В 18 веке в Европе зафиксировано резкое развитие педиатрии. Детская смертность стала снижаться, что обусловило изменение демографической ситуации в Европе. Ллойд Демоз называет новый стиль воспитания в это время навязывающим, или контролирующим. Ребенок уже в гораздо меньшей степени является ’козлом отпущения’ для родителей. Стал возможен новый тип отношений между родителями и ребенком, когда родитель больше внимания уделял собственно потребностям ребенка. Теперь ребенка не заставляли что-либо сделать, а уговаривали; он не подвергался постоянным клизмам и пеленанию. Ребенка начинали рано приучать к горшку и гигиене. Физическое и психическое развитие и здоровье ребенка значительно улучшились по сравнению с ребенком, скажем, 16-17 века. Ребенка нянчила родная мать, он дольше питался материнским молоком, его позже отдавали на воспитание нянькам и гувернанткам. Родители чаще стали использовать психологическое наказание, нежели физическое. В эпоху амбивалентного стиля воспитания была распространена борьба с гомосексуализмом и извращениями по отношению к детям. Средний европейский ребенок до 18 века - это сексуально оскорбленное существо. В 18 веке любые сексуальные домогательства по отношению к ребенку жестоко пресекались, и особую роль здесь играла церковь. До 18 века без внимания оставался аутоэротизм ребенка. То есть особого внимания не привлекала мастурбация. В 18 же веке, при навязывающем стиле воспитания, родители начали сурово наказывать детей за мастурбацию. Распространился миф, что мастурбация приводит к эпилепсии, к слепоте или к любой другой болезни и, наконец, к смерти. К концу 19 века эта кампания по пресечению мастурбации достигла невероятного накала. Бывало, что родители вооружались ножами и ножницами, угрожая отрезать ребенку гениталии. В качестве наказания часто использовались обрезание и клитороэктомия. Детям прописывали различные ограничительные приспособления, например, гипсовые повязки или клетки с шипами. По данным Демоза пик хирургического вмешательства достиг в 1850-1880 г.г. (обрезание), а бум использования ограничительных приспособлений приходится на 1880-1904 г.г.(пояса, корсеты). К 1925 году, после почти двух столетий жестокой атаки на детские гениталии, эти методы практически полностью отжили. В 19-20 веке психическое развитие человека достигает нового уровня. Теперь родитель способен к эмпатии и пониманию ребенка. Потребности самого ребенка все сильнее и сильнее выступают на первый план. Родители все чаще вынуждены обуздывать свои эмоции и агрессивные потребности. Этот стиль воспитания Демоз называет социализирующим. Появляется все больше литературы по детскому воспитанию. Большое внимание уделяется как физическому, так и психическому здоровью ребенка. Появляются всевозможные центры социальной защиты детства. Психологически новым скачком в воспитании ребенка является то, что теперь родители не столько стремятся подчинить или подавить волю ребенка, сколько направить его волю в определенное русло. Таким образом, стержнем социализирующего стиля воспитания становится воспитание воли ребенка, самоконтроля и самоанализа. Характерно и то, что в социализирующем стиле отцы начинают играть значительную роль в воспитании ребенка. Мать во многом освобождается от своих обязанностей, она может ходить на работу и делать карьеру. В социализирующем стиле учить ребенка приспосабливаться к обстоятельствам, быть послушным для девочек и быть активным и успешным для мальчиков является нормой. Социализирующая мода в настоящее время является ведущей в России. Институтами социализации являются детские сады и школы, спортивные кружки и вузы. Везде ребенок сталкивается с рядом правил и ограничений, которых следует придерживаться. Агрессия и внутренние природные импульсы теперь сдерживаются с помощью внешних ограничений. Законы морали и нравственности тоже являются признаками социализирующей моды воспитания. На первый взгляд может показаться, что социализирующий и контролирующий стили воспитания гораздо более гуманны нежели инфантицидный или оставляющий. На самом деле переход к более совершенным стилям воспитания - это лишь отказ от физической жестокости в воспитании. При социализирующем и контролирующем стилях воспитания на первый план выступает психологическая жестокость, не менее опасная и болезненная. Следует сказать, что сейчас в мире представлены все стили воспитания. Преобладание того или иного стиля воспитания зависит от уровня культурного и психологического развития общества. Так, в Европе и Америке ведущими являются социализирующий и помогающий стили воспитания. Помогающий стиль воспитания - это совершенно новый скачок в развитии человека. Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В воспитании ребенка одинаково принимают участие и мать, и отец. Родители не стремятся дисциплинировать или формировать какие-то черты ребенка. Детей чаще прощают, меньше ругают и совсем не бьют. Такой стиль воспитания требует огромных затрат сил и времени. Родитель должен стать как бы слугой ребенка, прислушиваться к его потребностям, разбираться в его эмоциональных конфликтах, создавать условия для формирования интересов ребенка. Пока еще далеко не все родители воспитывают своих детей в помогающем стиле. Хотя заметим, что и в России появилось много литературы, посвященной такому воспитанию. Детей все меньше шлепают и ставят в угол, больше общаются с ребенком, стремятся стать ребенку другом. К сожалению, стоит отметить, что в России преобладающими стилями воспитания остаются контролирующий и социализирующий стили. В современных школах и детских садах очень медленно идет реорганизация старого режима воспитания. Ребенок должен быть послушным и смышленым - тогда, скорее всего, он будет любим учителями и воспитателями. Дети неординарные, одаренные, дети с особенностями поведения как правило отвергаемы воспитателями, их чаще наказывают, им чаще ’влетает’. Индивидуальный подход еще слабо развит в России: опять же повторимся, что помогающий стиль энергозатратен. Воспитатели и учителя недостаточно замотивированы, чтобы сменить старый стиль на новый. Маленькая зарплата, недостаточный уровень образования, отсутствие психологов в детских учреждениях - все это препятствует возникновению и упрочнению нового стиля воспитания. Единственная надежда остается на родителей. Ведь только те дети, которые были воспитаны в помогающем стиле воспитания, смогут свободно, без лишних психологических затрат, воспитывать и своих детей так же. Психологическая эволюция идет к усовершенствованию личностной организации человека. И если человек инфантицидной и игнорирующей моды воспитания имеет психопатическую личностную организацию, а человек амбивалентной моды - это депрессивная личность, человек социализирующей моды - невротик, то человек, воспитанный в помогающем стиле - здоровая личность. А какую личность воспитываете вы?
Детство в историческом аспекте: стили воспитания (продолжение)
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ