Многие родители стараются привлекать старших детей к воспитанию младших — сначала нянчиться с малышом, потом вместе с ним ходить в школу. Екатеринбурженка Ирина Казакова считает, что нельзя этим злоупотреблять, и объясняет, почему, в своей колонке. Публикуем ее:
Хотите внуков — воспитывайте своих детей сами.
В смысле не привлекайте старших к уходу за младшими. Такую провокационную мысль я прочитала однажды у кого-то из психологов. И тут меня отпустило по многим вопросам в моей жизни.
Сразу отмечу, что у меня прекрасные родители и замечательный младший брат. Но долгие годы я жила с чувствами вины и обиды. Я искренне считала себя плохой сестрой и плохим человеком, потому что не хотела стирать младенческие пеленки на руках, кормить и одевать брата, укладывать его спать и забирать из садика.
Возможно, моя память многое искажает, но в детстве меня чрезвычайно активно привлекали к уходу за младшим. Так часто случается с девочками, народная мудрость гласит: роди сначала няньку, потом ваньку. То есть девочка, старшая сестра — не ребенок, она нянька. И так считали не только родители, но и все окружающие. На мероприятиях, в компаниях меня часто просили сидеть с малышами. Я это люто ненавидела. И одновременно чувствовала себя очень плохой, ведь мне положено любить детей, быть заботливой. Я же девочка.
Кто-то скажет, что всегда старшие присматривали за младшими, и что тут такого. Ну, когда-то женщины и в поле рожали, и тоже ничего такого не было. Но сейчас мы предпочитаем специально оборудованные учреждения для этих целей. Кроме того, в те стародавние времена и травматизм с детской смертностью были выше, что наводит на мысли. Расскажу одну мою историю.
Брат родился зимой. Мне тогда было девять лет. Меня часто отправляли на прогулку с ним. Я катала большую тяжелую коляску по снегу и льду. Наш дом стоял на горке, и двор с двух сторон переходил в спуски к оживленным дорогам без ограждений. Однажды на развороте перед проезжей частью я не справилась с колеей и уронила коляску на бок, из нее колбаской выкатился мой брат. Младенец даже не проснулся. Я в ужасе закатила колбаску обратно, дотолкала коляску до подъезда и сдала родителям. А кирпичик с названием «плохая сестра» остался мертвым грузом лежать у меня на душе. Мне до сих пор бывает трудно убедить себя в том, что я не злобная самолюбивая эгоистка, а нормальный человек с нормальными человеческими реакциями.
Про инцидент я смогла рассказать маме только через 25 лет. Мы весело смеялись над этой историей, а вот маленькой девочке было когда-то совсем не до смеха.
В статье про синдром старших братьев и сестер я прочитала, что детская психика примерно до 13 лет не способна справиться с такой ответственностью, как уход за ребенком. Потому у старших закрепляется представление, что ребенок — это слишком тяжелая ноша, и они могут надолго откладывать создание собственных семей и рождение детей. В то время как у младших с этим проще. Мы с братом — классический тому пример. Он счастливо женат уже пять лет, а я так и не могу решиться сделать шаг. Еще старшие чаще страдают перфекционизмом, у них выше уровень тревожности и стресса.
И что теперь, не привлекать старших совсем? Привлекать, но, скажем так, «в охотку». Общение с младшим братом или сестрой должно быть в радость, а не в тягость. Старшие дети — тоже дети как минимум до 13 лет, и имеют право на свою детскую жизнь и свои детские дела. Не они решили завести еще одного ребенка, и это не их ответственность.
Ранее Ирина Казакова написала колонку о женском оргазме.