— Я приезжала во двор своей бывшей свекрови, где держали моих дочек, и караулила, сидя в машине с утра до вечера. Надеялась, что бабушка выведет детей на прогулку, я выскочу из машины, дети кинутся ко мне, свекровь бы нас не удержала. Но они так и не выходили. Как-то я долго звонила в дверь свекрови. Дочки были внутри, я слышала их голоса. Чтобы заглушить стук в дверь, бабушка включила погромче телевизор, — рассказывает Дарья.
На тот момент, когда женщина обратилась в нашу редакцию, она не видела своих девочек несколько месяцев. Дарья не лишена родительских прав на детей и никак не ограничена в них. По ее словам, бывший муж силой забрал трехлетнюю Таю и шестилетнюю Ярославу (имена детей изменены. — Прим. ред.) и не дает им видеться с матерью. Кто прав, а кто виноват в подобных конфликтах, разобраться сложно. Как это обычно бывает, у каждого из бывших целый букет обвинений против другого. Да еще видеозаписи, скрытые аудиоразговоры, обличающие их в разных вещах. Дарья ведет инстаграм и в последние месяцы в каждом посте рассказывает, что происходит сейчас в ее жизни.
«Чтобы забрать ребенка, вызвала МЧС»
Вот история, рассказанная Дарьей. С бывшим мужем она в разводе уже два года. Ей 31, ему 32. До развода жили вместе шесть лет. Вроде все было неплохо. Строили свой дом в Среднеуральске. Женщина говорит, что расстались, потому что начал попивать.
— Не запойно, конечно, но было неприятно каждый вечер видеть одно и то же: сидит с бутылкой пива, уткнувшись в телевизор. И с работой были проблемы: то в одном месте поработает, то в другом.
После расставания Дарья с дочками уехала жить в свой родной город Каменск-Уральский. Сняла квартиру. Дополнительных исков и споров о том, с кем будут жить дети, и об алиментах не было, бывшие супруги договорились между собой, что девочки будут жить с мамой, а папа будет помогать финансово, и мировая судья развела их. Муж, по словам Дарьи, помогал деньгами первые месяцы, пока она была в декрете.
Потом деньги пересылать перестал. Объяснил, что нет возможности.
— Тогда я сама предложила ему: давай мы переедем в Среднеуральск. Я устроюсь на работу, ты будешь помогать с детьми. Забирать из садика, когда я не успеваю. Он согласился, пообещал снять квартиру. Он увез нас, и за один день мы устроили детей в садик. А вечером он сообщил: никакой квартиры нет. Пойти в наш общий когда-то дом, который строился, когда мы были в браке, я не могла, у него там уже была другая девушка. Меня выгнали на улицу, я ушла к подруге. Дети остались у него. Впрочем, через несколько дней детей привезли. Я устроилась на работу администратором в ресторане.
«Договорились так: пока я на работе, детей из садика забирает бабушка. А дальше случился коронавирус. Рестораны закрылись. Я осталась без работы»
Алименты мне муж так и не платил. Я чудом нашла работу в разгар карантина: администратором в коммерческом медицинском центре. Но так случилось, что начался садовый сезон, свекровь попросила: детей больше не води, у меня начинается сад (садовые работы). Пришлось отвезти детей к маме в Каменск-Уральский. Всю неделю работала, в выходные приезжала к ним. Но однажды муж заявился к маме и просто увез детей к себе.
— До этого не претендовал и вдруг забрал? Что случилось?
— Я решила продать одну из комнат в квартире свекрови. Там была моя доля, купленная за материнский капитал. А что мне еще делать? В наш общий дом я прийти не могла, у мужа там любовь. Деньгами он нам не помогал. Продав свою долю, я могла сделать первоначальный взнос, взять ипотеку и купить свое жилье. Думаю, все дело в этой комнате. Плюс я подала в суд на алименты.
Детей Дарья забрала, пользуясь моментом, когда бабушка гуляла с ними во дворе. Дальше друзья — семейная пара — предложили ей какое-то время пожить у них в большом коттедже вместе с детьми, узнав о непростой ситуации.
— У них двое своих детей, дом был очень большой, со своей детской площадкой во дворе, места хватало всем. С мужем дети общались по видеосвязи, я этому не препятствовала.
Прошло время, конфликт утих, и, когда муж попросил, чтобы дети приехали погостить, она сама отвезла к нему девочек.
— Он отвез их к бабушке. И больше я дочек не видела. Я обращалась в полицию. Но бесполезно, мне отвечали, что он отец, законный представитель, место жительства детей по суду не определено, разбирайтесь сами. Писала, умоляла его нынешнюю девушку помочь мне поговорить с ним.
«У них недавно родился свой общий малыш. Я писала ей: зачем тебе чужие дети? Она отвечала: мне твои дети не нужны, но меня он не слушает»
— Я караулила во дворе, звонила часами в квартиру, мне не открывали. Слышала за дверью детские голоса. Как-то от отчаяния пошла на хитрость: позвонила в полицию, сказала, что дети у бабушки, она не открывает — возможно, ей плохо. Полиция вызвала МЧС — пожарных. Но муж опередил наряд МЧС на несколько минут. Приехал с друзьями. Те вытащили детей из квартиры, а бывший муж удерживал меня. Подруга снимала все это на видео.
Дарья показывает очень неприятные кадры этих разбирательств: детей выносят из квартиры какие-то мужчины, закрывая им глаза руками, Дарью в этот момент удерживает супруг.
В полиции лежат заявления от обоих супругов, которые обвиняют друг друга в побоях.
Недавно младшая дочка Дарьи наконец пошла в садик после карантина.
— Муж достал где-то справку с моей работы, в садик брали, только если оба родителя предоставят справки, что они работают. В первые же дни пыталась забрать младшую из садика. Но он привез какую-то липовую справку, что из садика забирать может только он. Заведующая испугалась, хотя никакой юридической силы у этой бумажки нет. Наше дело сейчас будет рассматривать суд.
«Но судебная волокита длится очень долго, дети отвыкают от меня. Единственный способ — это так же подкараулить и забрать детей»
Пока мы готовили этот материал, дети вновь оказались у мамы. Младшую дочку она несколько дней назад просто забрала из садика и увезла домой. Старшую ей удалось забрать из школы накануне 2 сентября.
— Договорилась с директором школы, она предупредила учителя. Зашла в класс, вывела девочку. Учительница предупредила, что позвонит отцу. Дочка зарыдала: папа меня будет ругать. Успокоила ее, сели в машину и уехали. В машине сидела младшая, они увидели друг друга, обрадовались, обниматься полезли.
«Тащила ребенка к машине босиком»
У мужа Дарьи Константина, конечно же, совсем другая версия. После того как бывшая жена забрала ребенка с уроков, он написал заявление в полицию и прокуратуру.
— Комментировать подробно я в данный момент не могу. Но также готов предоставить документы и видеосъемки. Она вырвала ребенка с уроков на глазах у всего класса. Без верхней одежды, в одном школьном сарафане. Старшая дочь была в одних балетках, а она тащила сопротивляющегося ребенка в машину. Напугала дочку, учителей, они ее до этого ни разу не видели, воспитанием детей она никогда не занималась (старшая дочь Дарьи и Константина только пошла в первый класс, поэтому, возможно, Дарья просто не успела познакомиться с учителями. — Прим. ред.). По пути слетела обувь, дочка была босиком. Мне страшно за то, что сейчас происходит с ребенком. Ее увезли неизвестно куда, я не спал всю ночь, не зная, что с ней, в каком она состоянии.
— Договориться не хотите?
— Я всегда хотел договориться. И никак не препятствовал тому, чтобы видеться, наоборот, уговаривал, чтобы она переезжала жить поближе ко мне, в Среднеуральск, чтобы я мог помочь ей. Она знала, где находятся дети, знала адрес моего дома, но сама не приезжала.
Сейчас идут суды об определении места жительства детей. Гражданская жена написала заявление в полицию о том, что Дарья украла детей у их семьи.
«Собирать компромат на бывших я бы не рекомендовал»
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию екатеринбургского юриста Максима Чернова.
— Если верить статистике, то у нас в стране в такую ситуацию попадает чуть ли не каждый второй брак, — говорит юрист. — Этого можно избежать, если еще при разводе подать иск и определить, с кем будет жить ребенок, установить порядок общения с ним. Мировые судьи споры о детях не рассматривают, подобный иск передают районному судье — он выносит решение. Я бы рекомендовал позаботиться об этом сразу, даже если сохранились хорошие отношения и есть договоренность.
В данном случае этого не произошло, и вот спустя время случился конфликт. И решить его можно только в суде.
Если у одной из сторон есть доводы о том, что проживание ребенка с другим родителем может нарушить права ребенка, повлечь неблагоприятные последствия, нужно обращаться в органы опеки и попечительства и изложить свои доводы. Сотрудники опеки проверяют условия проживания, участвуют в судебном заседании.
«А вот собирать самолично информацию о жизни бывшего супруга или супруги, так называемый компромат, я бы не рекомендовал»
Скрытая видео- и аудиозапись может трактоваться как незаконное собрание и распространение сведений о частной жизни лица, эти действия могут подпадать под уголовную ответственность (статья 137 УК РФ).
В любом случае все видео- и аудиозаписи нужно сначала предоставить опеке, чтобы сотрудники проверили их достоверность и установили, что действительно нарушены условия проживания и воспитания.
Что же до бездействия сотрудников полиции в таких ситуациях, то можно сказать, что они не имеют процессуальных оснований для воздействия ни на одну из сторон. Обе стороны имеют равные права на общение с ребенком. Пока нет решения суда, заводить дела о похищении никто не будет — просто нет оснований.
Самое главное, что хотелось бы донести до участников подобных историй, — это то, что в первую очередь нужно беспокоиться о детях, об их эмоциональном состоянии. Для детей это стресс. Нужно успокоиться, дождаться судебного заседания и предоставить в суд и в органы опеки и попечительства все свои доводы и доказательства.
Бывает, что детей делят не только бывшие супруги, но и зять с бывшей тещей. Прочитайте историю о том, как 18-летний уралец женился на своем педагоге и теперь воюет за детей с их бабушкой.