Екатеринбурженка Татьяна Карплюк родила девочку, которая весила всего 470 граммов! Крохотная Алиса появилась на свет на 23-й неделе беременности, когда ее мама еще ходила на работу. Правда, рожала женщина вдали от родины: в 2017 году она поехала в командировку на Ямал, вышла там замуж и осталась жить в Ноябрьске. Рассказываем ее удивительную историю.
Главная цель — сделать всё, чтобы ребенок выжил
О беременности Татьяна узнала в июле 2023 года. Врачи поставили предварительную дату родов: 17 марта 2024-го, но всё вышло совсем иначе. Кроме Алисы у женщины есть старшая дочь, ей шесть лет. Она родилась на 41-й неделе, весила 4300 граммов и была совершенно здоровой. Никаких предпосылок к тому, что вторые роды начнутся раньше, не было.
В день, когда Татьяну положили на сохранение, у нее не было ни кровянистых выделений, ни каких-либо болей внизу живота. Только чувство, будто ребенок опустился ниже, чем обычно.
За две недели до этого у екатеринбурженки вырвали зуб из-за флюса. Возможно, преждевременные роды были как-то спровоцированы этим, полагает мама.
— Я на работу собиралась, старшую дочку начала будить в садик. Если можно говорить откровенно, я пошла в туалет и почувствовала давление снизу, как будто что-то двигается. Попросила мужа отвезти меня в больницу. Там меня стали ругать: «Почему скорую не вызвали, почему сами поехали?»
Оказалось, что на тот момент мне уже нельзя было ни ходить, ни сидеть, чтобы не давить на матку.
Я должна была еще два месяца на работу ходить и еще два месяца на больничном дома сидеть до родов. И я думала, что по-любому ничего такого, что приведет к родам, не должно быть, — говорит наша собеседница.
Медики объяснили будущей маме, что у нее начался воспалительный процесс и отслойка плаценты. Два дня Татьяна лежала в больнице, а на третий у нее отошли воды — 24 ноября ее повезли на экстренное кесарево сечение. Сразу после операции крохотную Алису забрали в реанимацию.
— Медсестра мне только сказала: «У вас девочка», — вспоминает женщина. — Первое, что я спросила: «Она жива?»
Медсестра ответила: «Жива, но в очень тяжелом состоянии».
Я несколько часов отходила от наркоза, меня перевели в послеродовое отделение, а потом, в тот же день, разрешили дойти до реанимации. Видимо, я из-за шока и стресса даже разглядеть ее толком не смогла. Она лежала в отдельном боксе, закрытая по шею пледом, по нос у нее была натянута шапка, на лице пластырь.
Трогать ее было нельзя: как мне объяснили, любое воздействие равно кровоизлиянию для такого маленького ребенка.
В реанимации Алиса провела 75 суток. Маме редко разрешали смотреть на дочь, а уж тем более касаться ее, и не просто так: 470-граммовая малышка могла умереть от любой случайной инфекции.
Долгий путь к нормальной жизни
Татьяну выписали из больницы 2 декабря. Но она продолжала по четыре раза в день приходить к своей крохе: мама сцеживала и приносила грудное молоко для Алисы.
Сначала девочка кушала всего по 5–7 граммов молока, затем стала просить больше, по 12 граммов. Но возникла проблема: из-за того, что у Татьяны не было возможности прикладывать ребенка к груди, в начале февраля 2024 года молоко пропало.
Я круглыми сутками сидела с этим молокоотсосом, пыталась из себя что-то выдавить.
— Главное, что мы пережили тяжелый период, когда у дочери могла произойти тяжелая патология кишечника, опасная для недоношенных детей. Чтобы его не допустить, нужно было грудное вскармливание, — говорит женщина.
В середине января в реанимацию впервые пустили мужа Татьяны, чтобы посмотреть на дочь. Он был в шоке, так как не мог представить себе настолько маленького ребенка. Вскоре после этого Алису перевели с искусственной вентиляции легких на СИПАП-терапию — облегченный вариант ИВЛ.
СИПАП-терапия — от английского Continuous Positive Airway Pressure (постоянное положительное давление воздуха в дыхательных путях) — способ лечения нарушений дыхания, при котором в верхних отделах дыхательных путей создается постоянное положительное давление, препятствующее «спаданию» мышц глотки.
1 февраля Татьяна снова легла в больницу, чтобы воссоединиться с дочкой. С 1-е по 5-е число она ежедневно ходила в реанимацию к Алисе, клала ее себе на грудь, чтобы малышка чувствовала дыхание мамы, запах, ощущала ее кожу.
Так они лежали по несколько часов в день, наслаждаясь классической музыкой. Екатеринбурженка поверила, что от этого ее дочери и правда становилось лучше.
Уже в общей палате врачи научили маму ухаживать за крохой, следить за сатурацией (датчик вешали на маленькую ножку Алисы) и менять подгузники каждые три часа, кормить и купать. Девочка уже весила 1300 граммов, но даже тогда Татьяна боялась брать ее на руки. Уверенность появилась, только когда малышка набрала 1700 граммов — еще через месяц.
Пора домой!
Алиса научила маму верить в чудо: несмотря на экстремально низкий вес, сейчас у девочки нет сложных диагнозов. 8 апреля Татьяну с малышкой выписали домой.
— В реанимации Алиса перенесла всё что можно. У нее была и пневмония, и желтуха. Нам ставили ретинопатию недоношенных — вторую и третью стадию.
Это проблемы с глазками. И неудивительно, ведь у ребенка на 16-й неделе беременности только начинают развиваться глаза, а она родилась уже на 23-й.
Нам должны были делать операцию, мы наблюдались у офтальмолога в течение полутора месяцев, но заболевание ушло в регресс, прошло само по себе. А сейчас из диагнозов у нее осталась только бронхолегочная дисплазия — это последствия длительного пребывания на ИВЛ, — рассказала Татьяна.
Теперь Алисе предстоит встать под наблюдение невролога и кардиолога, чтобы ее здоровье оставалось в норме.
Скоро малышке исполнится пять месяцев, но она выглядит как новорожденный ребенок и весит 3600 граммов. Обычно в таком возрасте детки уже начинают переворачиваться со спины на живот, но у крохи еще всё впереди.
— Сейчас мне кажется, что это всё не со мной произошло, как будто я только сегодня родила. И всё это был страшный сон. Самое неприятное — это то, что после родов все, кто знал о беременности, звонили мне и...
Люди мешкались, не знали, что сказать: радостно поздравить или грустно посочувствовать. Меня это дико бесило.
Но меня сильно поддержали мама и сестра, они как раз живут в Екатеринбурге. В Ноябрьске помогали родители мужа, муж, конечно же. Поддержка семьи сказалась прежде всего, — говорит Татьяна.
По словам молодой мамы, ей помог и ее собственный характер:
— Даже на выписке заведующая сказала мне: «Редко таких мам встретишь: никогда не видела вас в слезах, всегда с улыбкой, на позитиве». Сильно помогали медсестры, давали мне поспать, потому что от бесконечного круга одинаковых манипуляций было тяжело.
Отдельную благодарность екатеринбурженка выразила команде врачей — Тимуру Абдурахимову и Юлии Белогуровой, круглосуточно следившим за состоянием девочки.
Недавно в Екатеринбург на вертолете доставили близнецов, родившихся на три месяца раньше срока. Малыши после родов весили чуть меньше килограмма. Также прочитайте историю удивительного мальчика из Алапаевска: он родился с весом 750 граммов и за семь лет жизни перенес шесть операций. Только сейчас можно с уверенностью сказать, что он здоров.
Мы собрали пять историй о материнстве, трогающих до глубины души. Некоторые из наших героинь столкнулись со страшным диагнозом у ребенка и не опустили руки, другие потеряли кормильца, третьи отбросили все страхи ради исполнения мечты. Например, многодетная мама Наталья Давлетова построила бизнес на букетах, потеряв маму, отца и мужа.