Зачастую, листая ленты в социальных сетях, мы видим идеальные образы тех, на кого хотим походить: хорошо подтянутая спортивная женщина, певица с прекрасным макияжем, художница с выверенными движениями рук или идеальная мать. Глядя на фотографии и видео, мы, как правило, забываем, что за всеми этими материалами стоят не реальные люди, а всего лишь образы. В жизни все совсем иначе. Мама и журналист из Екатеринбурга Ольга Беляева в своей колонке рассуждает, как это — быть плохой матерью.
Раньше я боялась говорить, что я плохая мать, потому что соцсети стали местом культа идеальных матерей. Классическая «инстамать» — та, что просыпается уже накрашенной и с укладкой, у нее куча розовощеких, чистых, причесанных ребятишек. Они весь день заняты развивающими играми и всегда слушаются маму. Мама же параллельно готовит по три блюда на каждый прием пищи и совершенно не устает (кстати, без бабушек и нянь), а вечером нарядная встречает любимого мужа с работы и успевает уделить ему достаточно внимания.
Внимание, спойлер: в жизни таких мам не существует. И каждая «обычная» мама, улучившая пять минут для листания соцсетей среди безумного дня с детскими истериками, грязными подгузниками и горой немытой посуды, открывает это и... понимает, что она плохая мать. Что с ней что-то не так, что она не справляется, что рассказать о своем опыте открыто — значит получить критику и непонимание.
Когда я заподозрила тут подвох, я стала разговаривать на эту тему со знакомыми матерями вокруг и поняла, что у всех поголовно одинаковая проблема: «Я не такая хорошая мать, как Маша/Глаша/Даша, за которой наблюдаю в соцсетях».
В какой-то момент меня догнало осознание, что мой инстаграм такой же. По нему можно подумать, что сын и дочь росли ангелочками, а работала в декрете я ради удовольствия и потому, что было прямо нечем себя занять. Параллельно я как раз стала ходить на консультации к психологу и сделала большие успехи в принятии своих несовершенств и неудач. У меня появилась внутренняя потребность и готовность поддержать таких же задолбавшихся женщин, и я завела блог про «так себе мать».
Основной принцип — там только правда. В том числе та, в которой мне стыдно признаваться.
«Когда я впервые накидала контент-план на десяток трешевых тем, я была уверена, что о половине написать так и не решусь. Но они вышли все»
Я пишу про детские истерики, травмы, больные от сладкого зубы, приводы в полицию, зависание с гаджетами. Рассказываю, как не дарила подарки, не водила на елки и прогулки, как адово «отдыхала» одна с детьми на море.
А в ответ люди пишут и пишут, что у них случается то же самое дерьмо, что они годами живут с теми же проблемами. Они искренне восклицают: «Ура! Я не одна такая». Они с радостью делятся своими выстраданными лайфхаками, как справиться с трудностями, о которых раньше их никто и не спрашивал. При этом от нескольких бездетных подписчиков (мужчин в том числе) я слышала, что теперь они будут еще тщательнее готовиться к заведению детей. И слышала благодарность от них, что я рассказала, как на самом деле бывает по ту сторону роддома.
Есть еще один, бонусный, эффект. Когда какая-то проблема из описанных мной не коснулась какой-нибудь моей подписчицы, я получаю комментарий вроде: «Ой, так мне, оказывается, повезло с ребенком!» И в этот момент я очень рада, ведь я именно этого и хотела: заменить ощущение ущербности от просмотра глянцевых вылизанных аккаунтов знанием того, что тебе с твоим ребенком повезло.
Ради такого результата я готова изо дня в день признаваться, что я так себе мать. И, как это ни парадоксально, это заодно повышает и мою материнскую самооценку.
Согласны с автором?
Почитайте также колонку руководителя детского сада Ксении Марьяненко. Она рассказала об адаптации детей в коллективе, а также о проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учебных заведениях, а еще о том, почему вредно заставлять детей делиться своими игрушками.