В современном мире сложно представить жизнь без смартфона или компьютера. С малых лет к технологиям приобщаются и дети. Однако многие родители сталкиваются со сложностью: ребенок часами смотрит видео и «залипает» в онлайн-игры, забывая про жизнь, обязанности и учебу.
Педагог и руководитель «Контур.Класса» Павел Скрипниченко уверен, что запреты здесь не помогут: нужно научить ребенка пользоваться устройствами с умом.
Почему ребенка тянет к гаджетам
Для взрослого принять волевое решение от чего-то отказаться относительно проще, чем для ребенка. Делать правильный и не очень приятный выбор — этот навык у детей ниже, как и способность к концентрации. Если у ребенка смартфон изначально был в неограниченном доступе, то не ждите от него взрослого поведения.
Внешние обстоятельства тоже играют важную роль. Если сами взрослые могут часами сидеть в соцсетях, то чудо не свершится. Чем вы занимаетесь, когда приходите домой с работы? Если ваш отдых заключается в том, чтобы часами смотреть YouTube или сидеть в соцсетях, то странно требовать от ребенка интереса к книгам.
«Родители любят оправдывать свое "залипание" тем, что они устали, но ребенок в школе тоже устает»
Такое оправдание не меняет сути — ребенок видит конкретный пример и копирует поведение.
К сожалению, это относится не только к родителям. Известны случаи, когда на уроке учитель дает задание переписывать учебник или делать десять упражнений подряд, а сам общается во «ВКонтакте». А знаете ли вы, как проходят уроки у вашего ребенка и какой пример ему подают педагоги?
Почему полный запрет абсурден
Любопытно изучить результат зарубежного исследования, опубликованного на YouTube-канале Participant: «70% учителей задают домашние задания, требующие доступа к интернету. Однако пять миллионов семей с детьми школьного возраста не имеют дома доступа к высокоскоростному интернету. Что же происходит с детьми, чьи жизненные обстоятельства не позволяют им легко получить доступ ко всему, что может предложить интернет?» Вывод исследования: без гаджетов время выполнения заданий растягивается в разы, если не на порядки.
Без интернета и гаджетов на задания уходит гораздо больше времени: ученику приходится перебирать энциклопедии, изучать словари и часами сидеть в библиотеке. При этом, по данным исследования Ирины Осмоловской для конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования», у школьников может уходить до семи часов на домашнюю работу, что является превышением норм из СанПиН 1.2.3685–21.
Кроме того, есть разница между тупым страхом и бессилием перед взрослым, который может наказать за неподчинение, и уважением, мотивирующим прислушиваться к родителю и выполнять просьбы. Если запрет регулируется правилами, многое становится результатом действий ребенка. При полном или необоснованном запрете мотивация на обход значительно выше.
Есть еще один момент: сегодня соцсети используются и для связи с учителями по учебным вопросам, и для развлечений. По этой причине, в частности, в сервис «Контур.Класс» мы добавили возможность ученика и учителя задать друг другу вопросы о задании, не выходя из учебного приложения в соцсети. Ведь каждый переход туда угрожает тем, что ребенок пропадет на часы, а вопрос так и не задаст.
Помогут ли приложения контроля
Поискать подходящее приложение можно по запросам «как не отвлекаться на соцсети», «ограничить соцсети прокрастинация», «программа для отдыха глаз» или «программа для отдыха при работе за компьютером».
Сейчас в смартфонах бывают даже «вшитые» решения. Например, на Android можно найти в настройках «Цифровое благополучие», где на диаграмме указано, сколько времени в каком приложении было потрачено, сколько раз телефон был разблокирован. Там же можно и подключить родительский контроль от Google Family Link.
Что касается защиты детей от нежелательной информации, таким вопросом занимается SkyDNS. У них есть черный и белый списки сайтов, которые постоянно пополняются и проверяются. Сервис ограничивает для Сети доступ к нежелательной информации.
В этом вопросе следует учесть три момента:
1. Ребенок может обойти такую блокировку, когда станет достаточно подкованным в ИКТ (информационно-коммуникационные технологии. — Прим. ред.). То есть это ограничение больше подходит для детей младшего возраста.
2. Такая проблема актуальна и для взрослых. Даже кое-кто в «Контуре» пользуется подобными техническими решениями, чтобы ограничить себе доступ в соцсети.
3. Ограничение доступа в соцсети во время учебы — это не то же самое, что делать форсированные перерывы в занятиях за гаджетом. Решения есть разные, и надо подбирать программу исходя из требований.
Способы решения проблемы
В первую очередь взгляните на себя. Ваш ребенок не верит в то, что нужен порядок, режим дня и цифровая гигиена? Покажите ему на своем примере, что в этом хорошего. Если режим дня составлен согласно правилу «делу время, а потехе час», то на то, чтобы просидеть в смартфоне шесть часов, времени просто не останется.
Если ребенок убежден, что всё успевает, не спешите спорить и убеждать в обратном. Лучше составьте свой режим дня, насыщенный делами, и постарайтесь ему следовать, например в выходной. Действовать можно по такому алгоритму:
Покажите ребенку свой распорядок дня и списки дел. Задача — впечатлить ребенка списком дел и их разнообразием.
Следуйте плану. Дайте ребенку понаблюдать за тем, как вы справляетесь с делами.
Уже через пару дней невзначай спросите его о том, что за это время успел сделать он. Ребенок должен осознать, что очень мало. Расскажите ему о том, что успели сделать вы, чтобы он увидел разницу.
Предложите ребенку попробовать повторить ваш успех, но уже с соблюдением режима.
Далее составляйте списки дел на день вместе и следуйте планам. Иногда для соревновательности сравнивайте, кто успел сделать больше.
Используйте и так называемый разрешающий запрет. Формула проста: ребенок может сидеть в гаджете и соцсетях или играть, но только во время или после какого-то дела. Например, разрешено смотреть сериалы, но только во время занятий на велотренажере, или долго играть в выходные, если всю неделю чадо не опаздывало в школу. Этот договор лучше заключить письменно и учесть в нем лазейки, добавить условия и ограничения, в частности по времени. Следует также договориться о сроке действия и о том, когда можно будет внести правки.
Другой вариант — скомбинировать технический подход и разрешающий запрет. Отключите звук на ПК или телефоне, чтобы ребенок не смог включить его обратно. «Залипать» во многие игры или смотреть YouTube станет скучно или просто невозможно. Возвращать звук можно после выполнения каких-то условий.
Еще лучше убрать с глаз смартфон. Есть исследование, согласно которому простое присутствие телефона на столе отвлекает от выполнения поставленной задачи. Это влияние варьируется, так как у людей разная степень зависимости от устройств. Правда, может наступить и обратный эффект. Как пишут исследователи, у сильно зависимых и умеренно зависимых пользователей беспроводных мобильных устройств от разлуки с гаджетом со временем нарастает беспокойство. Потому важно следить за эффектом, и если он обретает свою негативную сторону, то не использовать этот способ. Взамен можно отключить уведомления (справка о настройке для Apple и для Android).
Если не помогло, попробуйте сменить рабочее место ребенка. Порой заниматься там, где привык развлекаться, тяжело физически. Поэтому можно купить новый стол или значительно изменить текущее рабочее место. Конечно, в первое время потребуется контроль, однако уже через месяц ежедневного соблюдения дисциплины привычка с высокой вероятностью закрепится.
Другой вариант — поставить рядом с Windows Linux и логинить ученика для работы в Linux, лишив возможности выключить его. Надо поставить пароль на Windows и логинить ребенка туда только после выполнения дел. До поры до времени ребенку будет сложно поставить на Linux игры или сбросить пароль в Windows, а вот офисные программы там работать будут. Единственное «но»: при открытии презентации в Windows может «поехать» текст. Научите ребенка сохранять копию презентации в PDF. Это полезный навык, который убережет от казусов в [дальнейшей] жизни.
«Стоит отметить, что ни один способ не будет работать, если вы сами подаете дурной пример»
Они не будут работать, если вы не следуете правилам или требуете от ребенка больше, чем делаете или чем может сделать он. Важно понимать, что если вы дали какое-то обещание, его следует выполнить. Это касается и поощрения, и наказания. И если про поощрение ребенок напомнит сам, то забывать про обещанные наказания — педагогическая ошибка. Если вы будете пугать, но не будете следовать своим же угрозам, рано или поздно такое поведение уничтожит дисциплину.
Согласны с автором?
Компьютерная игровая зависимость может вызвать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. К такому выводу пришли психологи УрФУ, которые изучили поведение 44 детей в возрасте 6–7 лет.
Прочитайте также интервью с экспертом по безопасности — о том, что следует блокировать в детском смартфоне.
А еще изучите советы экспертов по детской интернет-безопасности «Лаборатории Касперского». В интервью E1.RU они рассказывали, куда можно зайти по ссылкам во «ВКонтакте» и какие правила общения в интернете дети должны знать как таблицу умножения.