Продолжаем разговор о медицинских диагнозах. И сегодня мы погорим об особенностях детей с диагнозом «гипердинамический синдром». Всех интересующихся этой темой более подробно отсылаю к замечательной книге «Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы»» Е.В.Мурашовой.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная и какая-то «бестолковая» подвижность. Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т.д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что них надевают заботливые родители.
Нет такого шкафа, который гипердинамический ребенок не сумел бы открыть, нет такого стула или дивана, на который он не сумел бы взобраться. Именно эти дети в возрасте от года до двух стаскивают на пол скатерти со всем содержимым, роняют телевизоры и новогодние елки, опрокидывают на себя кастрюли, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду.
Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и развитием речи. Просто они не могут удержаться. Трехлетний мальчик с гипердинамическим синдромом со словами: «Нельзя Ване в шкаф лазить, нельзя вазочку брать. Разобьется!» лез в посудный шкаф и доставал оттуда эту самую вазочку.
Совершив очередную каверзу или разрушительное действие, гипердинамический ребенок сам искренне расстраивается и совершенно не понимает, как это получилось. «Она упала!», «Я шел, шел, залез, а потом — не знаю...», «Я и не трогал совсем!» — так или приблизительно так звучат их оправдания в ответ на возмущенные или испуганные сетования родителей.
Еще одна особенность гипердинамических детей — они и не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Вчера ребенок на детской площадке гулял с бабушкой, залез на высокую лесенку, не мог слезть. Пришлось просить ребят-подростков снять его оттуда. Ребенок явно испугался, на вопрос: «Ну что, будешь теперь на эту лесенку лазить?» — истово отвечает: «Не буду!». На следующий день на той же детской площадке он первым делом бежит к той самой лесенке.
Гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынаши-вать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них — лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки.
При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери, усталости отца или неприятностей, постигших приятеля, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Познание, оценка чувств, состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией то у гипердинамического ребенка — большие проблемы. Поэтому не стоит ждать от такого ребенка чудес понима-ния — лучше просто сказать ему о том, что именно Вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете. Гипердинамический ребенок легко примет это как факт и, возможно, постарается как-то учесть.
Настоящие проблемы гипердинамического ребенка (и его семьи) начинаются вместе со школьным обучением. Иногда чуть раньше — при подготовке к школе. На сообразительность и собственно умственные способности гипердинамических детей жалуются редко.
— Да он все может, если захочет! Стоит ему только сосредоточиться — и все эти задания ему на один зуб! — так или приблизительно так говорят девять из десяти родителей.
Вся беда в том, что как раз сосредоточиться гипердинамический ребенок категорически не может. Усаженный за уроки, он уже через пять минут рисует в тетрадке, катает по столу машинку или просто смотрит в окно, за которым играют в футбол старшие ребята. Еще десять минут спустя ему очень захочется пить, есть, потом, естественно, в туалет...
В классе происходит приблизительно то же самое. Он бесконечно вертится на месте, отвлекается и болтает с соседом. В работе на уроке он либо отсутствует и отвечает невпопад, либо принимает активное участие, скачет на парте с поднятой рукой. Выбегает в проход, кричит: «Я! Я! Меня спросите!» — или просто, не удержавшись, выкрикивает ответ с места. Причем ответ, как правило, неполный или неточный. Поскольку подобные эпизоды повторяются каждый учебный день, то учителю крайне трудно воздержаться от раздраженных высказываний в адрес ребенка, а при случае (например, на собраниях) и в адрес его родителей.
Тетрадки гипердинамического ребенка (особенно в начальных классах) представляют собой жалкое, душераздирающее зрелище. Количество ошибок в них соперничает с количеством грязи и исправлений. Сами тетрадки почти всегда мятые, с загнутыми и замусоленными уголками, с надорванными обложками, с пятнами какой-то грязи. Строчки в тетрадях неровные, буквы уползают то вверх, то вниз, в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях — слова. Знаки препинания стоят в совершенно произвольном порядке.
Проблемы с чтением возникают значительно реже, чем с письмом, но тоже встречаются. Как правило, они отмечаются у тех детей, которым на предыдущем этапе ставили «задержку развития речи». Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро, но изменяют окончания, «проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормальный по темпу и качеству произношения текст, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить и пересказать.
Проблемы с математикой встречаются еще реже и связаны, как правило, с тотальной невнимательностью ребенка. Он может правильно решить сложную задачу, а потом записать неправильный ответ.
Отношения со сверстниками у гипердинамических де-тей могут складываться по-разному, в зависимости от сте-пени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрос-лыми. У маленького гипердинамического ребенка почти всегда множество приятелей (сам он часто называет их друзьями). Несмотря на общительность, гипердинамическому ребенку редко удается построить длительные и глубокие дружеские отношения. Настоящая дружба требует постоянного «учета»- чувств, мнений и настроений другого человека. А вот это ребенку дается с трудом.
Гипердинамический ребенок любит шумные, подвижные игры. Побегать и «побеситься» любят все здоровые маленькие дети. Но, подрастая, они все больше времени уделяют тихим, сложным, ролевым играм или играм «с правилами». Гипердинамический ребенок не любит (а иногда, в тяжелых случаях, попросту не может) играть в такие игры.
Разумеется, вовсе не у каждого ребенка с диагнозом «гипердинамический синдром» имеются все вышеперечисленные особенности поведения. Что-то может быть выражено сильнее, а что-то может отсутствовать совершенно. Представленный портрет — ярко выраженный гипердинамический синдром во всей его красе.
Практически все окружающие ребенка люди пребывают в уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются. Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребенок живёт в состоянии непрерывного стресса. Уходя утром в школу, он знает, что у него опять «не выйдет» и его опять будут ругать. Дальше ситуация может развиваться несколькими вариантами.
Ребенок может «опустить руки» и попросту плюнуть на мнение окружающих. «Ну и пусть я буду самый плохой. Чем хуже — тем лучше!» — так отныне звучит его лозунг. Понятно, куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит место, где все его особенности принимаются и даже одобряются. Это место — улица, двор. Здесь все в строку — и туповатое бесстрашие гипердинамических детей, и их легкость на подъем, и вечная готовность к любым проделкам, и отходчивость, и даже неумение просчитывать последствия. Последним, увы, часто пользуются продавцы наркотиков и вербовщики «кадров» из криминальных структур. На улице гипердинамического ребенка ждет не только принятие и понимание, но и разнообразный досуг. Собирать бутылки и обследовать помойки, лазать по крышам и жечь костры, кататься на автобусах и электричках, «тусоваться» с друзьями — все это значительно интереснее, чем решать задачи и писать диктанты. Тем более что ни то, ни другое у ребенка не получается.
Другой ребенок, с более слабым здоровьем, начинает много и разнообразно болеть, пропуская школу по полгода.
Третий ребенок, самый сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально «все против него». Иногда у него что-то получается — он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или «великим химиком», или записным школьным юмористом, или просто классным шутом. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением — проявления синдрома резко идут на убыль.