В Екатеринбурге официально открылся первый в городе фуд-маркет. Так называется площадка с множеством ресторанов, объединенных общей концепцией и дизайном. По сути, это современные фуд-корты, где есть зоны для общения, проведения лекций и концертов.
Новый для Екатеринбурга проект появился на последнем этаже «Гринвича» рядом с кинотеатром и ресторанами «Хаш» и «Труффальдино». Он объединил в одном месте 50 заведений. Похожие форматы уже давно работают в Москве, Сочи и Челябинске. Мы решили сравнить 4 фуд-маркета, чтобы выяснять, какие плюсы и минусы есть у Estory. Посмотрите, чем отличается меню, дизайн и цены в разных городах.
Estory. Екатеринбург
Число ресторанов: 40
Средний чек: 600–800 рублей
Число посадочных мест: 1100
Первый в Екатеринбурге фуд-маркет в техническом режиме открылся еще в январе 2021 года. Спустя 4 месяца здесь закончили ремонт, расставили мебель, смонтировали освещение и завершили декор стен. Инвесторы проекта — владельцы «Гринвича», авторы концепции — агентство Dream Team, консультант в ресторанной части — Кирилл Шлаен.
Екатеринбургский фуд-маркет от аналогов отличает в первую очередь расположение: он появился в стенах торгового центра, хотя обычно подобные места открывают в исторических или промышленных зданиях. Изначально авторы идеи планировали разместить на 5 тысячах квадратных метров 50 мини-ресторанов, но к официальной дате открытия цифру скорректировали до 40. Рестораторам устроили настоящий кастинг.
— Все участники проходили через дегустацию, — говорит директор по маркетингу Estory Екатерина Шихова. — Мы приглашали на нее разных людей, в том числе рестораторов и поваров. Выдавали анонимные дегустационные листы. Жюри забраковало много итальянской и азиатской кухни, хачапури. Казалось бы, чего сложного — сделать пасту? Но не у всех получается вкусно.
Но, несмотря на трудности, отбор уже прошли больше 30 заведений. Весной в Estory открылись проекты бизнесменов не только из Екатеринбурга, но и из Перми, Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска.
— Помимо коммерческих целей у нас есть цель по воспитанию культуры и вкуса, — говорит Екатерина Шихова. — Многим екатеринбуржцам до сих пор непонятно, что такое поке и боулы, хотя у них хороший уровень достатка. Мы разместили рестораны так, чтобы, заказав привычный борщ, человек мог выбрать новое для себя блюдо в соседнем заведении. Хотя бы из любопытства.
Стены фуд-маркета оформляли художники — команда Ромы Ink. Они превратили Estory в разительно отличающееся от «Гринвича» пространство. Интерьер оформляли преимущественно в темных цветах: здесь много темно-зеленого, черного, но есть яркие акценты, например, неоновые вывески.
В центре Estory установили сцену, здесь проводят концерты, лекции и мастер-классы. Вокруг нее установили столы и стулья. Единовременно на площадке могут есть 1100 человек. В фуд-маркете рассчитывают, что в день сюда будет приходить 6–8 тысяч гостей.
«Депо». Москва
Число ресторанов: 75
Средний чек: 800–1000 рублей
Число посадочных мест: 1800
Самые известные в стране фуд-маркеты находятся в Москве. Один из них открылся на месте бывшего троллейбусного депо. Дизайнеры постарались создать соответствующую атмосферу — так, прямо на входе гостей встречает троллейбус. Впрочем, это скорее вынужденное украшение зала — в салоне транспорта спрятали трансформаторную будку.
В идеале рестораны в фуд-маркете, в отличие от фуд-корта, должны быть объединены общей концепцией, которую поддерживает в первую очередь дизайн. В «Депо» проблем с этим нет.
— Фуд-маркет — это больше про эмоциональную составляющую, времяпрепровождение в интересном месте, встречи с друзьями, модную историю с понятным целевым интерьером, где лидирует потребление готового продукта на месте, — говорит в интервью 74.RU Максим Кутепов, идеолог фуд-маркета «Белый рынок» в Челябинске.
В отличие от Estory, интерьер «Депо» светлый, здесь много переливающихся вывесок и световых инсталляций. Посадочные зоны очень похожи: есть длинные столы с барными стульями, есть маленькие островки, где можно поесть семьей.
Рестораны на такой площадке заточены на быстрое приготовление блюд, поэтому меню часто отличается от полноценных концепций. Но в отличие от фастфуда, гости едят не из одноразовой посуды, а с дизайнерских тарелок. В «Депо» они разные практически у каждого ресторана в зависимости от его концепции. В Екатеринбурге же изначально решили использовать одинаковую для всех резидентов посуду — так ее удобнее собирать и мыть.
По задумке, фуд-маркеты должны собирать под одной крышей любителей разной еды, чтобы друзья с разными вкусами могли собраться вместе.
— В рестораны люди приходят за праздником, а в фуд-маркеты — за путешествием, чтобы всё сразу попробовать, — говорит ресторатор Кирилл Шлаен. — Мы видим, что человек старается побывать за раз в двух-трех корнерах.
В «Депо» помимо ресторанов есть внушительный рынок, где продают овощи, фрукты, хлеб, сыр и мясную гастрономию. В отдельном помещении открыли рыбные ряды, здесь можно купить живую рыбу и морепродукты. Площадь всего фуд-маркета — 11 тысяч квадратных метров.
«Гастропорт». Сочи
Число ресторанов: 30
Средний чек: 500 рублей
Число посадочных мест: 600
«Гастропорт» в Сочи появился неподалеку от морского вокзала. На площади 2000 квадратных метров расположилось больше 30 ресторанов. СМИ писали, что инвестиции в проект составили около 200 миллионов рублей.
Зал фуд-маркета выполнили в морской стилистике. Ее здесь поддерживают даже туалеты, где можно увидеть круглые зеркала, отсылающие к каютам корабля.
Конечно, многие рестораны предлагают рыбные блюда. Есть даже отдельный концепт, где готовят барабульку. Запах жареной рыбы можно учуять от входа: вентиляция — слабое место большинства фуд-моллов. Всё дело в открытой кухне — повара готовят прямо на глазах у гостей.
Весь ассортимент блюд также перед глазами. Это обусловлено концепцией, говорят эксперты.
— Формат фуд-молла очень похож на ярмарку: на витрине должен быть представлен весь ассортимент. И чем больше концепций здесь, тем интереснее, — говорит ресторатор Кирилл Шлаен.
Набор юнитов в Сочи очень похож на московский, здесь представлены вьетнамская и китайская кухни тех же брендов, но есть и местный колорит, например, осетинская пироговая. Кроме того, заметно выделяется из общего ряда розовый бар с фигурой солиста «Руки вверх» Сергея Жукова.
«Белый рынок». Челябинск
Число ресторанов: 42
Средний чек: 600–800 рублей
Число посадочных мест: 400
Первый фуд-маркет в Челябинске появился в 2019 году, его открыли на площадке промышленного завода. Здание, неприспособленное под общепит, потребовало от строителей серьезной работы.
— Даже после запуска пришлось доработать вентиляцию — возникла необходимость обслужить производственные потребности самих корнеров. Формат новый, у большинства операторов не до конца была отработана технология, корнеры тоже ошибались в расчетах по мощностям, — объяснял порталу 74.RU идеолог «Белого рынка» Максим Кутепов. — Так что приходилось по ходу увеличивать нагрузку под каждого из них.
По задумке авторов, проходимость фуд-маркета должны была составить 4–5 тысяч человек в день. Но в реальности поток посетителей вырос почти в 2 раза — до 8–9 тысяч человек. При этом посадочных мест в проекте всего 400.
Средний чек Челябинского фуд-маркета близок к Estory: 600–800 рублей с человека. По словам авторов проекта, ориентировались при запуске на широкую аудиторию.
— Удовлетворен спрос как на низкий ценовой сегмент, так и на высокий. Студенты заказывают пиццу с газировкой, и тут же бизнесмены в костюмах проводят деловую встречу во время бизнес-ланча. Такое соседство никого не раздражает, только дополняет, — говорит Максим Кутепов.
Кстати, челябинские рестораторы стали одними из первых, кто запустился в Estory в Екатеринбурге. Мы подробно рассказывали о проекте на E1.RU. И даже публиковали фото со стройплощадки.
Советуем заглянуть также в фоторепортаж о тайных комнатах «Гринвича». Мы рассказали, что скрывает торговый центр от посетителей.
Кому принадлежит торговый центр, можно узнать из этого материала.