как нас описывать".
Если попросить пояснить: первое - что делает Абрамов, он отсылает к названию своего театра. "Это точное название, - говорит он - это и программа, и объяснение того, что мы делаем".
"Класс экспрессивной пластики" был основан в 1991 как часть Московской лаборатории А. Васильева - "Школы драматического искусства".
Пятидесятипятилетний Абрамов, бывший артист балета, закончил белорусское хореографическое училище в 1960 году и Российский государственный институт театрального искусства в 1976. С 1960 по 1972 он станцевал более 36 ведущих партий в различных провинциальных балетных коллективах по всему Советскому Союзу. Не так давно он работал в качестве хореографа со многими ведущими режиссерами. Включая Н. Михалкова, м. Шелла, Й. Кресника. Особенно близкие отношения установились с А. Васильевым в 1976 году во время постановки "Хелло, Долли!" в Ростове-на-Дону. Позже Абрамов ставит пластику в прославленных спектаклях Васильева "Взрослая дочь молодого человека", "Серсо", "Шесть персонажей в поисках автора". Он также был одним из тех, кто стоял у истоков "Школы драматического искусства".
Вы хотите в дельнейшем снять фильм о балете?
Какие актеры будут сниматься в вашем фильме?
Как он будет называться?
Автор :Тимиргалиева Анна
Ответ :Чтобы снять фильм о балете, надо открыть балет,
достойный экрана.
А такого балета, я еще не сделал.
Вопрос :
ах, какой у Вас замечательный человек в гостях!!!!!
Где же вы его контакты нашли? молодцы какие!!!
Геннадий Михайлович, как по-Вашему, любого ли человека в принципе
можно " заставить" танцевать? Или все же случаются такие, кого учить
просто бесполезно? Как, например, учить петь тех, у кого от природы
слуха нет...
Автор :Маша Литвиненко
Ответ :Танцуют все, кому не лень. Танцуют потому что иные пути к Душе более сложны и запутаны.
Танцуем раньше, чем учимся говорить.
Это абсолютный танец! Все остальные виды танцев - мука от науки.
Вопрос :
уважаемый геннадий михайлович! вы много работаете в
сотрудничестве с драматическими театрами и кино.
но вы и постановщик балетов.
что для вас является" наипервейшим",
что позволяет вам полностью самовыразиться?
Автор :влад бальмонт-зайникаев(школа" балет плюс")
Ответ :Общение! Язык - приложение к случаю.
Вопрос :
Геннадий Михайлович, Вы наверняка не раз уже отвечали на этот вопрос,
и все же...
Как получилось, что Вы так круто изменили предмет -
из медицинского института ушли вдруг в хореографическое училище?..
Уж не фестиваль ли молодежи и студентов тому виной?)
Что послужило " толчком"?
Автор :Шейла
Ответ :ВЫ правы, часть вины - фестиваль 1957 г.
Но самая главная вина - детского сада. Я уже тогда болел танцем.
Когда заразился - не помню.
Вопрос :
1.Этот год второй год существования факультета современного танца
Гуманитарного университета г. Екатеринбурга.
Что изменится в работе факультета, в учебном процессе
в связи с появлением должности художественного руководителя факультета
и именно Вашей работой в этой должности?
2.Вы в свое время в течение пяти лет преподавали во ВГИКе предмет
Выразительность актера на курсе И. Райхельгауза,
а потом отказывались от многочисленных предложений
где-нибудь преподавать в Москве.
И вдруг Вы согласились на предложение из Екатеринбурга,
из Гуманитарного университета. Почему?
3.В Ваших интервью Вы постоянно говорите о грамотности, как об основной проблеме.
Что Вы имеете в виду под грамотностью танцовщика, хореографа?
4.Словосочетанием современный танец сейчас называют совершенно разные вещи.
Как лично Вы определяете для себя понятие современный танец ?
5.Какими Вам видятся в идеале абитуриенты факультета современного танца?
Что они должны представлять из себя, чтобы поступить на факультет?
Автор :Татьяна
Ответ :1. Будущее покажет. Дай Бог дожить до него!
2. Заманчива база для объединения теории и практики.
3. Умение мывслить и выражать мысли языком тела.
4. Актуальность. " Если не я, то Кто? Если не сейчаст, то где?"
5. Желание получить в университете то, о чем мечтаешь с детства.
Вопрос :
Скажите, чем Вам больше всего запомнилась работа с такими мастерами,
как Михалков, Ефремов, Хуциев..?
С кем было интересней, с кем - труднее?
Автор :Федор Ситченко
Ответ :С самим собой. Проблема - сохранить себя.
Вопрос :
Геннадий Михайлович, какую роль в Вашей жизни играет импровизация?)
Автор :Юлия
Ответ :Ту же, что и в Вашей, когда импровизированно встаешь с постели.
когда так же импровизированно укладываешься в нее.
Вопрос :
Геннадий Михайлович, мне приходилось иногда по долгу службы
беседовать с танцовщиками...
Даже те из них, кто великолепно танцует, как правило,
гораздо менее великолепно говорят.
Т. е. иной раз такое ощущение, что разговаривать они вообще не любят...
Чем это объясняется?
Не тем, что в танце у них обычно гораздо больше заняты, к примеру, ноги, руки..?)
Автор :Юлия
Ответ :Легче всего общаться Языком, которым добываешь хлеб.
Любой другой - иностранен.
Вопрос :
Хотелось бы узнать ваше отношение к уровню образования в театральных ВУЗах?
Спасибо.
Автор :Петененков
Ответ :Уровень подвижен, как время.
Обидно, когда он ниже духовного.