Наталья Малова из Сысерти открыла необычный бизнес: она торгует самыми известными зданиями своего города. Достопримечательности рукодельница воссоздает из бисера в миниатюре. Завод, храм или домик, где жил Павел Бажов, можно хранить в квартире на полке или носить как брошку на одежде.
Творить Наталья предпочитает «с натуры». Из беседки на городской набережной открывается прекрасный вид на завод Турчаниновых-Соломирских. В 1732 году именно с него началось строительство Сысерти. Когда-то в цехах железоделательного трудился прапрадед самой мастерицы. Может, поэтому это здание для нее — одно из самых любимых в коллекции: завод она сплела аж в трех вариантах.
— Очень долго я для него выбирала цвет из множества оттенков красного. В итоге подошел не кирпичный оттенок, а «красный перец». Окна сделала серебристыми. Если посмотреть, они такими и кажутся, потому что стены за окнами белые — добавляют света ставням.
Забавно, что броши Наталья плетет в технике «кирпичик», словно выстраивая их из бисера. Будто архитектор, прежде чем приступить к кладке, она сначала рисует чертеж будущего здания. Порой, чтобы добиться исторической точности, приходится изучать архивы местных краеведов: некоторые здания в городе стоят полуразрушенными или находятся на реконструкции.
— Мы работаем в связке с Натальей. Изучаем чертежи, архивные фотографии, часто они нас выручали, — рассказал краевед Александр Савичев. — Если какие-нибудь фасады плохо сохранились, старые фотографии приходилось прямо до тонкостей разбирать.
Больше всего повозиться пришлось со зданием заводоуправления. Пока Наталья подбирала для него бисер, оно несколько раз успело поменять цвет.
— Изначально, когда я за него взялась, оно было такого выцветшего желтого оттенка. Я очень долго искала такой бисер, — вспоминает Наталья. — Потом мы решили взять за основу его архивный образ, нашли материалы, где указано, что цвет фасада был белый. На момент изготовления крыша была бордовой — я ее такой и сплела. Но тут зданию решили вернуть его исторический образ и перекрасили крышу в зеленый. Мне пришлось снова переделывать значок.
В миниатюре Наталья возвела старый каретный двор, церковь Симеона и Анны, дом, где жил Павел Бажов, и школу, где он учился. Заодно она решилась сплести и портрет уральского писателя.
— С ним было очень сложно. Очень мелкий бисер, и пришлось несколько раз переделывать, чтобы глаза получились человеческими, а не мультяшныеми. На его портрет ушло где-то 20–30 часов чистой работы. Для сравнения: один значок, тот же маленький завод, могу сделать за два часа, — говорит мастерица.
Сысерть в значках хорошо разбирают местные чиновники. Даже мэр города купил себе заводик. И конечно, уральские достопримечательности с собой увозят туристы, причем в последнее время они просят Наталью сплести памятники архитектуры и их городов, поэтому мастерица планирует расширять географию бисеростроения.
А еще почитайте историю свердловчанки, которую с рукоделием связал сын. Ранее мы рассказывали о жительнице Екатеринбурга, которая делает валенки для богачей, и писали про мастерицу, которая создает игрушки с ноготок.