В возрасте 1,5–3 лет у малыша ведущей становится предметная деятельность и ему нужны новые игрушки. В этот период ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве. Это, например, складывание пирамидок и матрешек, постройка «домов» из кубиков, закрывание коробок крышками, использование сборно-разборных игрушек. В отличие от манипуляций младенца соотносящие действия требуют от ребенка учета свойств конкретных предметов. Так, чтобы правильно сложить пирамидку надо учитывать величину, иногда и цвет колец. Как правило, малышу очень нравятся соотносящие действия с предметами, но сначала ему необходима помощь взрослого, ребенок еще не может сам сложить предмет из его частей. Покажите малышу, как собирать пирамидку, строить домик из кубиков, вкладывать фигурки в геометрический домик. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и складывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев — очень полезны в этом плане игры с пластиковыми блоками «Лего» или пластиковой же мозаикой. Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями.
Особое место среди игрушек малыша занимают куклы и изображения животных — мишки, зайцы и т.д. Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: случайно увиденная телепередача или бытовая сцена вполне способны подвигнуть его к имитации увиденных действий. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лицо разноцветными фломастерами — это может оказаться следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы. Покажите малышу основные игровые сюжеты, научите качать куклу, возить в коляске, кормить и укладывать в кроватку. При помощи таких игр взрослый также учит ребенка покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим другом для ребенка. Поэтому мягкая игрушка обязательно должна быть хорошего качества, красивой и прочной.
В этом возрасте ребенок осваивает еще и орудийные действия, в которых один предмет используется для воздействия на другие предметы. Первые орудия, которыми пользуется ребенок, достаточно просты: ложки, чашки, совочки, лопатки, карандаши. Освоение их имеет большое значение для психического развития, требует перестройки движений руки ребенка. Малыш только начинает осваивать орудия, поэтому его действия с ними еще несовершенны. Если он зачерпнул совочком песок и пересыпает его в ведерко, то, как правило, большая часть песка просыпается мимо и в ведерке оказывается его малая часть. Результат действий малыша не очень важен — главное, что ребенок усваивает сам принцип употребления орудий.
Также ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Так, палочка может замещать: ложку, термометр, солдатика и т.п. Обращению с замещающими предметами ребенок также учится у взрослого. Необходимо учить малыша использовать в игре замещающие предметы. Например, показать палочку: «Это ложка. Сейчас мы будем кормить куклу с ложечки».
Малыш раннего возраста любит собирать и хранить природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Кроме эстетической ценности, их можно наделить самым разным значением. Использование природных материалов для замещения предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания.