Екатеринбуржец Петр Шмидт мог бы собрать целый город из деревянного конструктора — в его коллекции уже есть Театр драмы, «Динамо», «Ельцин Центр» и цирк. Каждую деталь для зданий приходится проектировать самостоятельно — так получается легко узнаваемая точная копия.
Петр проектировщик макетной мастерской и профессионально занимается моделированием зданий: его работы можно увидеть в торговых центрах или в точках продаж разных застройщиков.
— Я родился с огромной любовью к самолетам: в свободное время проектировал их макеты, долгое время работал в аэропорту, — рассказывает он. — При всей любви к авиации решил сменить направление деятельности. Так мое хобби превратилось в профессию. Правда, здания из фанеры теперь кажутся мне детским конструктором — на работе всё гораздо сложнее и серьезнее.
В память о прошлом месте работы Петр сконструировал маленький аэропорт Кольцово — диспетчерскую вышку, самолет и автобус на стоянке:
— С большой теплотой вспоминаю это время. До сих пор моя любимая фигурка в коллекции — самолет Ту-154. Это мое самое главное детище. Хотя, если бы я его делал сейчас, а не три года назад, добавил бы какую-то гравировку интересную.
Когда проектировать макеты самолетов наскучило, Петр решил взяться за культовые здания Екатеринбурга. Первым в очереди стал «Ельцин Центр».
— Если посмотреть сверху на «Ельцин Центр», можно увидеть, что все его стороны являются множеством окружностей разного диаметра, центры которых соединены в одной точке. Именно в ней расположен памятник Борису Николаевичу. От этой модели я по-настоящему кайфанул, потому что спроектировать ее было не так-то просто. Впоследствии также смоделировал Академический театр драмы, здание «Газпрома», гостиницу «Исеть», Белую башню, цирк и другие здания.
Все изделия екатеринбуржец создает только для себя. На один макет у него уходит от нескольких дней до целого месяца.
— Мне все говорят: «Ты что? Это же надо продавать! Это же нужно патентовать! Это же так здорово!» Но на самом деле никому это не нужно. Я работал на фрилансе, делал похожие заказы, но это не массовая история. Скорее единичные случаи, — отмечает наш собеседник.
«Как тебе такое, Илон Маск?»
Самой сложной в исполнении фигуркой Петр назвал модель машины Tesla Cybertruck. В отличие от зданий она выполнена не из фанеры, а при помощи фотополимерной 3D-печати.
— Когда я только начинал заниматься фрилансом, мне заплатили 5000 рублей за моделирование этой машинки. Для меня тогда это были большие деньги. Я работал над проектом день и ночь, и у меня ушел примерно месяц. Машинка получилась классной, мне она нравится. Собственно, как тебе такое, Илон Маск?
Петр предпочитает делать макеты из фанеры из-за доступности и дешевизны. По словам проектировщика, материал имеет несколько ограничений: как минимум, его невозможно согнуть. Чтобы создать элемент круглой или цилиндрической формы, приходится решать геометрические задачи.
— В этом и заключается интерес: нужно извлечь максимум из материала, который сам по себе обладает весьма ограниченными свойствами. И всё это благодаря знаниям геометрии и пространственному мышлению. В моей коллекции нет таких узнаваемых зданий, как «Высоцкий» или «Исеть». Из фанеры их делать довольно примитивно и скучно. Что они собой представляют? Просто цилиндр. Поэтому я чаще всего выбираю здания с интересной геометрией, такие как Театр драмы или Главпочтамт. В нашем городе благодаря конструктивизму таких зданий хватает.
Хобби нельзя назвать дорогостоящим. Самый ценный ресурс — это навык 3D-моделирования, уточняет Петр:
— Например, для создания модели здания «Динамо» потребовался примерно один лист фанеры формата А4. Чтобы собрать такую модель, нужны лишь ловкость рук, немного наждачной бумаги и капелька клея. Однако для начала необходимо освоить 3D-программу. Я не знаю, сколько времени, сил и денег уйдет на это, ведь можно начать обучение с нуля самому или обратиться в 3D-школу. Но если предположить, что человек уже владеет необходимыми навыками, то, думаю, любую модель можно сделать примерно за тысячу рублей.
Работа над моделью начинается с поиска фотографий. Затем идут моделирование и создание конструктора.
— Замечательно, если у меня есть готовые чертежи, но, если их нет, нужно искать фотографии. Чтобы снять мерки, я масштабирую снимки, то есть делаю их соответствующими реальному размеру. Когда у меня есть все мерки, я могу сделать модель, максимально похожую на настоящее здание. Создаю модель на ноутбуке, а затем все детали раскладываю на одной плоскости. После этого перехожу к созданию 2D-чертежа. Получив выкройку, загружаю ее на лазерный станок. Вырезанные детали можно взять в руки и собрать, как конструктор. В идеале все макеты можно собрать без клея.
В необычном хобби Петра поддерживает жена. Проектировщик уверен: будь у них дети, они бы играли только в смоделированный им конструктор.
— Думаю, никто не должен думать, что я какой-то дурачок или занимаюсь ерундой. Надо понимать, что я не сижу над макетами до потери пульса. Для меня это хобби: после работы я люблю посидеть пару часов за моделированием. Кто-то любит пивка попить, а мне вот нравится этим заниматься в свободное время, — говорит он.
Если здания из фанеры вас не удивляют, посмотрите, какие реалистичные копии общественного транспорта Екатеринбурга клеит семиклассник Саша Волков. Его автобусы и трамваи получаются точно такими же, как те, что курсируют по городским маршрутам.
В начале осени Петр Шмидт представлял, какой может быть вторая ветка екатеринбургского метро.