Отца пятерых детей Дамира Сабирова попросили съехать из своего частного дома на Уралмаше. Все дома вокруг уже выкупили и снесли — мужчина остался на этом участке совсем один, но переезжать не собирается. История для Екатеринбурга, да и для всего этого района, не новая — землю присмотрела для многоэтажной застройки и пытается выкупить этот участок вместе с домом крупная компания «Атомстройкомплекс».
С Дамиром мы познакомились на митинге против сноса частного сектора, который прошел перед Новым годом. Он рассказал, что в доме на улице Народного Фронта живет с 1998 года. Сначала семья жила в половинке дома, которую купили, а потом, когда появился третий ребенок — дочка Диана, — они решили, что надо расширяться. Сделали второй этаж и пристрой, сейчас места хватает всем, и, как говорит Дамир, «живут в своем доме и балдеют».
По словам многодетного отца, за сотку земли «Атомстройкомплекс» предлагает ему один миллион рублей, всего у него пять соток. Математика простая: родителям пятерых детей предлагают пять миллионов рублей.
— Рядом жили дедушка с бабушкой, их дочка продала их дом, а родителей в квартиру поселила. Но у них земли больше было — 10 соток, — рассказывает Дамир и показывает на участок, где лежат щепки, которые остались от деревянного дома. — А мы как Япония — земли мало, а народу много (Смеется.). Если бы нас было два человека, дали бы нам эти пять миллионов, то мы бы бросили все и уехали, а нас семь человек! Да и жить в квартире и в своем доме — разные вещи, здесь деревом пахнет, а в квартире бетон, там что?
Дамиру 48 лет, родился он на Уралмаше. Работает водителем-автослесарем. Жена Елена сидит дома с детьми. Старшей дочке Татьяне 25 лет, а младшей — непоседливой Насте — три годика (она самая шумная и разговорчивая в семье).
Сейчас между застройщиком и семьей Сабировых идет суд.
— У нас с соседями дом на двух хозяев, земля была одна, межевания не было. Компания хитростью уговорила соседей оформить на себя половину моего гаража, половину бани, половину дома, что я построил на своей территории. По закону они имели право это сделать, и они оформили, я ведь не знал, что они так могут сделать, — рассказал Е1.RU Дамир. — Если они выиграют суд, то мы будем обязаны отдать половину гаража, половину дома — заберут у нас сотку земли.
После суда на Уралмаше может сложиться такая же ситуация, как в Пионерском. На перекрестке Советской — Уральской стоит дом-обрубок. «Атомстройкомплекс» построил многоэтажные дома, а одну половину дома выкупить так и не смог. Пустующую часть дома Дамира, из которой съехали соседи, тоже, скорее всего, обрубят.
Мысль о том, что их дом останется в окружении многоэтажек, семье не нравится, но говорят: «А куда нам деваться?»
Застройщик освободил почти всю территорию — если бы не дом Дамира, то участок был бы полностью готов для строительства. Если семья и компания не найдут общий язык, то проект будут корректировать.
— На участке в районе улицы Народного Фронта, где запланировано строительство жилого комплекса, остался последний собственник, с кем пока не удается договориться о размере выкупной стоимости объекта — доля второго собственника в том же объекте уже выкуплена компанией «Атомстройкомплекс», — рассказали Е1.RU в пресс-службе компании «Атомстройкомплекс». — Если оставшуюся часть не удастся выкупить по адекватной цене, мы будем вынуждены скорректировать проект застройки и сохранить частный дом. Чтобы часть дома, принадлежащая нашей компании, не стояла заброшенной и не представляла угрозы безопасности жителей квартала, ее необходимо снести. Сделать это мы сможем после того, как в судебном порядке выделим свою часть в общедолевом имуществе.
Соседние кварталы тоже думают сносить и застраивать, но такие планы уже у другой компании — «Астон» (компания экс-главы Орджоникидзевского района Вячеслава Трапезникова. — Прим. ред.). Как только жители узнали о планах застройщиков, то сразу принялись бороться за свое жилье и писать во все инстанции. Дома в этих кварталах — не старые развалюхи, а огромные коттеджи, посмотрите сами.
Частный сектор может исчезнуть из центральных районов Екатеринбурга в течение одного десятилетия. Архитекторы и застройщики считают, что для мегаполиса это положительная тенденция. Земля слишком дорогая, чтобы держать на ней сады и огороды, а вид некоторых подобных поселков оставляет желать лучшего.