В нашем очень скрепном городе на карте России только ленивый не поспорил на минувшей неделе про семейные ценности. В городе прошел фестиваль «Скрепа», где агитировали (как умели) за большие крепкие патриотичные семьи. Между тем, говорят социологи, молодые екатеринбуржцы вовсе не торопятся обзаводиться домашним очагом и кучей ребятишек. И даже к представителям сообщества чайлдфри, которое агрессивно осуждали на заре их появления в России, нынешние молодые люди относятся очень толерантно. Это выяснила Эльнара Гараева, аспирант-социолог, которая несколько лет изучает тему для диссертации.
Эльнаре 27 лет, она аспирант кафедры социологии и управления Уральского института управления РАНХиГС, совсем скоро ей предстоит защищать диссертацию на тему «Добровольная бездетность в современной России». Эльнара уверена, что превратное представление о людях, которые осознанно выбирают жизнь без детей, менять можно и нужно.
— Я с 14 лет жила одна, мамы не стало, когда мне было 14. Я жила в Нефтекамске, это небольшой город в Башкирии. Многие думали, что от такой свободы я начну гулять, заброшу учебу, рано выйду замуж. Но я решила, что должна сама встать на ноги. Так что я сумела взять себя в руки, поступила в Екатеринбург, в РГППУ, отучилась на социолога, а потом решила продолжить и защитить кандидатскую. Про добровольную бездетность я как-то делала доклад и, углубившись в эту тему, поняла, что мне это интересно, что идея чайлдфри мне не чужда, в 2017-м я предложила тему в Уральском институте управления. А в прошлом году мы на кафедре по этой теме выиграли аспирантский грант.
Это люди, которые осознанно отказываются от рождения и воспитания детей, — объясняет нам девушка, кто такие чайлдфри с научной точки зрения. — И мы выделили несколько категорий. Во-первых, это временно бездетные, пожалуй, к этой категории я могу отнести и себя — те, кто выбирает бездетность сейчас, но не исключает, что когда-нибудь это изменится.
«Я всегда привожу пример Ксении Собчак, которая раньше позиционировала себя как чайлдфри, но в итоге родила ребенка»
Что-то в жизни поменялось — изменились обстоятельства, появился партнер, и они уже не чайлдфри. А еще есть вынужденно бездетные — те, кто не может иметь детей по медицинским показаниям и другими причинам.
— Но есть же те, кто точно может, но осознанно не хочет иметь детей?
— Это добровольно-сознательные бездетные — они остаются таковыми до конца репродуктивного периода. Сюда же можно отнести тех, кто делает стерилизацию. Одна респондентка представила мне даже справку, ей было 35 лет, и она сделала добровольную стерилизацию, только не в нашей стране. И есть еще группа добровольно-вынужденных — это те, кто отказывается от родительства под влиянием партнера, когда муж или жена не может или не хочет иметь детей, и второй партнер с этим соглашается.
— Почему вообще люди выбирают бездетность? Как они это объясняют?
— Может быть много причин, и, как правило, на выбор влияет сразу комплекс факторов. Например, экономические причины — это понятно. Урбанистический фактор — люди переезжают в города из маленьких населенных пунктов, их ценности, приоритеты меняются. Гедонистические причины — когда детей не заводят потому, что хотят жить в свое удовольствие, путешествовать и так далее. Конечно, фактор карьерный. Женщины нередко отказываются от материнства, потому что опасаются за здоровье свое и ребенка, это рискологический фактор. Иногда детей решают не заводить из-за случившейся когда-то психотравмы.
«Иногда люди не хотят рожать, чтобы спасти планету от перенаселения»
— У мужчин и женщин разные причины?
— Мужчины намного чаще не хотят иметь детей, чтобы не нарушать свой комфорт, уровень дохода, сложившийся образ жизни. Женщины чаще руководствуются желанием сохранить гармонию в паре, они могут бояться потерять партнера, бояться беременности, родов, бояться за свое здоровье.
— В России такая сильная пропаганда семейных ценностей, родительства, люди, которые участвовали в исследовании, они чувствуют давление со стороны окружающих?
— У кого-то окружающие принимают их выбор, но есть случаи, когда не понимают, считают таких людей эгоистичными. Мы проводили анкетирование среди респондентов от 18 до 35 лет — в этой возрастной группе к выбору чайлдфри относятся очень толерантно, многие понимают и разделяют эти взгляды. Непонимания больше в более старшей возрастной группе. А еще примечательно, что намного больше негативного, агрессивного отношения к чайлдфри в дискуссиях в интернете, в соцсетях, в жизни этого нет.
«Все споры и негатив — в интернете, где часто считают бездетных детоненавистниками»
— А это не так?
— Чайлдфри и чайлдхейт — это все-таки разные люди, далеко не всегда те, кто не хочет иметь своих детей, не любят детей вообще. Иногда такие баттлы в интернете, причем агрессия есть как с той, так и с другой стороны. Сторонников родительства, в свою очередь, пренебрежительно называют овуляшками и так далее. Я состою в этих группах, мне интересно с исследовательской точки зрения. На своей странице во «ВКонтакте», где у меня 9 тысяч подписчиков, я задала вопрос: как вы относитесь к чайлдфри? В большинстве случаев люди говорят, что если идею бездетности им не навязывают, то они воспринимают это нейтрально, кто мы такие, чтобы их судить. Хотя есть и те, кто агрессивно настроен против чайлдфри.
«А больше удивляет, когда и люди, имеющие детей, поддерживают бездетных и саму идею добровольного отказа от рождения детей»
— Раньше считалось, что детей не хотят рожать, потому что не уверены, что смогут их прокормить, — во всяком случае это одна из причин демографической ямы 90-х. Сейчас насколько сильно влияет материальный, экономический фактор?
— Материальная составляющая для добровольно бездетных обычно не на первом месте. Часто люди с минимальным доходом хотят большую семью, и у них есть дети. А те, у кого есть стабильный доход, карьерный рост, становятся бездетными добровольно. Моя мама в 90-е взяла меня в детском доме, у нее не было мужа, даже жилья первое время не было. Но ей хотелось иметь ребенка — это ценностно-рациональный выбор. Так же как и добровольная бездетность. А я сейчас считаю, что для меня важнее встать на ноги, защитить диссертацию, быть уверенной в своем будущем и ни от кого не зависеть — у меня такой выбор.
— А вам не говорят вот эту саму фразу «часики тикают»?
— Буквально месяц назад была в родной Башкирии, раз в год примерно туда езжу. И там, да, одноклассницы, знакомые, подружки — все замужем, у всех по одному ребенку, иногда по два ребенка уже.
«Знакомые мне говорят: "Часики тикают", в том числе мужчины. А вдруг потом не найдешь мужа? Но мне 27 лет!»
У меня все впереди, и прежде всего я хочу иметь уверенность в завтрашнем дне.
— Насколько громко в России, довольно консервативной, традиционной стране, вообще звучит голос движения чайлдфри?
— Намного тише. В Америке, например, добровольные бездетные намного активнее, они выходят на улицы с плакатами, они пропагандируют свою позицию, в Европе есть кафе чайлдфри, кинотеатры, самолеты. Мы в анкете тоже спрашивали, как респонденты относятся к идее таких заведений. Многие поддержали. Причем в том числе и те, у кого дети есть, но кому хочется иногда отдохнуть — не только от своих, но и от чужих детей, с их криками и шумом.
Что думаете вы о добровольном отказе от рождения и воспитания детей? Считаете ли это нормальным выбором сознательных людей или, на ваш взгляд, это проблема для общества? Если вы тоже чайлдфри, расскажите о вашем опыте, почему вы сделали такой выбор и как его принимают другие. Пишите нам в комментариях, и мы обязательно продолжим эту тему.
Как вы воспринимаете людей, которые добровольно отказались от идеи быть родителями?
Почитайте интервью с социологом Натальей Антоновой о том, почему в обществе до сих пор так много стереотипов о семейных ценностях.