В последнее время в России только и разговоров, что о сериале «Слово пацана». Вышла всего лишь пятая серия, а шоу навело уже столько шороха, что появились идеи о том, что его пора бы и вовсе запретить. Потому что отдельные зрители углядели в нем пропаганду бандитизма, насилия, криминального образа жизни и прочих явлений, с которыми стране как бы не по пути. Авторы проекта парируют в духе «да вы просто до конца не досмотрели» и обещают, что дальше у зрителей будет появляться лишь тотальное отторжение к уголовной романтике.
Мы, конечно, последим, как оно будет дальше, а пока решили посмотреть сериал с человеком, который не понаслышке знаком с «улицей». Представляться он по объективным причинам не стал, но послужной список нашего соседа по зрительному залу впечатляет: четыре судимости и ворох собственных историй, по которым можно снять отдельный сериал. Корреспондентам NGS.RU он рассказал, что увидел в «Слове пацана» и где нашел несоответствия. Делаем скидку на то, что в сериале действие разворачивается в Казани, а наш собеседник — из Новосибирска.
«На дискотеках бились страшно»
Сегодня нашему собеседнику под 50. Стремительно седеющая аккуратная борода и очки выдают в нем скорее интеллигентного профессора, чем человека с бурным криминальным прошлым. Но стоит ему войти в раж, как голос приобретает характерную хрипотцу, становится чуть сиплым.
Мы включаем ему первую серию «Слова пацана», и уже через несколько минут у него появляются вопросы. Действие сериала разворачивается в Казани, и наш герой нашел отличия с событиями, происходившими в Новосибирске.
— Так называемый казанский феномен — это огромное количество молодежных банд. То есть натуральные ОПГ, с лидерами, иерархией, структурой, общей кассой. Могу сказать за наш город: у нас я такого не встречал, — говорит наш собеседник. — Таких группировок, чтобы подтягивали школьников, я не встречал, хотя территориальное деление, безусловно, присутствовало. Конфликтовали, дрались, но не район на район, а двор на двор, улица на улицу, массив на массив, школа на школу, шарага на шарагу.
В «Слове пацана» довольно красочно показаны батальные сцены. В качестве оружия подростки используют буквально всё, что под руку попадется. В ход идут чайники, древки для вымпелов — прямо как в «Библиотекаре» Михаила Елизарова, в жестоких поединках нельзя использовать разве что огнестрельное оружие. Только если у Елизарова это правило было важно для того, чтобы потом легче было подстроить смерть по причине несчастного случая, то советской шпане было просто тяжелее ее достать.
Вот и наш герой говорит, что в ход во время противостояний шло что угодно. Причем студенты техникумов, которых согнали на очередной праздничный концерт во Дворец культуры, могли спокойно смотреть его все полтора часа, а сразу после него, на улице, слово за слово — и понеслась.
— Лица трещали от ремней: «речманы» (студенты речного техникума. — Прим. ред.) наматывали на руки ремни, бляхи болтаются, и айда рубиться. Потом заборы затрещали: это железнодорожники (студенты железнодорожного техникума. — Прим. ред.) метнулись выдирать доски с гвоздями. Месиво жесткое. А ведь полчаса назад сидели рядом, концерт смотрели, — вспоминает собеседник одну из таких массовых драк.
Следить за собой и быть осторожными пацанам конца 80-х — начала 90-х приходилось в обычной жизни практически всегда. Проблемы могли появиться в одну секунду: например, при переходе на другую сторону улицы.
— В моменте глядь — вокруг тебя уже три-четыре человека. Шмон устраивают: мол, плати за проход. К своим потом возвращаешься: «Пацаны, меня зашмонали. Надо идти». Пошли, у одного кроссовки забрали, у другого — цепочку. Идешь биться с тем, кто больше за***** [задирался]. Один раз это был пацан, с которым мы вместе на борьбу ходили в одну секцию, — рассказывает собеседник.
Такими набегами, по его словам, промышляли обе стороны. В милицию никто не обращался: писать заявления было «западло». Хоть бабушки на лавочке и называли их бандами, по сути организованными преступными группами, какие показывают в сериале, они не были, уверяет собеседник: не было «крещений», общих собраний, ярко выраженных лидеров.
— На дискотеках бились страшно. На разборки как ходили? Кинули клич по улице: кто пошел — тот пошел. Могло 30 человек собраться, а могло и 5. Всё по ситуации, — подчеркнул он.
Что интересно, в этой фразе наш собеседник практически процитировал слова героя Ивана Янковского из «Слова пацана».
«Слово пацана»
В сериале слово пацана сакрально. Усатый мент дядя Эдик дает его шпане, чтобы вызвать доверие, а вот один из юнбандов не может его дать дружбанам в подтверждение своим утверждениям, и те делают соответствующие выводы. Как оказалось, либо не везде слово пацана имело ценность, либо создатели сериала слукавили.
— Да это просто понт босяцкий. Конечно, просто так раздавать слово пацана было нехорошо, но это больше сводилось к обычному общечеловеческому правилу стараться держать свое слово. Пацанскими понятиями было легко манипулировать в общении с лохами — неуверенными в себе молодыми ребятами. Например, «обоснуй за пацана»: между собой баловались, придумывали поговорки всякие, не предъявляли никому, а лоха можно и на косяк (проступок, требующий компенсации. — Прим. ред.) через это вывести, и получить с него, — рассуждает собеседник.
При этом дружба и взаимовыручка не были пустыми словами.
«Кровь за кровь»
Зато эпизод с местью за погибшего друга в сериале, по словам нашего собеседника, красочно отражает реальность того времени: рядом с молодежью были так называемые старшие, многие из которых бравировали близостью к «воровским кругам».
— У нас я не слышал, чтобы эти приблатненные организованно подростков подтягивали. А если было известно, что кто-то из них наркоман, исход был вполне очевиден. Представляешь, твоего друга убили, а тут какой-то смотрящий, который по вене гоняет, рассказывает тебе за понятия. Ну что, ты его слушать будешь? Таких тогда всерьез особо не воспринимали, — рассуждает собеседник НГС.
В качестве примера мужчина приводит историю, когда он и три его друга отправились в соседний район «на тусовку». Один из них умудрился «пощупать» девушку местного авторитета. Когда романтическая линия вскрылась, пришлось спасаться бегством. В пути у машины, на которой скрывались пацаны, закончился бензин.
— Накосячил наш пацан. Мы его что, по понятиям должны отдать на растерзание? У нас тачка заглохла, они подлетают — бах, стёкла посыпались, нас давай бить через окна. Потом ездили на разбор, отстаивали нашего пацана. А как по-другому, если ты с ним каждый день шагаешь вместе? Откажешься от него — ты сам чухан, получается, — подчеркивает мужчина.
Предателей, по его словам, если не клеймили, то общение с ними обрывали сразу. Как и в сериале.
«Хау ду ю ду»
В одной из серий «Слова пацана» показывается, что парни не только дрались, но зарабатывали на жизнь наперстками. В такую ловушку угодила мать одного из пацанов — и проиграла шапку. Когда это вскрылось, юные бандюганы решили компенсировать ущерб. И не нашли ничего лучше, чем отобрать шапку у случайного прохожего на улице. Этим прохожим оказалась завуч школы, в которой учились некоторые пацаны. Причем один из них, Марат, перед нападением заводит с женщиной короткий разговор, обращаясь к ней на американской мове: «Хау ду ю ду».
— Ну это каким дебилом надо быть? Учительница тебя видит, ты трешься стоишь, потом бежишь и дергаешь у нее шапку. Маратик, ты дурак, что ли, оловянно-деревянный? — со смехом недоумевает постаревший «пацан».
Он признаёт: шапки у граждан в то время слетали со скоростью света. В ходу были норковые, песцовые, из енота. Их принимали круглосуточно, сдать можно было в течение часа после того, как заполучил. С женщин, уверяет собеседник, «не дергали»: хватало мужских.
— Многие приделывали шапки резиночками к верхней одежде, мы их срывали вместе с резиночками. Например, по ходу мероприятия: надо на дискотеку идти, а денег нет. Смотришь, фраер пьяный вываливает из кабака в ушанке. Я ему подножку поставил, он упал, я шапку с него снял и дальше пошел. Час-полтора — и с корешами уже на дискотеке, — рассказывает он.
«Где у вас тут лохи трутся?»
Гоп-стоп-рейды, показанные в сериале, когда главные герои ездили «на заработки» в Москву, — тоже былая действительность. По словам очевидца тех событий, такие набеги приходилось делать на «мажоров» в соседних районах. Кто-то снимал со своих жертв кроссовки, наш герой специализировался на куртках и дубленках.
— Приезжаешь, знакомого встречаешь: «Где у вас тут лохи трутся?» Он пальцем показывает. Подходишь, на нем кителёк (куртка. — Прим. ред.) козырный. Погнали по старой схеме: «Дай к девочке на свидание сходить. Завтра отдам» — и так далее. В итоге уходишь в хорошей вещи, сдаешь ее. Вот тебе и заработок, — объясняет наш собеседник.
Чуть позже, в начале 90-х, с массовым распространением наркотиков, по его словам, шпана переключилась на наркоманов. Их караулили в темных закоулках, когда они приезжали за «дозой». Ограбление наркомана не было подвигом, отмечает он, но и нарушением закона его никто не считал.
— К нам на «Шанхай» (так в Новосибирске называют жилой массив из сотни частных домов в Калининском районе. — Прим. ред.) даже таксисты боялись заезжать, потому что без машины можно было остаться. А если тачка приехала за белым (наркотиками. — Прим. ред.) — всё: бах, стёкла полетели. Вены покажи! Правую, левую руку. Оп, колешься? Приехал — расчехляйся, — эмоционально вспоминает собеседник.
«Это палка о двух концах»
Конечно, мы не могли не спросить у нашего собеседника, нужно ли запрещать «Слово пацана», как на этом настаивают те, кто считают, что сериал толкает подростков на кривую, скользкую и короткую преступную тропинку.
— Это палка о двух концах. Разумный подросток почерпнет для себя здравое зерно: что хорошо, а что плохо. Неразумный увидит преступные варианты. Всё идет от воспитания, от семьи. Какую картину мира нарисовал себе ребенок с помощью взрослых, ту он и будет разукрашивать, — авторитетно заявил наш собеседник.
А вы уже посмотрели «Слово пацана»?