Есть в поселке Кольцово автомузей, про который мало кто знает. На слуху у екатеринбуржцев в основном роскошный музейный комплекс в Верхней Пышме. Оно и понятно — это крупнейшее в России собрание ретроавтомобилей, мотоциклов и велосипедов. На четырех этажах там собрана 130-летняя история транспорта. Акцент сделан на русских автомобилях.
Но вот место, в которое мы сейчас вас поведем, больше про американские машины. Когда заходишь во двор на Реактивной, 81, это чувствуется — но отечественные автомобили и мотоциклы («Уралы» и «Москвичи», например) тут тоже есть.
Пока на улице была зима, машины во дворе превратились в подснежники. Рассмотреть их сложно, но можно. Большой плюс: за экспозицию под открытым небом платить не нужно. У каждой машины здесь есть карточка под лобовым или боковым стеклом.
Осмотр можно начать слева направо. Несмотря на то, что эти машины выглядят как весенние подснежники, они всё равно вызывают желание сесть за руль и умчаться вдаль. На каждой есть действующие автомобильные номера.
Заинтересовали советский автомат и телефонная будка — сразу вспоминаешь серию «Ну, погоди!», где волк пытался выманить зайца. Правда, эти автоматы пока тоже под снегом.
Вдалеке виднеется огромный американский большегруз.
Пока я робко ходила по двору, из здания с вывеской вышла пара, а за ней — парень. Он спросил, не нужно ли что-то подсказать. Оказалось, это смотритель. Он проводил внутрь. Я пошутила: «А вы тут владелец?» Парень смущенно ответил, что нет — и выдал милый билетик.
На самом деле машины принадлежат четырем коллекционерам: Анатолию Скоробогатых, Роману Ларину, Александру Мясникову и клубу ETS Classic Car.
Музей открыли восемь лет назад. Всего тут больше 300 экспонатов, указано на сайте клуба. По сравнению с 2016 годом площадки выглядят так, как будто этого добра стало значительно больше. Этой зимой, чтобы расширить экспозицию, команда закрыла каток во дворе.
Проект планировали реализовать за пять лет, но вот прошло уже восемь, а работы всё еще идут. Думаю, невозможно остановиться коллекционировать.
— Цель — восстановить машины в том виде, в котором они были изначально. Чем больше оригинальных запчастей, тем ценнее экземпляр, — рассказывал моему коллеге руководитель музея Артем Пухарев.
Причем команда коллекционирует не только автомобили и запчасти, но и другие атрибуты. Например, справа от одной из машин стоит старый американский насос Mobilgas.
В этом павильоне всё стилизовано под дорогу. Посередине трасса, над головой голубое небо, по бокам городские панорамы. Здесь стоит с десяток машин, каждую из которых выпустили до 1940 года.
Автомобили покупали в США на аукционах и у частников. Во втором зале стоят машины, выпущенные после 1960 года.
Больше всего визуально мне понравился этот автомобиль. Это Buick Invicta 1960 года, максимальная скорость — 150 километров в час.
К окошку прикреплен поднос с фастфудом. Это напомнило мне фильм «Основатель», который рассказывает историю фирмы «Макдональдс». Там есть несколько сцен, в которых официанты выносили к автомобилям еду и ставили ее на такие столики.
Чтобы попасть во второй зал с мотоциклами, нужно выйти из первого и пройти по двору до большегруза. Там будут две двери, каждая ведет к своей экспозиции. В первой собрана коллекция советских мотоциклов и разных велосипедов. Смотрителя в других залах нет, поэтому нужно самому всё разглядывать и читать описания на табличках.
Но за вами всё равно следят: по камерам.
В коллекции мотоциклов советского периода есть служебные модели, которые использовали милиционеры, а еще мотороллер, который развозил мороженое, и мопеды.
Третий зал вас отправит в детство прямо с порога. В маленькой комнате за стеклянными дверьми лежат игрушки вашего детства — самые разные модельки машин.
А дальше — зал с американскими мотоциклами. Для создания атмосферы тут звучит музыка из старых фильмов, есть много отсылок к Route 66, которую называют Главной улицей Америки.
На этом закончим небольшую экскурсию. Лучше увидеть музей своими глазами и самим почувствовать, что в нем всё сделано с любовью и вниманием к каждой детали. Причем хорошо выглядят не только машины, но и атрибутика вокруг — она буквально блестит, кругом таблички с призывами бережно относиться к экспонатам. Там, где всё сделано с любовью, и находиться приятно.
Судя по старым публикациям, раньше вход в музей был бесплатным, но сейчас с посетителей берут по 200 рублей. Считаю, так давно надо было сделать, тем более что цена для такой коллекции достаточно низкая.
Правда, места здесь маловато. Вы и сами могли заметить, что некоторые экспонаты стоят вплотную друг к другу, из-за чего сложно рассмотреть каждый по отдельности. Акцентов очень мало, из-за чего выглядит всё сумбурно, и впечатления остаются сумбурные. Впрочем, на территории сейчас ведется ремонт, так что верим и надеемся, что музей когда-нибудь догонит по масштабам экспозиции УГМК в Верхней Пышме.
В 2016 году мы уже делали обзор на этот музей, но тогда даже половина комнат не была заполнена. Сейчас в залах атмосфера еще круче. Если вы фанат ретроавтомобилей, а про это место не знали — надо ехать!
Также мы проводили тест-драйв Oldsmobile Dynamic 88 (видео выше), который был выпущен аж в 1964 году. Его длина — 5 метров и 20 сантиметров, а ширина — чуть больше двух метров.