Семья из Первоуральска обвиняет школу в том, что одну из учениц травили одноклассники, а педагоги создали обстановку, при которой девочка не могла остаться в школе. Девочка (ее имя и имена ее родных мама просила не называть) проучилась в школе № 5, которая в Первоуральске считается статусной, несколько лет. Сейчас она перевелась в другую школу, и только недавно стали известны подробности того, что с ней происходило в три предыдущих года.
Сейчас девочке 15 лет, когда ей было 9, она заболела.
— Нас госпитализировали в онкогематологию, 10-летие она отмечала в больнице, мы ей не говорили, что у нее онкология, — рассказывает мама. — Мы говорили, что проблемы чисто гематологические, с кровью. Мы просили врачей не говорить ей. Чтобы она понимала, что всё нормально, все поправимо, ничего страшного.
В больнице девочка окончила 4-й класс, там был преподаватель. После лечения она могла остаться дома, на индивидуальном обучении. Было лето на то, чтобы принять решение, нужно ли возвращаться в школу. После химии девочка была почти без волос, бровей и ресниц, очень худая, с младшим братом, с которым у нее несколько лет разницы, они тогда выглядели как близнецы.
— Оба были с короткими стрижками-ёжиками, но она боец, она сказала — пойду в школу, и мы ее поддержали, решила показать всем, что она живая, — рассказывает мама.
Классного руководителя предупредили о слабом здоровье, попросили, чтобы, по возможности, к ней относились бережно, объяснили, что главное сейчас — не оценки, а здоровье ребенка, пусть будет середнячком в классе, а класс был с математическим уклоном, главное — чтобы не было рецидивов. Педагог, как показалось родителям, отнеслась к ситуации с пониманием.
— Вскоре мы заметили, что желания учиться у дочери нет, — говорит мама. — Успеваемость плохая, двойки, тройки, девочка стала закрытой, неразговорчивой. Но оценки для нас не имели особого значения. Мы старались дома создавать спокойную доброжелательную атмосферу. А уже в седьмом классе мы поняли, что совсем плохо. И оценки совсем испортились, и дочка стала закрытой, перестала с нами разговаривать, не разрешала подвозить ее в школу, даже в самый лютый мороз. Честно, мы даже боялись самого худшего, суицида боялись. Ходили в школу несколько раз, и всегда нам говорили, что девочка хорошая, всё нормально, просто переходный возраст, вы потом не узнаете ребенка.
Чтобы подтянуть учебу, родители нашли репетиторов. Они тоже говорили, что не всё так плохо, девочка с головой дружит, и всё будет нормально. При этом каждое утро школьница продолжала твердить, что не хочет идти на учебу, друзей среди одноклассников у нее не было.
Скандал начался после тестирования — его проходили ребята в математическом классе. По его итогам определялось — останется ребенок в математическом классе или нужно переводиться в другой. Девочка тест не прошла. Узнав об этом, родители стали выяснять у классного руководителя — что случилось? Ведь их дочь не считали самой слабой ученицей в классе, она была средненькой, с ней занимались репетиторы, почему же так вышло? Педагоги, как говорят родители, только руками разводили — мол, бывает. При этом саму тестовую работу отдавать родителям посмотреть и изучить отказывались.
А потом случилось по классике — скандал с родительским чатом. В соцсети появились скриншоты переписки родителей параллельного класса, куда должны были перевести учеников, проваливших тест в «А» класс. Скриншоты разлетелись по Сети еще до того, как вообще был решен вопрос о переводе, и то, что говорили про их дочь совершенно посторонние люди, шокировало родителей.
— Там рассуждают о том, что в класс придут «слабые», как они пишут, дети, переведенные из-за несданных тестов. Какая-то мама пишет «слабые дети, еще и с поведением беда», другая отвечает «и ни одного хорошиста». При этом ни эти родители, ни классный руководитель наших детей не знают, не видели, почему они так рассуждают? А классная им отвечает в чате, что ничего не может с этим поделать и «ревет пятый урок» после этой новости. Некоторые прямым текстом пишут, что другие-то дети вроде бы ничего, вот только наша дочь их не устраивает. А потом всем миром договариваются идти к директору, чтобы помешать перевести в этот класс нашу дочь. При этом классный руководитель это поддерживает. А кончается все тем, что якобы директор пообещала решить вопрос о переводе в другую школу. И это всё за нашей спиной.
Семью всё это сильно задело: и то, что девочку хотели отправить в другой класс, и то, что вопрос этот решался без их участия, и то, что посторонние люди обсуждали в чате ребенка как слабого в учебе и с плохим поведением. Тем более что, со слов мамы, никаких вопросов по поведению девочки раньше не возникало.
Всё это заставило и маму, и папу прийти к руководству школы и потребовать объяснений, однако, именно на первой после этой истории встрече они услышали от классного руководителя девочки, что якобы она асоциальна, пьет, курит, учебой не интересуется. При этом тестовую работу, из-за которой ученица не прошла по баллам, родителям так и не показали.
Папа девочки попросил педагога, писавшую в чат класса, что «рыдает пятый урок», встретиться и поговорить лично, а потом написать в чате и успокоить родителей, что с ребенком всё хорошо. Но учитель этого делать не стала. Также родители так и не дождались от школы извинений, в первую очередь — перед самой девочкой, которую всё это очень задело.
История про травлю вскрылась после того, как в гости к семье заглянула инспектор по делам несовершеннолетних. Именно ей подросток призналась, что ее в классе откровенно травили, в том числе и в связи с ее болезнью, называли лысой крысой, говорили, чтоб возвращалась в свою больницу. А однажды, сказала девочка, одноклассники сняли про нее видео, наложили какую-то неприятную озвучку, и ролик ходил по чату класса, в котором сама она, кстати, не состояла — ее туда не включали.
Мама уверена, что профилактикой таких явлений обязаны заниматься учителя, что в нормальном классе в здоровой обстановке такого бы не возникло, что хороший педагог знает подходы к подросткам и никогда не допустит травли кого-то из учеников в классе.
— Она обо всём этом знала и ничего не делала, а нам говорила, что всё хорошо, — считает мама. — Я думаю, она просто делала то, что удобно ей, удобно школе, удобно системе, которая избавляется от неудобных детей в своем статусном матклассе. Мне потом уже рассказывали другие родители, у которых были подобные истории, что это далеко не в первый раз случается в этой школе, которая на самом деле уже давно не статусная и похвастаться хорошими педагогами не может.
У папы и мамы сейчас — целая папка переписки со школой, прокуратурой, местным управлением образования. По совету репетиторов они в конце концов перевели девочку в другую школу, и кажется, у нее все пошло на лад. Но оставить эту историю без ответа они не могут — хотят, чтобы и перед девочкой все-таки извинились, и работу в педколлективе провели.
— А конфликт же не закрыт, — объясняет женщина тот факт, что семья продолжает вести войну со школой, где их дочь уже не учится. — Нам нужны извинения. Нам нужно убедиться, что они поняли — дети в школе должны находиться в безопасном пространстве, школа — это семья, к тому же, младший у нас пока в той же школе учится, не хочет уходить, потому что у него там друзья и очень хороший учитель. Обидно, что эти педагоги не понимают, в чем их вина, что они сделали не так. Мы хотим, чтобы директор с педколлективом провела работу. Я понимаю, в какой тяжелой ситуации была моя дочь, тем более с ее здоровьем. Мы хотим, чтобы она почувствовала, что мы на ее стороне, можем ее защитить, сделать так, чтобы школа не осталась безнаказанной.
Проверки, которые прошли в школе после обращений родителей девочки, подтвердили, что процедура тестирования проходила с нарушениями, это подтвердило ответное письмо от прокуратуры, однако никаких действий за этим так и не последовало.
— Мы знакомы с данной ситуацией, — прокомментировала руководитель управления образования Первоуральска Ирина Гильманова. — Действительно в этом учебном году от родительницы поступали обращения в адрес управления, однако обращения касались процедуры перевода в математический класс. При этом обращений в адрес школы и управления образования, касающихся нездоровой атмосферы в классе и давления на ребенка, со стороны родителей изначально не поступало.
Тем не менее, добавили в управлении, в связи с поступившей информацией проведена дополнительная работа со школами и педагогическими коллективами. Директорам и учителям напомнили о необходимости со стороны классных руководителей вести работу, направленную на сохранение здоровых отношений между учащимися, выявление фактов притеснения и недопущение их развития.
Почитайте колонку психолога Анастасии Береновой о том, чем можно помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга в классе.
А вот здесь мы писали истории о престижных школах Екатеринбурга, из которых родители вынуждены были забрать детей.