В Свердловской области две женщины не могут определиться, где должен быть похоронен боец, погибший на спецоперации. В итоге его мать и гражданская жена пошли решать семейный конфликт в суд.
Сержант Юрий Черенков родился и вырос в деревне Соколова под Каменском-Уральским. Там остались его близкие, в том числе пожилая мама. Уже много лет мужчина жил в Екатеринбурге вместе с женой Марией, воспитывал троих общих детей. Здесь же он служил в Росгвардии. Весной 2022 года Юрия отправили в зону СВО. Он погиб во время боев.
Когда родным сообщили трагическую весть, супруга и мать сразу разошлись во мнениях о том, где нужно хоронить бойца. Жена утверждала, что перед отправкой на спецоперацию они с Юрием обсуждали тему похорон. Сержант говорил ей, что в случае несчастья хочет упокоиться на Горнощитском кладбище в Екатеринбурге.
— В 2020-м мы формально развелись, но продолжали жить вместе, воспитывать детей, — вспоминает Мария. — Когда мы провожали Юру перед отправкой вместе с друзьями, был разговор. Тогда он сказал, что хочет быть похоронен в Екатеринбурге. Мы вместе с военными ездили в деревню, но родственники отказались вообще разговаривать. Юрин брат меня облаял. Я собрала свидетельские показания от пяти друзей о том, что муж при жизни говорил, где хочет быть похоронен, передала в воинскую часть.
После попытки Марии донести последнюю волю мужа жители деревни стали утверждать, что с ними Юрий также обсуждал, где хочет быть похоронен. Друзья из Соколова заявили: боец говорил о том, что хочет упокоиться рядом с отцом, и собрали за это десятки подписей.
— Его родственники в деревне устроили целый бунт. Когда я во второй раз приехала в Соколова, на меня бабки кидались драться. Но перед отправкой на СВО Юрий не приезжал в деревню, он был здоровым молодым мужчиной. До того как сообщили о командировке, никогда о смерти вопрос не заходил, — добавила Мария.
В итоге военные встали на сторону матери. Прощание с Юрием прошло в Каменске-Уральском. Бойца похоронили с почестями, военным караулом и салютом в родной деревне.
Но Мария потребовала эксгумировать тело, потому что уверена, что в деревне никто не будет ухаживать за могилой. Женщина утверждает, что захоронение отца Юрия никто из родственников не поддерживает в чистоте и на кладбище бывает редко. Тогда жена решила обратиться в суд.
Орден Мужества, который также вручили матери бойца, Мария потребовала передать старшему десятилетнему сыну.
— За могилой Юрия его мать явно не будет ухаживать, потому что она ведет разгульный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, — написала в исковом заявлении супруга погибшего.
Мама бойца Раузия Черенкова видит конфликт иначе. Пожилая женщина говорит, что в Соколове похоронены все родственники Юрия. Здесь она сможет приходить на могилу, а ездить в Екатеринбург в ее возрасте будет трудно.
«Маша говорит гадости обо мне, врет. В суде невестка просто поливает меня грязью. Я не понимаю зачем»
— Я вырастила сына и заслуживаю уважения, права, чтобы со мной считались. Я им помогала с деньгами, закрыть кредиты. Но когда сын уехал на Украину, у нас испортились с Машей отношения. Юра говорил отдать мне деньги, а она — ни копейки. Но совсем мы поссорились, когда сын погиб, — пояснила мама. — В деревне меня все знают, я много лет работала соцработником, я не пью. Не знаю, чем я такое заслужила.
Пенсионерка заявила, что Мария не дает ей общаться с внуками, настраивает детей против бабушки. Но супруга Юрия заявляет об обратном:
— Мать всё это делает назло мне. Она звонит и говорит гадости постоянно, материт. Обычно горе людей сближает, а у нас наоборот. Если она любила сына, почему внуков не любит и не хочет с ними общаться? — заявила Мария. — Туда, где его захоронила мать, нереально ездить, до кладбища идти пешком час по дороге. Как мы с тремя детьми туда будем ездить?
В ходе судебного разбирательства за маму бойца вступились односельчане. Больше 90 человек подписались за то, чтобы оставить могилу в деревне.
— Все мы чтим память героя. На здании местной школы, в которой учился Юрий, установлена мемориальная доска в память о нём. Родные, друзья и односельчане, знавшие бойца многие годы, приносят цветы и венки на могилу, которая стала для нас местом воинской славы. Мы считаем недопустимым проведение эксгумации останков Юрия Витославовича в целях дальнейшего перезахоронения в ином месте, — заявили в обращении жители Соколова.
В итоге суд встал на сторону матери военного.
— К нашим аргументам в суде прислушались: 16 мая Каменский районный суд вынес решение в пользу матери. Мы считаем, что это совершенно справедливо, — отметил адвокат Дмитрий Ломовцев, представлявший Раузию Черенкову.
Однако жена военного намерена и дальше добиваться эксгумации. Она заявила, что будет подавать апелляцию и готова дойти до Верховного суда, если потребуется.
Ранее в Березовском выкопали гроб бойца ЧВК «Вагнер», которого похоронили на городском кладбище. Эксгумацию провели по просьбе его родственников. О гибели военнослужащего они узнали уже после похорон и решили перевезти погибшего на кладбище в его родной регион.