У мамы 12 детей Екатерины Кириченко по решению суда забрали земельный участок в Тугулыме. Несколько лет назад его выделила администрация района. Об этом «подарке» рассказывали местные газеты, но оказалось, что чиновники ошиблись с расчетами и выделили Кириченко и еще 12 многодетным семьям землю, которая принадлежит лесному фонду.
Большинство из подаренных участков — это лес с огромными вековыми соснами. Рубить их — уголовное преступление, и строить здесь ничего нельзя. Семьи узнали о таком сюрпризе не сразу. До этого они пять лет (а кто-то и дольше) платили земельный налог, копили деньги, чтобы начать стройку, покупали стройматериалы. Катя с мужем и 12 детьми жили в полутора комнатах деревенского дома. Собирались построить большой дом, потом им сообщили, что их участок в лесоохранной зоне. Уральский меценат Игорь Алтушкин, узнав про эту историю, подарил семье трехэтажный дом в Березовском.
Год назад Екатерина Кириченко получила судебный иск от Департамента лесного хозяйства. Точно такие же извещения пришли и другим многодетным родителям, которым когда-то подарили участки. Суть иска в том, что земля находится в собственности незаконно. Несколько месяцев родители ходили на судебные заседания. Районную администрацию, по вине которой всё случилось, не стали беспокоить и привлекать к процессу в качестве третьего лица.
— Сроки для обжалования этого решения мы пропустили, — рассказывает Екатерина. — Приехали за решением суда в Тугулым, когда уже прошли все сроки для апелляции, все-таки мы живем за 300 километров. Остальные родители тоже не стали обращаться в областной суд. Может, не знали, как составить апелляционную жалобу, а может, посчитали, что бесполезно. Вместо этого обратились в прокуратуру, но там тоже развели руками: ничем не можем помочь, ведь есть решение суда.
«Самое абсурдное, что люди из-за ошибки чиновников потеряли право на получение земли»
— Их даже отказываются снова поставить в очередь на землю, якобы они уже этим правом воспользовались. Администрация особо на контакт не идет. Новый назначенный глава района вообще ничего не слышал о такой проблеме и что делать, не знает, а люди тоже не знают. Больших денег на юриста, который бы помог в суде, у них нет. Там, в Тугулыме, средняя зарплата продавца — восемь тысяч. Поселок далеко от центра, поэтому там сложнее добиться справедливости, чтобы всё было по закону, — объясняет многодетная мать.
Мы попросили екатеринбургского юриста Павла Невольниченко прокомментировать эту ситуацию: что могут сделать семьи, оставшиеся без земли по решению суда?
— Действительно, обжаловать судебный акт уже нельзя. Он вступил в законную силу. При этом сложно сказать, какое решение было бы вынесено, если бы семьи обжаловали решение первой инстанции. Часто в апелляции или кассации решения отменяются, — объясняет юрист. — У меня в практике, кстати, была подобная ситуация: лесной фонд пугал изъятием земли у моего клиента — якобы это их земли. Но оказалось, что лишь границы проходили рядом, а земля все-таки не принадлежала лесфонду.
По словам юриста, людям нужно идти в суд с двумя другими исками — например, о признании действий администрации незаконными и о взыскании морального вреда и убытков.
— Это вина администрации, они не проверили земельный участок, который передают. Поэтому можно взыскать платежи, убытки, если люди уже что-то начали строить. По моральному вреду вряд ли удастся взыскать очень большую сумму, но что-то можно. Однако обязать в рамках этого иска выдать новые участки нельзя, — считает Павел Невольниченко. — Тут нужен еще один иск, если, конечно, администрация сама не пойдет навстречу, не наделит людей новыми участками. Да, люди использовали право, но обстоятельства изменились, то есть это право у них по сути отобрали, стороны вернулись в первоначальное положение.
СКР после нашей первой публикации про семью Кириченко начал проверку: следователи выясняли, почему администрация выделила людям участки, на которых ничего нельзя строить. Но уголовного дела по итогам проверки не возбудили.