Недавно E1.RU публиковал историю жительницы Екатеринбурга по имени Екатерина, рассказавшую о том, как она подверглась жестокому избиению и изнасилованию со стороны экс-супруга Романа. Несмотря на все доказательства (справки врачей, судмедэкспертизу, показания свидетелей), следователи ни в какую не хотели заводить уголовное дело на ее «бывшего» — возможно, потому что он был учредителем и игроком одной из любительских хоккейных лиг, где играют чины из силовых ведомств. Зато дело завели на нее — за ложный донос. Помогло только вмешательство главы регионального Следственного комитета Михаила Богинского: теперь на бывшего мужа заведено уголовное дело по статьям «Изнасилование» и «Угроза убийством».
На момент подготовки материала сторона обвиняемого (его мать, сестра и адвокат) отказывались от комментариев. Но после того, как статья вышла в свет, в редакцию обратилась сестра арестованного Анна со своим мужем Георгием (сам Роман не может общаться с прессой, так как находится под домашним арестом). Они убеждены, что Екатерина всё врет и что вся история выдумана ею, чтобы отнять квартиру у бывшего супруга. В доказательство этого они указывают на странности и нестыковки в этой истории, рассказывают о супружеских изменах Екатерины и, возможно, употреблении ею психотропных веществ. E1.RU публикует их версию, оставляя читателям возможность самим решать, кто здесь прав и как всё было на самом деле.
— Рома и Катя знакомы со студенчества, — рассказывает сестра Романа Анна. — Это Рома настоял, чтобы она вернулась из Чехии, где училась. Они начали жить вместе, у них была шикарная свадьба в Грузии. Она вернулась с ребенком, но Рома принял его как родного — стал его крестным отцом. Мы все полюбили этого мальчика и относимся к нему как к Роминому сыну. А после двух лет брака у них родился общий сын.
Родственники Романа признают, что у него с Катей в последнее время был разлад. «Он начался в том числе из-за того, что в их отношения постоянно вмешивалась теща — мама Екатерины Анна Анатольевна Бриненко, — считают они. — Она изначально невзлюбила Рому, потому что он слишком независим, а она — бизнесвумен, владелица типографии ATgroup. Катя работает у нее и полностью зависима от матери».
По словам родных Романа, несмотря на разлад с Катей, он продолжал заботиться о семье и детях: снял себе квартиру этажом ниже, чтобы удобнее было смотреть за детьми — покупал им продукты, готовил им еду, сидел с ними, водил на занятия. При этом переводил жене деньги на ипотечные взносы за их общую квартиру (сперва сумма была более 40 тысяч в месяц, потом Катя уменьшила ее, использовав маткапитал, но не сказала об этом Роме). По мнению родственников Романа, эта квартира и стала в итоге причиной его уголовного преследования. «Еще до конфликта планировалось, что он откажется от своей доли в пользу детей, — вспоминает Аня. — А когда все случилось, они воспользовались ситуацией, чтобы эту квартиру забрать».
О том, что между супругами произошел конфликт, родные Романа узнали на следующий день, 19 декабря.
— Мама сказала мне, что Рома задержан полицией и что Катя подала на него заявление, — вспоминает Аня. — Что за конфликт, мы не знали: ранее по поводу каких-то ссор, тем более с рукоприкладством, Катя никому не говорила. На вопрос моей мамы: «Как там наши малыши?» теща сбросила фотку ребенка, наряжающего елку. И ни слова о том, что случилось.
Вечером того же дня, когда Катя и Рома давали показания в СК, Ромина сестра Аня с мужем Георгием приехали в коттедж к Катиной маме. «Она спокойно пила чай на кухне, в доме играла музыка — была тихая спокойная атмосфера, — рассказывает Аня. — Нас встретил старший ребенок Кати — он был очень радостный в ожидании Нового года. Гоша пошел с ним играть».
— Катя рассказывает в статье, что у мальчика нарушена психика… Так вот, в тот вечер он был спокойный, игривый, дразнился — я не заметил никаких изменений в его поведении, — говорит Георгий. — Я стал спрашивать: «Как дела у мамы? У папы? Что делал вчера?» — он ответил, что играл в хоккей. Какой-то подавленности, испуга у него не было. Я, конечно, не психолог, но не может шестилетний ребенок так скрывать [переживания]! Кстати, на следующий день после конфликта Роман остался ночевать с детьми, а позднее старший не раз просился ночевать к отцу.
Пока Гоша говорил с мальчиком, Аня в это время общалась на кухне с тещей и тоже обратила внимание на ее спокойствие. «Она постоянно с кем-то говорила по телефону, выходя при этом из кухни, — вспоминает Анна. — Потом очень спокойно сообщила, что произошла ссора и стала описывать произошедшее со слов Екатерины. Но я не верила ей: это было похоже на разыгранную сцену. У нее даже слез не было!».
Странным Анне и Георгию кажется и поведение самой Екатерины в момент инцидента. «Очень странно, что во время ссоры она обратилась к другу Ромы. Почему не позвонила своей маме, маме Ромы, нам, в полицию? — недоумевает Георгий. — Почему пошла туда только на следующий день? Мужик двухметровый тебя лупит — так беги оттуда скорей! Если бы надо мной так издевались, я бы выбежал, стал бы стучать по дверям, звать на помощь и вызывать полицию. И, если бы меня били пять часов, у меня бы точно было время сообщить кому-нибудь об этом».
По словам самого Романа, у него с Катей произошла семейная ссора после того, как он увидел в ее телефоне сообщение от постороннего мужчины. Однако он ее не бил, скорее это была потасовка.
— Она сама на него нападала — пыталась забрать у него телефон, и когда мой брат отмахивался от нее, нанес ей удар, — объясняет Анна. — Если бы он действительно ее бил, у нее были бы серьезные переломы. В ее рассказе есть фраза, что он с седьмого удара сломал ей нос — да он бы с одного удара сломал ей его! Катя в Следственном комитете дала объяснения, что ее заявление было местью Роману за то, что у него на стороне есть ребенок. Роман нам потом сказал, что она забрала заявление и они помирились.
В искренность жуткого рассказа Екатерины Аня и Гоша не верят, указывая на целый ряд странностей и нестыковок. Например, в январские каникулы (спустя 2–3 недели после конфликта) Катя и Рома продолжали спокойно общаться. «Он по-прежнему водил старшего ребенка на тренировки, в садик. Когда Рома приходил в квартиру, она встречала его в трусах и совершенно не боялась», — замечает Аня. «Он приносит ей продукты, она просит его купить вино, встречает его в полураздетом виде. Он приводит детей, кормит их, смотрит с ними хоккей, — добавляет Гоша. — Конечно, он не остается там на ночь, но находится в квартире, и она его не выгоняет».
При этом, несмотря на жалобы о якобы тяжелых травмах, Екатерина ведет активный образ жизни: катается на горных лыжах, прыгает с парашютом, занимается йогой с детьми.
Еще более странным кажется, что Екатерина, обвинившая супруга в жестоком избиении и изнасиловании, в декабре-январе спокойно отпускала с ним обоих детей на занятия и даже в другие города. «Рома ходил с ними на выставку роботов, в баню, водил их на скалолазание, на каток», — вспоминает Аня. «26 декабря Катя отпускает Рому со старшим сыном в Москву на мастер-класс знаменитого хоккеиста Яшина на катке на Красной площади, — говорит Георгий. — А потом отпускает обоих сыновей на север в Новый Уренгой — к бабушке (маме Романа) — у нас много фотографий, как дети отдыхали у нее. И почему-то тогда Катя не боялась, что детей у нее отберут, как заявляет сейчас».
По мнению родственников Романа, всё происходило так (несмотря на ссору), поскольку Катя и ее мама в тот момент надеялись получить с Ромы и его родных 3 миллиона 700 тысяч рублей — невыплаченную стоимость квартиры (позже выяснилось, что после внесения маткапитала долг по ипотеке уменьшился до 2 миллионов 800 тысяч, но Катя и мама об этом умолчали). Первые переговоры про деньги состоялись еще накануне Нового года.
— Ночью 30 декабря моей маме позвонила Анна Анатольевна и стала требовать денег, — говорит Анна. — Записи разговора нет, но есть переписка от 7 января о том, что Роман не сделал платеж по ипотеке — там речь идет про эти 3,7 миллиона. Эти деньги нужны им, чтобы погасить ипотеку и продать квартиру, которая стоит уже не 4,5 млн, как ее покупали, а семь. Считаю, что вся эта ситуация была спровоцирована тещей — это был хитрый план и умышленный шантаж: в конце того разговора она прямо сказала моей маме, что заявление об изнасиловании «находится в архиве».
Однако родные Ромы не пошли «на сделку», после чего риторика общения экс-супругов полностью поменялась. «После того, как они поняли, что денег не получат, решили возобновить Катино заявление, и пошла раскрутка всей истории, — говорит Анна. — Катя и Анна Анатольевна перестали слать нам по вотсапу в нашу семейную группу фотографии детей, а 11 марта вообще закрыли нашу общую группу в вотсапе».
— Рома резко стал для Кати врагом № 1, — добавляет Гоша. — Она сменила замки в двери, не дает ему общаться с детьми, не дает их бабушке. «Старшего ты вообще больше не увидишь — забудь», — сказала она Роме. Придя в мае на суд [по аресту Романа], она говорит, что боится его. Кого ты боишься? Ты четыре месяца назад в трусах его встречала и ждала с вином!
При этом, по словам родных Ромы, сама Екатерина вовсе не была порядочной женой. «Когда они жили с Ромой, она частенько возвращалась домой под утро, нетрезвая, — рассказывает Анна. — Есть фото, выложенное в Instagram одним из ее любовников, как она сидит у него на шее. К снимку была его подпись: «На рыженьких потянуло!». Прошлым летом мы гуляли с собакой на Шарташе и видели, как она одна в компании трех незнакомых нам мужиков жарила шашлыки. Мы были очень удивлены, так как знали, что Рома в этот момент сидит дома с детьми. Есть и другие факты: мы не можем рассказать всего, но в СК имеются материалы, подтверждающие, что она вела аморальный образ жизни».
Но больше родных Романа поразила «пиар-кампания», развернутая Екатериной недавно — уже после того, как его арестовали (это произошло 5 мая).
— Она накладывает грим [будто ее избили], выкладывает это фото в Instagram и пишет: «Я не хотела умирать». Почему сейчас, через полгода после случившегося? — недоумевает Анна. — Что за цирк с укладкой грима? Ей нужен пиар и роль жертвы, но для нас это какой-то фарс. Мне кажется, у человека уже отклонение. Есть данные, что она пьет феназепам и с 2018 года наблюдается у психотерапевта.
— С ее стороны начались уже какие-то провокации: на днях она написала Ане: «Зачем ты встречаешься с журналистом? Погнали на "Прямой эфир"!». Пыталась создать проблемы у Ани на работе — позвонила и сообщила, что та сливает информацию по остаткам ее счетов мошенникам (Анна работает в банке. — Прим. ред.). Хотя у моей жены в принципе нет доступа к счетам клиентов. Ей пришлось оправдываться перед службой безопасности банка и писать объяснительную, — рассказывает Георгий.
При всём этом Роман, по словам его родных, даже будучи арестованным, не держит зла на экс-супругу. «Если бы произошел пожар или какая-то экстренная ситуация в доме, где находятся мои дети, моя бывшая жена и теща, я бы первым бросился туда и вытащил бы их, — говорит он своим родным. — И детей, и бывшую жену, и даже тещу, потому что это мои дети, мама моих детей и ее мама. Можно ведь как-то общаться дальше, поддерживать отношения, развивать наших детей. У меня нет ни к кому ненависти».
Также мы публиковали анонимную историю екатеринбурженки, которую бил и унижал любимый человек. Тридцатилетняя женщина поделилась тем, что она пережила за год абьюзивных отношений.
О том, как на Урале помогают женщинам бежать от мужей-насильников, нам рассказала руководитель общественной организации «Аистёнок» Лариса Лазарева.