Екатеринбурженка Ирина Тебенева разобралась в отличиях четырех поколений: беби-бумеров (рожденных в 1945–1964 годах), «иксов» (рожденных в 1965–1983 годах), «игреков» (рожденных в 1984–2002 годах) и Z (рожденных в 2003–2021 годах). Этой колонкой она продолжает серию заметок о ценностях поколений. В прошлый раз она рассказывала о том, как разные поколения относятся к гендерным стереотипам. В этот раз Ирина Тебенева порассуждала на тему отношения к религии.
Если брать понимание религии, то к ней мы можем причислять различные учения, соответствующие нескольким признакам:
вера в чудодейственные силы;
наличие предметов поклонения;
некая структура представлений, описывающая первые два пункта.
«Зачем человеку нужна религия? Чаще всего это свод правил, который может стать жизненной опорой»
Кто-то этот свод принимает на веру и следует, а кто-то ищет свой путь, который, возможно, тоже приведет в религию, но через жизненные испытания.
Могли ли беби-бумеры, то, первое «настоящее советское поколение», которое при рождении заставляли верить в Партию и Светлое будущее, быть религиозными? Большевики очень грамотно заменили традиционные верования народов, населяющих СССР, своей — коммунистической [религией]. С настоящим божеством посреди Красной площади, символами в виде серпа и молота, и Раем в виде идеи коммунизма. Их религией и было построение коммунизма. Нет, традиционные церкви или мечети, конечно, были им знакомы, советская власть далеко не все такие здания переделала в бассейны, клубы или библиотеки, но скорее они воспринимались как пережиток прошлого.
В середине войны в 1943 году были существенные послабления церкви, были восстановлены некоторые религиозные организации, но скорее это все-таки отразилось на отношениях государства с более старшим поколением. Ну и, конечно, священнослужители часто были служителями НКВД.
Для беби-бумеров традиционная религия скорее была признаком «ушедшей отсталой эпохи», в церковь они могли попасть если только случайно и из любопытства. Им труднее всего пришлось, когда коммунистическую религию у них отобрали, они же максимально восприимчивы к ее возврату. Часто верят в старые средства воздействия: «по телевизору же сказали» или «я же в газете прочитал». Все-таки с «молоком матери» впитали. Во взрослом возрасте, после падения СССР, могли обратиться к разным религиям.
«Иксы» тоже впитали коммунистические ценности и побывали в советской религиозной иерархии октябрятами, пионерами, а большая часть «иксов» — даже комсомольцами. При этом они стали самыми внушаемыми по части религии. Они росли тогда, когда призрак коммунизма уже не бродил, начали существовать двойные стандарты: на работе и в школе религия коммунизма еще присутствовала, а дома на кухне — всячески обесценивалась. Постепенно стало модно «верить в Бога», «ходить в церковь». «Иксы»-дети стали больше разбираться в традиционных религиях, чем их родители беби-бумеры. Они же стали массово обращать своих детей «игреков» и «зетов» в религию «по рождению», когда не столько соблюдаются религиозные традиции, сколько важно причислить своего ребенка к той или иной конфессии. Выбрать крестного или крестную, совершить обряд и носить крестик.
«Свободные времена» наводнили мир различными верованиями, учениями, магией. Кашпировские и Чумаки, предсказатели, колдуны, гадалки стали частью обычной жизни.
«Чтобы найти свои жизненные опоры, «иксы», а вслед за ними и «игреки» имели возможность выбрать себе религию. Многоконфессиональность стала нормой»
Сделало ли это российскую нацию глубоко верующей? Вряд ли.
В Европе и России наблюдается резкий спад интереса молодежи к религии. Эта тенденция и среди прихожан, и среди священнослужителей, такую профессию просто перестали выбирать.
Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — 9%. По 1% у иудаизма и «остальных религиозных течений». Что интересно, лишь 4% верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях.
«Зеты», как и их бабушки и дедушки беби-бумеры, скорее атеисты и в качестве религии выбирают что-то иное. Вместе с легальной религиозностью развивается психотерапия как альтернативный способ очищения души. У современных «зетов» психолог был уже с детского сада, соответственно, обращение к психологу, если у тебя какие-то проблемы, является для него естественным. Он уже не идет в церковь покаяться, ему привычнее решить проблему с психологом или коучем. Во что же верят «зеты»?
Воспитывали их в стиле «детоцентризма», когда интересы ребенка были и являются самыми главными в семье. Они слышат: «ты — самый умный», «самый талантливый», «самый красивый».
«В качестве кумиров и объектов для подражания навряд ли «зет» выберет Иисуса, для него будет ценнее блогер или тиктокер»
Именно социальная сеть TikTok занимает умы подростков. Даже по официальным данным, 43% пользователей этой сети — «зеты» 13–17 лет, на практике же пользователи младше 13 лет просто не попадают в статистику, потому что регистрируются с ненастоящим годом рождения.
На деле «зеты» начиная с младшего школьного возраста «болеют» идеей прославиться, фанатеют от известных тиктокеров и, подобно религиозным ритуалам, вовлекаются в многочисленные челленджи. Они готовы часами разучивать танец, репетировать и выкладывать. Высокая технологичность современной жизни и гаджетомания создали реальную пропасть с традиционными ценностями мировых религий. Тут либо религиям осовремениваться, либо забыть о молодой аудитории. Либо вспомнить историю и ждать тех времен, когда в религии опять станут нуждаться как в жизненной опоре для человечества, но этого дождаться не хотелось бы.
Почитайте также колонки Ирины Тебеневой про то, как разные поколения относятся к недвижимости и жилью, про то, как они относятся к образованию.