После начала военной спецоперации многие иностранные компании прекратили свою деятельность на территории России (смотрите список). Перестали работать в том числе и два крупнейших в мире стриминговых сервиса — Spotify (полностью уходит из России с 11 апреля) и Apple Music.
Музыканты, которые на фоне происходящего в мире остались еще и без концертов, лишились существенной части заработка.
— Меня коснулся экономический кризис, и я уже чувствую последствия на себе. Наверное, из-за того что мыслю в плане своих доходов не месяцами, а годами, то есть мое планирование распространяется на один год вперед. Все компании, с которыми я сотрудничала, либо покинули Россию, либо как-то сократили свою деятельность, либо исключили меня из своей работы и по-дружески, по секретику мне сказали, что это их попросили сверху, — рассказывала ранее в своих соцсетях певица из Екатеринбурга Лиза Монеточка.
Как рассказал E1.RU Дмитрий Харламов, менеджер екатеринбургской певицы Вики Радисевой, ушедшие иностранные стриминги действительно приносили музыкантам больше денег, чем отечественные.
— Оплата идет за каждое прослушивание, ставка за которое считается поквартально и каждые три месяца немного меняется. Сумму принято считать за 1000 стримов, и в зависимости от квартальной ставки, площадки, наличия подписки у пользователя сумма за 1000 стримов варьируется от 20 до 150 рублей, — пояснил Дмитрий.
Независимый эксперт по музыкальному маркетингу из компании ONErpm Глеб Лисичкин при этом отмечает, что расценки на стримингах зависят от целого ряда факторов.
— Какой стриминг сколько приносит — это коммерческая тайна, никто не раскрывает конкретное число микроцентов за каждое прослушивание. Всё сильно зависит от территории (в разных странах — разная стоимость подписки на сервисы), объема каталога правообладателя (ставка за трек у мейджор-лейблов исторически немного больше, чем у независимых лейблов, но опять же никто вам не скажет, на сколько), и других факторов, — отмечает Глеб Лисичкин. — Также у всех музыкантов — разная структура стриминг-кошелька, это зависит от жанра, аудитории и так далее.
Но даже если считать усредненный уровень дохода, например, у Лизы Монеточки, то получается, что в Spotify за свои самые популярные треки она заработала в районе 750–800 тысяч рублей за всё время. Можно предположить, что сопоставимое количество прослушиваний и отчислений песни собрали и в Apple Music.
На отечественных же площадках даже при аналогичном числе прослушиваний заработок снижается раза в два. Но нужно учитывать, что у крупных звезд условия сотрудничества с сервисами могут быть куда более выгодными в сравнении с молодыми музыкантами.
Но представители индустрии всё же считают, что уход иностранных сервисов критичен не для всех отечественных музыкантов, потому что на российском рынке их доля была не настолько высока.
— Apple Music и Spotify действительно в этом плане были самыми «дорогими», платили больше всего. Но доля рынка у них не была решающей. А вот «ВКонтакте», если брать по общему количеству слушателей, был доминирующим всё это время. Пока говорили, что он умирает, люди там продолжали слушать музыку. У «Яндекса» тоже всё прекрасно, а с учетом ситуации становится еще лучше, — говорит Дмитрий Харламов. — Из-за ухода площадок к ним сейчас активно перетекает аудитория.
«Уже слышал от музыкантов, что количество слушателей на "Яндексе" в марте увеличилось на треть по сравнению с предыдущими месяцами»
В наиболее уязвленном положении в итоге снова оказываются молодые музыканты.
— Довольно много от ухода платформ теряют нишевые и инди-музыканты.Spotify — это про прогрессивную аудиторию, там слушали нишевые жанры по типу шугейза и постпанка, и музыканты этих направлений сейчас вынуждены заново находить того же своего слушателя на новых платформах. Для поп- и рэп-музыки это не очень большая проблема, на мой взгляд, там не было большой доли их аудитории, — добавил Дмитрий Харламов. — Хотя, например, недавно обсуждали стриминги с ребятами из местной группы «Сова». Они говорили, что у них доля «Вконтакте» и Spotify была примерно 50/50. Поэтому для них эта ситуация не очень — аудитории нужно найти их на новой площадке, а площадка еще и платить меньше будет. Но это скорее частный случай.
В свою очередь Глеб Лисичкин из ONErpm отмечает, что глобально куда большей проблемой может стать не уход Spotify, а ситуация с YouTube.
— В целом почти половина потребления музыки на планете происходит через YouTube, в том числе и опосредованно, и технически то, что сервис выключил премиум-подписку для россиян — это может нанести больший вред, чем даже уход Spotify. Но монетизация музыки на YouTube — это не такой простой процесс, тут еще не до конца понятна механика. Возможно, монетизация музыки в YouTube останется. Но вообще, конечно, это всё мелочи, и про кошельки артистам стоит беспокоиться не в первую очередь, — добавил Глеб Лисичкин.
«Даже если Spotify и YouTube Premium вернутся, уже ничего не будет "как раньше"»
А где вы слушали музыку?
Отметим, что без привычных площадок остались не только музыканты. Блогеры, которые годами набирали подписчиков, потеряли охваты и рекламные контракты после запрета Instagram (деятельность запрещена в РФ). Посмотрите, что они говорят о происходящем.