34-летний екатеринбуржец, директор юридического агентства Евгений Осинцев накануне, 29 июля, собирался со своим клиентом Константином Глотовым поужинать в ресторане грузинской кухни "Хмели-Сунели" на проспекте Ленина, 69/10. Евгений был при параде: джемпер и рубашка с бабочкой. Как уверяет юрист, на ужин он направлялся на машине "трезвым и спокойным".
Константин обратился к Евгению за юридической помощью: ресторан, принадлежащий группе компаний "Реста менеджмент", отказывал ему в обслуживании. По словам Евгения, ранее его клиент работал в этом заведении официантом, но уволился полтора года назад. Константин периодически посещал этот ресторан, поддерживал дружеские отношения с коллегами. Примерно полгода назад менеджер ресторана Яна Пальчикова, по непонятным причинам, перестала пускать Константина на порог.
– Никаких запретов на посещение ресторана в трудовом договоре у Константина не было. Он обратился ко мне за помощью. Я сказал, что это незаконно, но доказательств мало. Пошли проверять. Сели на летнюю веранду, выбрали в меню блюда. Сидим, ждём, проходит 15 минут – ничего не происходит, – рассказал Е1.RU Евгений Осинцев. – Потом к нам подошёл менеджер Никита Ведерников и сказал, что извините, но обслуживать по решению руководства вас не будем.
Евгений, убедившись, что ужин в этом ресторане "не светит", попросил у менеджеров заведения объяснить причины отказа. Те ограничились отсылкой на внутренние правила, по которым ресторан вправе отказать в обслуживании без объяснения причин. Но самих правил клиенту не показали. Евгений пригрозил вызовом полиции. В ответ ему вручили письменный отказ, в котором, впрочем, так и указано: "Без объяснения причин, по согласованию с управляющей – Ольгой Петровной Лефтерогло".
При этом закрытых мероприятий в этот вечер в "Хмели-Сунели" не было. Видимо, посетитель "не вышел лицом".
Е1.RU обратился за комментариями в ресторан.
– Ресторан имеет право отказать в обслуживании гостю без объяснения причин. Это внутренние правила ресторана "Хмели-Сунели", – пояснила Яна, представитель службы сервиса ресторана.
– То есть можете не пустить любого? Трезвого в опрятной одежде?
– Конечно. Без объяснения причин.
– А на какой срок распространяется запрет? Если человек придёт на следующий день, пустите?
– Запрет распространяется в течение рабочего дня. На следующий день клиент может прийти, и всё будет нормально.
"Хороший ресторан с грузинской кухней. Моего клиента без объяснения причин не пускали туда, я не поверил... Проверил на своей шкуре. Мне, трезвому, здоровому, платёжеспособному человеку отказано в обслуживании??? Завтра, конечно, будет Роспотребнадзор, через пару недель – Кировский районный суд", – распространил обращение в соцсетях Евгений Осинцев.
Евгений с Константином в тот вечер всё же поужинали в соседнем заведении – "Фабрика Еды", которая, что удивительно, также принадлежит группе компаний "Реста Менеджмент". А наутро юрист направил официальную претензию в заведение. Если в течение 10 дней не последует ответа, мужчина намерен обратиться в суд и взыскать с ресторана моральный ущерб.
– Причины, по которой нас отказались обслуживать, не было никакой. Если руководство компании на нас сегодня не выйдет, последует обращение в Роспотребнадзор, – пояснил Евгений Осинцев. – Существуют Правила оказания услуг общественного питания, утверждённые постановлением правительства РФ от 15.08.1997 года 1036, где в 16 пункте очень чётко сказано, что предприятия общественного питания должны оказывать услуги абсолютно каждому. Могут быть установлены в конкретных заведениях правила обслуживания, но они не должны противоречить законодательству.
Кроме того, по словам юриста, существует 426 статья Гражданского кодекса (о публичных договорах), из которой выходит, что любое заведение, работающее по принципу "открытых дверей", обязано обслужить любого, кто может оплатить услуги.