В прошлый раз мы рассмотрели две первые стадии психосоциального развития по Эрику Эриксону: «Доверие или недоверие» и «Автономия или стыд и сомнение». Мы выяснили, что, с самого рождения ребенок сталкивается с внешним миром и определяется, каково его место в этом мире. Этот мир на первых порах ограничивается родителями и близкими людьми. Отношение ребенка к миру формируется практически независимо от него самого, и то, каким мир будет для него в будущем, зависит от его ближайшего эмоционально-значимого окружения. Понимание и принятие ребенка, отклик близких на любые изменения в физическом и эмоциональном состоянии ребенка, уверенность родителей в своих силах и возможностях позитивно влияют на развитие малыша. Раздражение, постоянные окрики родителей, внутреннее отвержение ребенка родителями, требование от малыша непрекословного подчинения негативно отражаются на развитии личности. Но все же, мы отметили, что неудачный исход обеих стадий развития вовсе не влечет за собой тотальный негативный путь развития личности человека.
Сегодня мы разберем еще две стадии психосоциального развития по Эрику Эриксону. Первая из них — «Инициатива или чувство вины» — обычно приходится на 4–5 годы жизни ребенка. В этом возрасте дети переносят свою исследовательскую активность далеко за пределы своего собственного тела. Они постепенно узнают, как устроен мир, и как можно на него воздействовать. Мир для детей этого возраста состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Наверное, все родители замечали за своими детьми, что они путают сны и реальность, в этом возрасте «популярны» различные страхи, кошмары. Каждый родитель должен быть максимально чувствителен к ребенку, прислушиваться к его «россказням» и жалобам на несуществующих злодеев. Прислушайтесь к своему ребенку и вы поймете, в каком мире он живет (и помните, что мир этот создан вами!). Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают чувство инициативы.
Что значит эффективная исследовательская деятельность? Это отнюдь не вседозволенность «делать что захочу», но обязательно — участие родителей. Четырехлетки начинают творить, и все в доме может перевернуться. Не стоит сразу кричать и выходить из себя! Попробуйте объяснить ребенку, почему не стоит что-то делать. У ребенка много вопросов, и он хочет получить ответы. Если родители игнорируют творческие и познавательные потребности ребенка, обрывают его (будь то деятельность или речь), на вопросы отвечают «для отмазки» («ну, потому и все!», «да не знаю я!», «спроси у папы», сухие «надо», «да» и «нет»), ребенок оказывается в информационном вакууме, а что хуже игнорирования? Не лучше игнорирования — попытки родителей вызвать у ребенка чувство вины. Поверьте, это не самое лучшее чувство, если оно неадекватно силе содеянного, оно губительно. Вот ваш ребенок разрисовал новые обои. Могу представить, ваши чувства. Но не стоит в истерике биться и орать, что это плохо. Объясните, почему плохо.
Главное — не «соскользнуть» и не начать слезно увещевать ребенка о несправедливости его поступка, о его пагубности и фатальной значимости. Ведь для ребенка обои — всего лишь стена. А вы пытаетесь вызвать у ребенка такое чувство вины, как будто он ее не разрисовал стену, а пробил в ней огромную дыру, которая выходит прямо в туалет соседей. Если детей постоянно критикуют и наказывают, они привыкают чувствовать себя виновными за многие свои поступки.
Четвертой стадией психосоциального развития в теории Эрика Эриксона называется «Трудолюбие или чувство неполноценности». Ребенок пошел в школу, круг его общения резко расширился, появились друзья, учителя. Дома к ребенку начинают предъявлять качественно новые требования. Он должен уметь отвечать за свои поступки, быть честным и помогать родителям.
Очень часто в этом возрасте у ребенка появляются младшие братья-сестры, и он оказывается либо на периферии внимания, либо главным помощником маме по уходу за младшим. Родители часто «упускают» детей именно в этом возрасте. Да, ребенок уже более или менее самостоятелен, он склонен сам себе выбирать поле деятельности. Основная задача родителей — поддержать своего ребенка, показать ему, что он действительно способен самостоятельно справляться с трудностями. Не забывайте, что ребенок 6–11 лет — это все еще ребенок, а не маленький взрослый. Многие забывают об этом, особенно отцы, стремящиеся «поставить мальца на место». В этом возрасте ребенок развивает многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. А негативным в этот период времени является именно социальное сравнение ребенка с другими детьми.
Родители должны дать понять ребенку, что он единственный в своем роде, что все люди разные, и у каждого есть что-то, что он умеет лучше всех. Ребенок должен чувствовать себя компетентным в какой-либо деятельности: этакий маленький эксперт, к которому обращаются за советом. Балуйте своего ребенка своими обращениями за помощью — он с удовольствием поможет! Пусть у него не совсем хорошо получится, но ведь он растет и постепенно его навыки в быту, общении и обучении совершенствуются. Попробуйте вселить в ребенка уверенность в собственных силах.
Естественно, позитивный исход третьей и четвертой стадии зависит от того, каким был последний из первых двух. Главное помнить, что всегда можно помочь маленькому человечку развиваться полноценно и всесторонне. У ребенка всегда есть внутренний импульс измениться и стать лучше, реализовать свой внутренний потенциал. А родители — первые помощники в этом, хотя, начиная с третьей стадии, огромную роль играют и учителя, и воспитатели.
(продолжение следует)