Если во время Ночи музеев вы не успели посмотреть всё, что хотелось, или решили не стоять в очередях, то у нас для вас есть интересный и необычный вариант для посещения — экскурсия в региональный Следственный комитет.
Находится музей в здании СКР на Щорса, 18. Просто так прийти туда, конечно же, не выйдет — нужно будет собрать группу и заранее записаться через сайт ведомства, но этот мини-квест точно того стоит.
Сам музей еще совсем новенький — он работает с 7 сентября 2022 года и постоянно пополняется новыми экспонатами. Рассказываем, что там можно увидеть!
Говорят, в музей приходят как ветераны, так и действующие следователи. Они приводят семьи, показывают, с чем связана их работа, а иногда — и раскрытые ими дела.
Начинается экскурсия с Петра I, который 25 июля 1713 года основал в Российском царстве первую следственную канцелярию из верных ему старших офицеров. Боролись они в первую очередь с казнокрадами и мздоимцами (взяточниками) — со всеми внутренними врагами, которые мешали царю наладить снабжение армии и в целом поднять экономику.
Когда в СКР создавали музей, то решили выяснить, кто был первым следователем на Урале. Оказалось, такая должность была у одного из основателей Екатеринбурга — Вильгельма де Геннина. Сюда император отправил его, чтобы разобраться в конфликте Татищева и Демидова.
— На Урале Татищев от имени государства следил за организацией работы по развитию металлургии, а промышленник Никита Акинфиевич Демидов изготавливал металл, который продавал Петру I, и считался, по большому счету, неформальным теневым губернатором всех этих мест. Так вот, Демидову не понравилось, что Татищев требует с него какие-то налоги, и в адрес императора ушла анонимка о том, что Татищев — казнокрад и мздоимец, завалил тут всю работу и необходимо его наказать. Петр был в гневе, — рассказывает полковник юстиции Павел Романов, наш экскурсовод по музею.
Решать вопрос император отправил де Геннина, знакомого ему еще с Северной войны. Были и допросы, и очные ставки, пока первый следователь Урала не подписал заключение: Татищев абсолютно невиновен, всё делает правильно, все деньги собирает как законные налоги, а работа по строительству заводов не идет, потому что здесь не хватает квалифицированного персонала.
— Нам очень приятно знать, что первый следователь на Урале первым своим процессуальным решением вынес, по сути, отказ в возбуждении уголовного дела. Он абсолютно беспристрастно разобрался и Петру I доложил, что преступлений никаких нет и Татищев не виновен, — добавляет полковник.
Хотя для создания себе имиджа крутого руководителя де Геннин мог бы этого Татищева одним щелчком этого пальца казнить, но этого он не сделал.
За 12 лет работы на Урале Де Геннин построил 12 заводов и продолжал следить за порядком. В его послужном списке есть три судьи-взяточника, целая группа военных, которые взбунтовались и пытались дезертировать, а также фальшивомонетчики и другие преступники.
Чтобы показать честность первого уральского следователя, на экскурсии привели такой пример: пришли к нему приказчики и сказали: «У нас работник не работает, надо бы его наказать». Де Геннин начал разбираться и оказалось, что работник лежит, избитый этими приказчиками настолько, что он просто не может встать. Следователь привлек доктора, который подтвердил, что тот не может работать из-за тяжелых травм. Де Геннин принял решение, по которому приказчики обязаны были платить этому избитому зарплату до момента его полного выздоровления.
Интересно, что есть даже статистика преступности тех времён. В среднем в год у каждого следователя было 226 уголовных дел, примерно по одному ежедневно. Причем такой градации, как сейчас, не было — сотрудники СКР тех времен расследовали и драки, и кражи скота.
«Офисом» следователей был Дом Севастьянова, там сидели 22 сотрудника. Специальных училищ для них не было, но сотрудников набирали только из определенных слоев: 32% дворян, 20% из семей священнослужителей и 17% — чиновники и мещане.
До смерти Петра I органы вневедомственного следствия подчинялись напрямую ему. После кончины императора наступила целая череда перемен, только 15 января 2011 года Следственный комитет вышел из состава прокуратуры и стал самостоятельной структурой.
К слову, за всё время существования следствия на Урале самым долгим уголовным делом стало столетнее расследование убийства семьи Романовых.
Теперь, когда об истории СК вы знаете чуть больше, переходим к экспонатам музея!
В одной из витрин, например, лежат поддельные удостоверения членов ОПС «Уралмаш» на имена Цыганова и Зимина.
— Они держали их при себе для того, чтобы минимизировать потери — представляться сотрудниками органов правоохраны и избегать каких-то дополнительных проверок, — рассказывает Павел Романов.
В прошлом году мы показывали, чего интересного есть в музее МВД.
Продолжением этих экскурсий станут истории о самых громких преступлениях прошлого. Так, мы уже рассказывали о массовом убийстве семьи директора Шарташского рынка и об инженере, который расправился с женой и детьми. Самым ужасным маньяком Свердловска называют школьника, который убивал детей.
Все публикации по теме мы собираем в специальном разделе.