Многие из нас хотя бы раз пользовались службой доставки еды. Обращали ли вы внимание на курьера, который ее приносил? Разговаривали ли с ним, давали чаевые? Артем — студент екатеринбургского вуза, и в свободное от учебы время он разносит заказы в «Яндекс.Еде», чтобы финансово не зависеть от родителей. Сталкивался со всяким — клиенты ему и угрожали, и картошку фри пересчитывали, но были и приятные встречи. В своей колонке Артем описал опыт, который получил за год работы.
«Боль и мозоли обеспечены»
Я искал временную работу, а на курьерство отбор не жесткий. Брали по принципу «Ходить можешь?». Ну и паспорт, СНИЛС, военник и приписное, все стандартно. Фактически ты приходишь, смотришь презентацию, потом проходишь тест по ней. Набрал проходной балл — берут. Вопросы элементарные. Через какое-то время перезванивают, зовут в офис оформляться. День трудового договора — первый рабочий. Сразу выдают форму, и вперед на смену.
У нас многие совмещают работу с учебой. Периодически сильно устаешь, никуда идти не хочется. Боль и мозоли обеспечены. Поэтому на первое время лучше закупить мази для ног, чтобы не потерять деньги, рабочие смены и здоровье.
Раньше зарплату выплачивали за рабочую неделю. Сейчас, чтобы ее получить, нужно еще одну отработать. В форме, в целом, неплохо. Но зимняя от ветра не спасает, а вот жилетки, которые раньше выдавали, надевались поверх своей одежды — так не холодно.
«У нас множество чатов»
Раньше часто шутили про войну «Яндекса» с «Деливери». Я с курьерами «Деливери» общался, «те же яйца, только в профиль». Но у них какое-то время ставка была удобнее, чем у нас. А сейчас все примерно одинаково. И проблемы одни и те же. Нет у нас никакой вражды, разве что дружеские подколы. Может, у компаний и есть какая-то конкуренция, но у нас откуда? За еду нам драться, что ли?
У нас есть множество чатов, на которых строится работа и связь. Общий курьерский чат, 2 чата с супервайзерами, чат отдельных группок курьеров. Супервайзер — человек, который занимается сменами и поддерживает связь. Все вопросы, связанные с проблемами с заказами — к ним. Если вдруг ногу сломал и не можешь дальше работать — тоже к ним. Но вопросы «почему я должен бежать километр за 3 минуты?» — уже к логистам. И вопросы с перерывами они же решают. Раньше даже был перерыв на обед. Теперь этого нет, ешь на бегу.
«Могут куда угодно послать»
Всем говорят, что время доставки рассчитывается по «Яндекс.Картам», но это так не работает. Могут куда угодно послать. Весь город делят на определенные зоны: «Парк-Хаус», район «Пассажа» и Площади 1905 года, «Кит», «Глобус»… Химмаш с Сортировкой недавно подключились, но меня туда не отправляли. Распределяют не тех, кто ближе, а тех, кто свободен.
После нововведения с велокурьерами, все перешли на статус велосипедистов. С великом дают заказы только в твоем районе — с ним в транспорт заходить неудобно. Пешему зачастую приходится пользоваться транспортом или быстро бегать. Или ругаться с логистами, отправлять скриншоты со всех карт с временем прибытия. Тогда штраф за опоздание снимают.
Мы долгое время пытались добиться строчки «чаевые», потому что многие считают, что они включены в стоимость. Нет, это не так. Кстати, со стороны «Яндекса» никаких посягательств нет, что накинут — все твое. Да и оценка клиентов пригодилась бы.
Коллектив классный, веселых историй много. Город запоминается, быстро учишься находить «заячьи тропы». Например, если двор забором огорожен, приходится перелезать, мы так на Ботанике «скакали». А еще повышается выносливость, ходить можешь дольше. Правда, отсюда и минус: после смены чувствуешь себя мертвым тюленем.
Но и минусов хватает. Швыряет по всему городу. Смену могут в выходной поставить без предупреждения. А отказаться нельзя — штраф. Трудоустройство по договору.
«Были те, кто на смену в стельку пьяные приходили»
Высокая зарплата по 40–60 тысяч в месяц — это если по 12–13 часов в день работать и много штрафов не набрать. Раньше нам платили по 100 рублей за час смены. Не важно, сколько заказов выполнил. Теперь платят за заказы, быстрое получение и доставку. Еще минимальная выплата есть, но тем, кто на полном обеспечении за счет курьерства живет, этих денег не хватает.
Есть у нас и штрафы: за опоздание, за неправильное выставление статусов, за то, что долго (15–20 минут) не выходишь на связь, за опоздание к клиенту, за отсутствие формы или ее элемента, за выход на смену в алкогольном или наркотическом опьянении, он самый строгий. Могут и с работы выгнать, но нужно сильно постараться. Были те, кто на смену в стельку пьяные приходили. Еще за проблемы с законом и судимости могут вышвырнуть. Раньше всем на это плевать было, а потом курьеров стало больше, в чате по 500 человек сидело, и служба безопасности озаботилась.
«Клиент картофелинки в заказе пересчитывал, думая, что я что-то съел»
Сколько будет заказов на смене — не угадать. Есть «пиковые часы», в обеденное время и после 18:00, когда рабочий день заканчивается. Люди приходят домой, хотят есть, а готовить лень. Заказов 10 за смену — это хорошо. Идеально — по одному заказу в час. У нас какое-то время была и такая система оплаты: почасовая + заказы.
На работе бывало всякое: и голые женщины открывали, и истерики устраивали, и картошку фри в заказе пересчитывали, думая, что я что-то съел. То, что пакет был запечатан, их не смущало.
Но самая странная история связана не с моим заказом. В «Макдоналдсе» на 8 Марта стояли с другим курьером, ждали наборы. А там был какой-то истеричный покупатель. Когда коллеге протянули собранный заказ, покупатель его швырнул в кассира. Но кончилось все хорошо, написали супервайзерам, разобрались.
По большей части заказчики адекватные. Правда, есть такие, кто заказывают в дальнюю даль из центра зимой, а потом возмущаются, что еда остыла.
Лучшее место для курьера — центр. Всегда много заказов, бегаешь между ресторанами, разносишь. И уехать куда угодно можно.
В некоторых ресторанах нам запрещают в залах сидеть (даже стульчики приходится с собой носить), а где-то нам рады, к себе зовут, да и заказы быстро выдают.
Зовут чай попить, дают чаевые
Был такой случай: в комментарии к заказу указали «Не звоните по домофону, спит ребенок», и номер телефона. Я звонил 20 минут, потом написал супервайзеру, скинул скриншот с историей звонков, и мне сказали нести заказ обратно. А тот клиент, видимо, проснулся, позвонил в «Яндекс», заявил, что ему никто не звонил, на просьбу отправить историю звонков дал отказ… И мне впаяли штраф. Этот клиент мне еще стал названивать с угрозами «Если ты сейчас мне не принесешь мой заказ, то…» и дальше мат.
Были и приятные неожиданности. Клиент, к которому я пять раз за неделю заказ приносил, чайку попить пригласил. Посидели, пообщались.
Или вот еще маршрут, который запомнился. С перекрестка Вайнера-Малышева отправили относить заказ на Площадь обороны. За 20 минут. Под конец смены. Зимой. А в пожеланиях «доставить горячим». Я даже с трамваем не успевал. Написал логистам, штраф за опоздание убрали. Зато в конце был приятный сюрприз — клиентка отнеслась с пониманием, еще и на чай рублей 20 насыпала. Мелочь, а приятно!
Заказывали ли себе когда-нибудь доставку еды?