История детства — это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться: Ллойд Демоз
Чем глубже в историю — тем меньше заботы о детях. В начале-середине 20 века было предпринято немало попыток описать детство в исторической ретроспективе. Но зачастую детство идеализировалось, и перед нами вставала воображаемая картина детства. Наиболее разработанной в этой области является психоисторическая теория детства Ллойда Демоза. Демоз показал, что прогресс, позволивший преодолеть магию и суеверия, является следствием не накопленных знаний, а роста психологической зрелости в результате эволюции детства. На протяжении человеческой истории изменялись стили воспитания, а вместе с ними соответственно изменялся человек и окружающий его мир. Для нас большое значение имеет психическое развитие человека на протяжении истории — от примитивного психотичного, шизофреничного человека до современного тревожного человека. Демоз предлагает различать шесть типов воспитания: инфантицидный, оставляющий, амбивалентный, навязывающий, социализирующий и помогающий. Сегодня мы рассмотрим первые три типа воспитания в истории человечества.
Инфантицидный, или детоубийственный стиль воспитания скорее характерен для доисторического человека. Но будет справедливо сказать, что бессознательное стремление убить своего ребенка, нанести ему вред остается до сих пор, но благодаря культуре данное стремление, как правило, принимает приемлемые формы, и ребенок не только остается в живых, но и получает должный уход и заботу. Мы не станем углубляться в вопрос о механизмах вышеуказанного агрессивного стремления, но отметим, что каждая мать транслирует, передает ребенку свое агрессивное стремление. Детоубийство в Античности обычно игнорируют, не смотря на сотни ясных указаний античных авторов на повседневность и общепринятость этого акта. Детей швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы уморить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги. Ребенка, который был небезупречен по форме или размерам, который слишком мало или громко кричал, как правило, убивали. Однако первому ребенку жизнь сохраняли, особенно если это был мальчик. Вообще, девочек убивали гораздо чаще, потому и мужчин в Античности было больше. К примеру, в 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228–220 г. до н.э., было 118 сыновей и 28 дочерей. Посейдипп сообщает, что было меньше одного процента семей, где было бы больше одной дочери в семье. До 4 века н.э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции или Риме. Античный автор Аристипп рассуждает: ’Мужчина может делать со своими детьми все, что заблагорассудится: ибо разве мы не сплевываем лишнюю слюну или не отшвыриваем вошь как нечто чужеродное?’ Во многих культурах детоубийство осуществлялось под знаком жертвоприношения.
Даже в настоящее время в докультурных племенах можно встретить подобную тенденцию. Мать, как правило, считала, что если ее ребенка выбрали в качестве жертвы — это честь для нее. Детей убивали ради магических и жреческих обрядов. Первые законы о запрете на убийство ребенка появились лишь тогда, когда население стало значительно мельчать. В Риме умерщвление детей стало рассматриваться как убийство только в 374 г. н.э.. Но желание убить, покалечить ребенка осталось и уходило со временем все глубже и глубже. Рождаясь, ребенок попадал в мир смерти и в мир борьбы со смертью одновременно. Родители с одной стороны стремились сохранить жизнь ребенку, с другой — забрать эту жизнь. У людей прошлого потребность изуродовать, обжечь, заморозить, утопить, с силой швырнуть или тряхнуть ребенка постоянно находила проявление. С наращиванием культурного слоя человечество умело завуалировало тягу к детоубийству. Всевозможные обряды инициации, закаливания, лечения и воспитания были настолько жестоки, что прекрасно удовлетворяли потребность человека убить.
Игнорирующий, или оставляющий стиль воспитания — более позднее достижение человечества. Детей уже не убивали, как прежде, но ребенок оставался вещью, недоделанным взрослым, наказанием Божьим и т.д.. Родители в силу своей относительной психологической зрелости уже не убивали детей, а просто бросали. Под словом ’бросали’ мы понимаем не только сознательное, непосредственное физическое оставление ребенка где-нибудь (это уже скорее убийство), а любое оставление ребенка без присмотра, игнорирование его потребностей, отдавание ребенка всевозможным няням и кормилицам. До 18 века обычным делом было отдавать новорожденного ребенка в семью кормилицы, а по возвращении домой он попадал под попечение слуг и гувернанток. Древнейшей формой игнорирующего стиля воспитания является торговля детьми, которая разрешалась законом во времена Вавилона, и была распространена у многих народов Античности. В 12 веке и раньше англичане продавали своих детей в рабство ирландцам.
Продажа детей встречалась и в Новое время: например, в России торговля детьми не запрещалась законом до девятнадцатого века. Другой формой отказа от детей было их использование в качестве залога исполнения политических или долговых обязательств, что тоже восходит к эпохе Вавилона. У многих культурно-развитых народов было принято отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Крайним вариантом средневекового обычая посылать детей знати в другой знатный дом в качестве пажей, фрейлин, послушников или писарей. Такой обычай был распространен в Европе и в Новое время. Однако преобладающей формой узаконенного отказа от детей было все-таки воспитание детей у кормилицы. Кормилица — привычное действующее лицо в Библии, в Кодексе Хаммурапи, в папирусах египтян, в греческой и римской литературе. Кормление ребенка самой матерью грудью считалось грязным делом, и кормящую мать могли назвать даже грязной и непристойной свиньей.
Оставляющий стиль воспитания характерен для 4–13 веков н.э.. Дети для родителей того времени — злобные существа, распространители болезней. Но если для инфантицидного стиля воспитания характерно умертвление неудобного ребенка, то для оставляющего стиля — избиение ребенка. Психологический портрет ребенка 4–13 вв — это забитый, брошенный, несовершенный, ’недоделанный’ человек, полный страхов и тревог. Родитель — жестокий, непримиримый, сам полный страхов, лишенный эмпатического понимания, не стремящийся понять ребенка.
В настоящее время элементы оставляющего стиля несомненно тоже присутствуют. Несчастные случаи с детьми: ожоги, падения, отравления, запущенные заболевания и даже просто кариес зубов — все это отголоски оставляющего стиля. Зачастую матери знают, что надо их детям, но не делают этого, прикрываясь занятостью и деловитостью. Начало этапа амбивалентного стиля воспитания можно датировать четырнадцатым веком, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса, а в искусстве стал популярным образ заботливой матери. Характерными особенностями данного стиля воспитания является такие воспитательные практики как тугое пеленание, систематическое избиение и клизма. Процедура пеленания сама по себе могла занимать от полу- до полутора часов. Ребенка тщательно и туго пеленали таким образом, чтобы какие-либо движения были невозможны. Спеленаный таким образом ребенок мог по несколько суток не распеленываться. Естественно, что подвижность его была крайне ограничена, а потому и общая психическая активность была снижена. Ребенок мог подолгу спать, а ограниченная вентиляция легких не позволяла ему достаточно долго и громко кричать. Дети значительно отставали в физическом развитии от современных детей. К примеру, в 4 в. до н.э. ребенок начинал ходить в 24–28 месяцев, а в 16 в. н.э — в 15–20 месяцев. Ребенок по-прежнему рассматривался вместилищем зла, от которого его надо было очистить. Такое очищение происходило с помощью выбивания этого зла и устранения грязи и нечистот с помощью клизм. Когда ребенок выходил из пеленчатого возраста (иногда до года-двух!!), к нему применяли другие способы ограничения подвижности, в каждой стране и для каждой эпохи свои. Иногда детей привязывали к стулу, чтобы они не могли ползать. До девятнадцатого века к одежде ребенка привязывали помочи, чтобы лучше следить за ним и направлять в нужную сторону. В 16–17 веке в Англии были изобретены специальные табуретки, подобные нашим современным ходункам. В таких ходунках ребенка могли оставить на 2–3 часа, когда он не мог самостоятельно избавиться от них и принять какое-нибудь удобное положение. До 18 века ребенок не знал, что такое горшок. Клизма была важнее горшка. Считалось, что клизму необходимо делать ребенку перед каждым кормлением. Испражнения ребенка считались внутренним невысказанным демоническим содержимым ребенка. Эту грязь было необходимо вычистить. Клизму делали ребенку независимо от того, был ли он здоров или болен.
В настоящее время амбивалентный стиль воспитания до сих пор дает о себе знать. Часто современную мать раздирают противоречивые чувства. С одной стороны, она любит ребенка и готова пойти на многое, чтобы сделать его счастливым. С другой стороны, постоянные режимные и гигиенические требования, эмоциональная несдержанность матери в отношении спонтанных и осуждаемых обществом проявлений в поведении ребенка, рукоприкладство отца создают пропасть между родителями и детьми.
(продолжение следует)