Развитие понимания речи значительно опережает развитие собственной речи ребенка. Самое первое проявление понимания речи — реакция на человеческий голос. Уже в конце второй недели жизни малыш перестает плакать, когда с ним начинают разговаривать. К концу первого месяца на ребенка успокаивающе действует колыбельная. В возрасте 7–8 месяцев малыш понимает смысл небольших обиходных фраз в сопровождении соответствующих жестов и мимики (’пойдем гулять’, ’сделай ладушки’ и т.д.). В 9–10 месяцев ребенок понимает значение отдельных слов, поворачивает головку в сторону называемого предмета (’Где мама?’, ’Где машинка?’). Малыш пока может понимать речь только в определенной ситуации (ситуативное понимание речи). В других условиях те же вопросы покажутся ребенку непонятными. Усваивает понимание речи ребенок от общего к частному — сначала усваивается только общий смысл высказывания, интонация, и лишь в дальнейшем ребенок усваивает смысл отдельных слов. Специалистам приходится очень осторожно относиться к утверждениям родителей о том, что ’ребенок все понимает’. Обычно родители не разграничивают понимание истинно речевое и понимание речи ситуативное, когда ребенок ориентируется в значительной степени на ситуацию, жесты и т.д. Понимание ребенком грамматических значений слов можно проверить с помощью специальных заданий. В 3 года ребенок должен показывать на картинках или предметах единственное и множественное число (’Где нарисован стол, а где столы?’), значение уменьшительно-ласкательных суффиксов (’Где стол, а где столик?’). Знать значение пространственных предлогов (’Положи мяч НА стол, В стол, ПОД стол’ и т.п.). Если ребенок может выполнять подобные задания без опоры на наглядную ситуацию и подсказывающий жест взрослого — у него развито понимание именно речи. Задержка в развитии понимания ребенком речи — тревожный сигнал. Причиной может быть отставание в умственном развитии, снижение слуха, серьезное речевое расстройство, крайняя степень педагогической запущенности. При замеченном отставании в развитии понимания ребенком речи надо сразу обратиться к специалистам. В большинстве случаев своевременное обращение резко меняет ситуацию к лучшему. Важно сознавать, что понимание речи всегда предшествует собственной речи. Если ребенок не понимает каких-либо грамматических конструкций или слов, то он просто не сможет употреблять их в речи.
Развитие понимания речи. Когда обращаться к специалистам?
Развитие понимания речи значительно опережает развитие собственной речи ребенка
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ