26 ноября в России отмечают День матери. В честь праздника, который касается каждого человека, мы решили вспомнить пять трогательных историй мам из Екатеринбурга и Свердловской области.
Некоторые из наших героинь столкнулись со страшным диагнозом у своего ребенка и не опустили руки, другие потеряли кормильца, третьи отбросили все страхи ради исполнения мечты. Подробнее — в нашем обзоре.
Открыла шоколадную фабрику ради сына с ДЦП
У трехлетнего сына екатеринбурженки Ксении Сосновских тяжелое заболевание — ДЦП, он родился на два месяца раньше срока. Курсы реабилитации для Марка обходятся семье более чем в 400 тысяч рублей в год, поэтому мама решила открыть небольшой бизнес и создала на своей кухне шоколадную фабрику. Всего за один день она прошла обучение, а потом купила всё необходимое и принялась за работу.
У Марка кудрявые волосы и солнечная улыбка. Мальчик вдохновляет маму придумывать сладкие шедевры и декорации: сначала она заполняет форму растопленным шоколадом, а потом украшает его. Сладости уже начинают заказывать и в других городах России. Среди самых необычных заказов — соленые огурцы.
— Шоколад разлетелся по родным и друзьям как горячие пирожки, — с вдохновением делится Ксения. — Мы отправляли шоколад в Беркут (село в Тюменской области. — Прим. ред.) и Москву. Также изделия покупают наши соседи, и далее по цепочке. Когда ты даришь людям шоколад, они отвечают яркими эмоциями, они в восторге.
Сосновских стали героями Народной премии портала E1.RU в 2023 году, они вручили награду победителям в номинации «Пекарня года». Некоторые зрители разрыдались, когда Ксения рассказывала свою историю.
— Вот уже почти четыре года работаем над восстановлением сына, работаем и верим, что он пойдет своими ногами. Он добрый и очень солнечный парень, который всегда и всем улыбается. От него мы, да и многие вокруг, заряжаемся позитивом. Мы зовем его одуванчиком, — рассказывала E1.RU Ксения Сосновских.
После церемонии футболисты «Урала» пригласили Сосновских к себе на тренировку, а после скинулись на лечение мальчика. В ответ семья сделала сладкий подарок спортсменам. На встрече выяснилось, что папа Марка Сергей оставил свою работу и теперь шоколадная фабрика — единственный источник дохода.
— Пришлось уволиться, чтобы развивать наш маленький бизнес. Очень много заказов, мы не успеваем: жена дома одна с ребенком. И бросать ее одну с этим не хочется. Нужно делать всё вместе, чтобы добиться результата и с ребенком, и с шоколадной фабрикой, — объяснил Сергей.
Многодетная мама сбежала от всех в тайгу
Многодетная мать Оксана Лыткина 25 дней провела в дикой тайге, чтобы пройти по участку Большой уральской тропы. И ей это удалось! Она прошла 600 километров от Сатки в Челябинской области до Нейво-Рудянки. Детей мама не бросила (как многие могли бы подумать), а отправила к родственникам, чтобы исполнить давнюю мечту.
— Я хотела побыть наедине с собой, поэтому и решилась на этот поход. Мне надо было многое обдумать и переварить. А лучше всего ты думаешь, когда ходишь, — поделилась Оксана с E1.RU. — Честно? Было страшно. Я хорошо помню, как убили туристку в Оленьих Ручьях. И я, конечно, переживала, поэтому старалась держаться подальше от людей. Но вообще страх — это нормально. Когда ты понимаешь, что какая-то опасная ситуация, ты мобилизуешься и принимаешь верные решения.
В пути Оксана не раз сталкивалась с дикими зверями, видела свежие следы медведей и волков. Было очень страшно, но девушка не сдалась, ведь дома ее ждали дети. Когда ботинки промокли, по лесу пришлось идти босиком, а переполненные реки переходить вброд в одном нижнем белье.
Путешественница прошла через Таганай, хребет Юрма, Аракульские шиханы, Карабаш, Слюдорудник, Верхний Уфалей, Мариинск, Ревду, поселок Исеть и Таватуй: сначала ночевала в своей палатке, но к концу похода снимала квартиры и останавливалась у местных жителей, так как в лесах уже начались сильные заморозки. А однажды многодетная мама чуть не сломала руку. Домой она вернулась как раз в свой день рождения.
Заново научилась ходить после страшной аварии
Тагильчанка Ирина Подмазова чудом осталась жива после страшной аварии с катером, который сбил ее во время вечерней прогулки на сапе. Многодетная мать получила серьезную черепно-мозговую травму и две недели провела в коме. Врачи боролись за ее жизнь и боялись делать прогнозы, но Ирина не только пришла в себя, но и в короткий срок встала на ноги. Теперь она может ходить, и для уралочки это огромное достижение — как для ребенка, который делает первые шаги.
— Я забыла, как ходить и писать буквы. Мышцы не работали от слова совсем. Для меня было сложно даже тетрадь подписать ребенку, вспоминала, как ручку держать, — рассказывала Ирина E1.RU. — До сих пор каждое движение дается с трудом. Вот я могу с удовольствием пройтись, подышать свежим воздухом. Но одеться с утра — это просто из разряда невозможного. Руки болят, плечи.
ЧП случилось вечером 28 июля. Супругу удалось достать запись с камер наблюдения, на которой видно, что катер двигался в темноте без ходовых огней. По версии спасателей, сап тагильчанки тоже был без огней. Основной удар пришелся по голове девушки, сейчас ее мучают сильнейшие боли, но она не сдается и проходит курсы ЛФК, чтобы восстановить работу всех мышц.
— Радует уже то, что могу разговаривать, есть моторика в руках. Врачи говорят, это чудо, что я такими темпами возвращаюсь к жизни, — говорила Ирина.
После трагедии за нее переживал, кажется, весь город: переводили деньги и привозили в больницу необходимые вещи. День самой аварии уралочка не помнит, а водитель катера так и не вышел на связь с пострадавшей. В обстоятельствах ЧП сейчас разбирается полиция.
А Ирина мечтает вернуться к своей прежней жизни — кататься на велосипеде, ходить в походы с детьми и снова встать на сап.
Семь лет боролась за сына, родившегося с весом 750 граммов
Марк Горожанинов из Алапаевска весил всего 750 граммов, когда родился, и за семь лет мальчик перенес шесть операций. Началось всё с того, что у мамы обнаружили белок в моче и срочно госпитализировали: оказалось, что ребенку не хватает кислорода. Врачи провели экстренное кесарево сечение на 24-й неделе беременности. Крохотный малыш сразу начал цепляться за жизнь и... закричал!
Из-за маленького веса у Марка были серьезные проблемы со здоровьем: первые три месяца Анжела провела с сыном в реанимации. Уже там он показал свой характер: крутился и вертелся, срывая с себя все датчики и трубку ИВЛ. Мама сутками не спала, проводя ночи у инкубатора для новорожденных. Екатеринбурженка выразила огромную благодарность врачам, которые помогали ей в трудную минуту.
— Это очень тяжело. Каждый день, когда приходила к нему, я не знала, выживет он или нет, — рассказывала E1.RU Анжела Горожанинова. — Начала верить в Бога. Никогда не верила, была атеистом, но верить начала, молилась Николаю Чудотворцу каждый день. Потом меня к нему переселили, потому что он был очень активный. У всех дети лежали спокойно, а моего постоянно интубировали: подключали к машине ИВЛ.
Мальчику сделали операцию на левом глазу, чтобы он не ослеп и у него правильно функционировали сосуды. После оперировали паховую двухстороннюю грыжу. Домой родители возвращались подготовленными: купили кислородный концентратор и баллон, набор мониторов, которые бы сигнализировали в случае, если бы малыш начал задыхаться ночью. Взрослея, Марк постоянно болел, тогда Анжела и ее муж Вячеслав задались вопросом: почему так?
А когда Марку исполнилось пять лет, произошло самое страшное: однажды ночью родители услышали из комнаты сына страшные звуки. Мальчик рычал, хрипел, стонал и задыхался. Его срочно госпитализировали, но восстановить дыхание медики не смогли: ребенок почти год прожил с трубкой в горле — трахеостомой.
Надежда, что ребенок будет дышать сам, появилась, когда Анжеле позвонили из Московского исследовательского центра. Марка пригласили на обследование и нашли причину недуга. Оказалось, что при рождении у малыша были повреждены голосовые связки: они были изогнуты в другую сторону. Всё это время они не работали, а в один момент просто захлопнулись. Марку вставили в горло специальную Т-образную трубку, с помощью которой расширили гортань. Каждые три месяца родители привозили мальчика в Москву. Оплачивали Анжела и Вячеслав всё сами. С трубкой в горле Марк проходил семь месяцев — и вот наконец-то задышал сам!
А потом его ждала еще одна операция — на клапане желудка. Она прошла на ура, и родители с сыном наконец-то вернулись домой — уже насовсем.
— И вот с этого момента ребенок начал более-менее жить, — подытожила мама. — Хочется всем родителям и детям сказать, что у каждого есть шанс на здоровое детство. Не надо руки опускать никогда. Даже в самой плохой ситуации: пошла, поплакала и вышла снова в бой.
Трогательная история одного снимка
Во время празднования Дня ВДВ летом 2023 года у памятника «Черный тюльпан» фотограф E1.RU сделал душераздирающий снимок. На нем вдова десантника Анастасия Лазарева держит в руках портрет мужа, а рядом, улыбаясь, стоит ее сын в голубом берете.
Анатолий родился в Верхотурье, а познакомилась пара еще в детстве: уралец дружил с братом своей будущей жены. Погиб он в июле 2022 года. Мужчина был профессиональным военным и начинал свою карьеру в рядах ВДВ, а всю оставшуюся жизнь служил по контракту, был и в Чечне, и в Крыму. Когда началась спецоперация, возвращаться домой он отказался.
— Снимок у меня в руках — это последняя фотография, которую он прислал. Потом больше не было связи. Это его селфи. Мы распечатали и сделали портрет, — рассказала Анастасия. — На сыне отцовский берет, который остался со срочной службы. А на мне его форма. И там, на фото, видно орден Мужества, которым его наградили уже посмертно.
— Сын поседел, когда отец умер. Он гостил тогда у моей мамы. И они с папой очень громко и эмоционально это обсуждали. Он пришел из другой комнаты и спрашивает: «А что, папа умер?» Позже, когда мы пошли стричься, парикмахер заметила, что у него появились седые волосы, — рассказывала E1.RU Анастасия. — В годовщину мы вместе ездили на кладбище. И мне кажется, что только там, на могиле, к нему пришло осознание.
В 2023 году вдова решила сходить с пятилетним сыном в центр Екатеринбурга, чтобы ребенок проникся атмосферой, которую так любил его отец. На празднике десантники подарили мальчику полный рюкзак игрушек.
В 2022 году мы публиковали рассказы екатеринбуржцев о своих мамах, а еще раньше — истории мам, трогающие до глубины души.